Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Гражданской Авиации,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
The process of Logistics switching to the Physical Internet
Glinskiy Vladimir Anatolevich
Candidate of Engineering Science, Docent
Saint Petersburg State University of Civil Aviation,
Saint- Petersburg, Russia
Обсуждаются направления и этапы перехода на Физический интернет (PI).
Особое внимание уделено процедуре преобразования логистических узлов и сетей, а также вопросам управления PI и его доступности.
Ключевые слова: узлы и сети Физического интернета, этапы воплощения в жизнь «Физического интернета.
The directions and stages of the transition to the Physical Internet (PI) are discussed. Special attention is paid to the procedure of transformation of logistics nodes and networks, as well as to the issues of PI management and its availability.
Key words: nodes and networks of the Physical Internet, stages of implementation of the " Physical Internet.
«Физический интернет» (Physical Internet - PI / А) - логистическая система, основанная на принципах физической, цифровой и операционной взаимосвязи, стандартных и свободных «интерфейсах», «протоколах» нейтральной среды, стандартах инкапсуляции (модульные А -контейнерах) [1- 3] с курьерским сервисом доставки («первой» и «последней» мили).
Рассмотрим поэтапный план внедрения Физического интернета (табл. 1).
Таблица 1
Этапы воплощения в жизнь «Физического интернета»
п/н |
Этап |
Суть этапа |
Цель |
1 |
Переход от логистических узлов (ЛУ) к узлам Физического интернета (УФИ)
|
В ЛУ товары хранятся, трансформируются или перегружаются с одного вида транспорта на другой. Порты, аэропорты, терминалы, распределительные центры, склады - примеры ЛУ. |
Концепция PI предполагает трансформацию ЛУ в ЛУ PI, в которых операции стандартизированы и широко используются «семейства» стандартных и функционально-совместимых модульных грузовых единиц от морских контейнеров до небольших боксов. Службы в ЛУ PI открытые, доступны в цифровом виде и могут использоваться для операций планирования, бронирования и т.д. |
2 |
Переход от логистических сетей (ЛС) к сетям PI
|
Логистические сети формируют меж узловые перевозчики и узловые грузовые агенты, работающие в единой нейтральной среде, формируя единый ТСА. |
ЛС могут включать в себя множество подконтрольных одной компании функций – управление запасами, транспортное планирование, маршрутизацию и управление мощностями. Ожидается, что сеть Физического интернета будет создавать цельные, гибкие и отказоустойчивые сервисы «от двери до двери». |
3 |
Системы логистических сетей
|
Развитие системы