Регион: Выбрать регион
Сейчас: 5 мая 11:20:02
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Экономико-организационный механизм концептуального подхода в сфере обращения с отходами

Г.Н. ФАЛЬКОВА

к.т.н., доцент

Кузбасский эколого-правовой Центр

Кемерово

Совершенствование системы управления отходами признается сегодня главной проблемой в области охраны окружающей среды. Основные шаги по решению этой проблемы были определены на Международной конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002г [3]. Они включают, в том числе: «предотвращение и минимизацию отходов и максимальное повторное использование, вторичную переработку ресурсов, а также применение альтернативных экологически безопасных материалов, предполагающее участие правительств и всех заинтересованных сторон, с целью минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую среду и повысить эффективность ресурсов».

Загрязнение природной среды отходами производства и потребления в последние годы становится проблемой, остроту которой понимают уже не только специалисты-экологи. Отходы производства и потребления относятся к одному из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, обуславливающих ухудшение условий жизнеобитания человека. Опыт свидетельствует, что полностью используется только 20-40% добытого и переработанного сырья, тогда как большая часть превращается в отходы различной степени опасности. По мере использования материальных ресурсов они также переходят в категорию отходов. В итоге основная масса изъятых природных материалов трансформируется в отходы, которые зачастую представляют гораздо более высокую экологическую опасность, чем исходное сырье, и являются прямыми или косвенными источниками загрязнения всех компонентов окружающей среды.

Для сохранения качества окружающей природной среды и минимизации накопления отходов, наиболее оптимальным является путь совершенствования технологий производства. При этом либо внедряется малоотходное производство, либо изменяется структура отходов и они становятся менее опасными, пригодными для дальнейшей переработки в продукцию хозяйственного назначения.

Концептуальные подходы направлены на предотвращение негативного воздействия промышленных и бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека на основе их сокращения и максимального вовлечения в хозяйственный оборот в качестве источника вторичных материальных и энергетических ресурсов, сохранение и экономия первичных природных ресурсов, сокращение количества отходов, подлежащих захоронению и уничтожению, на основе создания в Кемеровской области нового вида экономической деятельности, объединяющего сбор, транспортирование, переработку и утилизацию отходов.

Указанная проблема прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Кемеровской области:

  • эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства и потребления;
  • модернизация промышленности на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
  • активизация инновационной деятельности в сфере внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • сохранение и экономия природных ресурсов в условиях их истощения;
  • эффективное использование сырьевых ресурсов, включая вторичные;
  • создание условий для многократного использования вторичных материальных и энергетических ресурсов;
  • улучшение экологической ситуации;
  • создание новых рабочих мест.

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот представляет собой многоплановую проблему, охватывающую все отрасли материального производства, сферу услуг, экспорт и импорт, ресурсопотребление, ресурсосбережение и охрану окружающей среды.

Экономико-организационный механизм реализации концептуального подхода заключается в использование экономических инструментов, которые имеют довольно широкую область применения в сфере управления отходами. Эти инструменты позволяют перенести финансовое бремя на производителей отходов, в идеале в такой степени, что эти затраты стимулируют уменьшение объема отходов. В другом случае – хозяйствующим субъектам предлагают финансовые стимулы, например, в форме льготных кредитов, налоговых льгот или грантов, если они осуществляют проекты по уменьшению объема отходов, оказывающих существенное влияние на санитарное состояние территории.

Экономические стимулы поощряют рациональных производителей отходов изменять поведение, балансируя уменьшением платы за обращение с отходами и увеличением затрат, направленных на внедрение безотходных и малоотходных технологий. Инструмент может быть определен как «экономический», если он затрагивает оценку затрат и выгод от альтернативных действий участников процесса обращения с отходами, а также влияет на их поведение и принятие ими решений таким образом, что в результате выбираются альтернативы, формирующие более благоприятную экологическую ситуацию в городе.

Экономические инструменты, в отличие от регулирующих, оставляют участникам процесса обращения с отходами свободу выбора в использовании определенных стимулов с выгодой для себя. Они предусматривают использование денежно-кредитных стимулов для поощрения добровольных действий «производителей» отходов в целях усовершенствования окружающей среды.

К экономическим инструментам, которые могут быть применены к участникам системы обращения с отходами в Кемеровской области при реализации концепции, относятся:

1. Льготное налогообложение

2. Налоговое дифференцирование

3. Льготное кредитование

4. Получение грантов, которые представляют собой не подлежащие возмещению формы финансовой помощи. Средства для этих целей могут поступать из бюджетных источников, от зарубежных организаций и международных фондов и предоставляться:

- производителям отходов, которые ведут активную деятельность по минимизации образования отходов (например, участвуют в пилотных проектах), оказывая существенное влияние на санитарное состояние территории;

- предприятиям по сбору, транспортировке, переработке, сжиганию или захоронению отходов, которые производят масштабную модернизацию производства. Применение этого инструмента имеет широкие перспективы.

5. Взимание залоговой стоимости за отдельные виды товаров, в том числе за тару и упаковку. Залоговая стоимость взимается с потребителей при приобретении товара и возмещается при его возврате в предназначенные для этого пункты. Эта система предполагает закладывание дополнительного налога в цену изделий, потенциально загрязняющих окружающую среду. Возмещение залоговой стоимости – стимул для того, чтобы соответствующие товары после использования не попадали в поток отходов, а участвовали в рециклинге, то есть поступали в специальные пункты сбора и повторно использовались или подвергались переработке. Эффективность системы состоит в сохранении ресурсов и уменьшении проблемы твердых отходов. Даже если потребители выбрасывают товар, за который они оплатили депозит, этот специфический тип отходов будет иметь рыночную ценность. Он может быть извлечен из потока отходов на стадии сбора другими людьми. В Российской Федерации эту функцию выполняют лица без определенного места жительства, для которых получение денег за сдачу стеклянных и пластиковых бутылок и алюминиевых банок является одним из источников существования.

6. Создание рынка вторичных материалов и продуктов их переработки. Этот инструмент – один из основных для повышения эффективности функционирования предприятий, занимающихся переработкой отходов или использующих в своем производственном процессе вторичное сырье. В результате взаимодействия поставщиков и потребителей вторичного сырья на рынке складываются определенные, экономически обоснованные цены. Стремление к получению дополнительных доходов заставляет поставщиков повышать качество сырья, производя более тщательную сортировку отходов, подлежащих переработке. Это приводит, во-первых, к повышению рентабельности работы сферы переработки отходов, а во-вторых, к улучшению потребительских характеристик конечной продукции.

7. Штрафные санкции в отношении нарушителей установленных норм по обращению с отходами.

В качестве концептуальных основ необходимо рассматривать следующие положения:

- создание системы учета образования и размещения отходов производства и потребления;

- создание производственных предприятий комплексной переработки отходов производства и потребления;

- рекультивация закрытых полигонов по утилизации отходов производства и потребления;

- научно-обоснованное сочетание защиты здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния, оказываемого накоплением, транспортированием, переработкой, утилизацией и удалением отходов, и экономических интересов общества;

- проведение мер, направленных на снижение образования загрязнений, включая отходы, на основе внедрения наилучших существующих технологий;

- стимулирование использования вторичных материальных и энергетических ресурсов с целью экономии природных ресурсов;

- отходы производства и потребления должны максимально полно утилизироваться промышленными методами с учетом технических возможностей, экономической целесообразности и экологической безопасности на приемлемом уровне;

- направление утилизации и глубина переработки местных промышленных и твердых бытовых отходов должны определяться интересами соответствующих территорий, в связи с чем, полученная продукция, преимущественно, должна использоваться на местах;

- в зависимости от объемов и экономической целесообразности первичная подготовка или глубокая переработка промышленных отходов с получением товарной продукции должна производиться на предприятии, где эти отходы образуются;

- вторичное сырье, извлекаемое из твердых бытовых отходов, должно полностью вовлекаться в хозяйственный оборот на основе современных технологических методов, с учетом применения новых финансово-экономических схем.

Данные об объемах образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в Кемеровской области представлены в таблице 1.

Сведения об образовании, использовании и обезвреживании отходов

производства и потребления, млн.т.

Наличие отходов на начало 2006г

Образование отходов за 2006г

Использовано отходов

Обезврежено отходов

Всего

%

Всего

%

Всего отходов

6230,7

1698,3

951,2

56

0,058

0,003

I класс опасности

0,01

0,012

0,011

91,6

0,001

8,3

II класс опасности

0,007

0,033

0,032

97

0,001

3

III класс опасности

0,169

0,272

0,195

71,5

0,004

1,5

IV класс опасности

5,750

7,491

7,214

96,3

0,012

0,2

V класс опасности

6224,764

1690,492

943,748

55,8

0,04

0,002

Среди отраслей промышленности наибольшие объемы образования отходов отмечены в горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, обрабатывающих производствах (производство кокса, металлургическое производство, химическое производство), теплоэнергетических предприятиях (97%, 2%, 0,4% соответственно).

Распределение отходов по классам опасности по отраслям промышленности следующее:

I класс опасности: обрабатывающие производства – 99,07%; добыча полезных ископаемых – 0,69%; транспорт и связь – 0,12%, прочие – 0,12%.

II класс опасности: обрабатывающие производства – 99,27%; транспорт и связь – 0,29%; добыча полезных ископаемых – 0,27%; прочие – 0,17%.

III класс опасности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 63,67%; обрабатывающие производства – 18,49%; оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств – 8,29%; добыча полезных ископаемых – 3,96%; транспорт и связь – 2,91%; теплоэнергетика – 2,4%; прочие – 0,28%.

IV класс опасности: обрабатывающие производства – 68,22%; добыча полезных ископаемых – 23,54%; теплоэнергетика – 4,51%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 1,4%; жилищно-коммунальное хозяйство – 1,3%; транспорт и связь – 0,78%; прочие – 0,25%.

V класс опасности: добыча полезных ископаемых – 97,55%; обрабатывающие производства – 1,5%; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 0,54%; теплоэнергетика – 0,39%; прочие – 0,02%.

Вопросы использования отходов производства и потребления по существу выпали из сферы централизованного государственного управления. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием экономически эффективных нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с отходами, а также материально-технической базы эффективной утилизации отходов.

Экологизация производства требует внедрения нового правого и экономического механизма рационального природопользования, который бы заинтересовал природопользователей на внедрение прогрессивных технологий добычи угля и другого минерального сырья, реконструировать обогатительные фабрики, снижать отторжение земель для несельскохозяйственных целей, осуществлять строительство современных полигонов по обезвреживанию и захоронению не утилизируемых, в том числе, токсичных отходов. Существующий сейчас экономический механизм не стимулирует природопользователей проводить подобные мероприятия, поскольку ставки платежей за загрязнение, в том числе и за хранение отходов составляют незначительную часть затрат даже на крупнейших промышленных предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году/ Объединённое главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кемеровской области. – Кемерово: Издательство «Практика», 2007. – 388 с.
  2. Европейская практика обращения с отходами: проблемы, решения, перспективы. – Санкт-Петербург, 2005г.
  3. Отчёт Международной конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. – Йоханнесбург, 2002г.
  4. Экология и экономика природопользования: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Э.В. Гирусова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Количество просмотров: 4802
16.02.2010 12:49 | ecolблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама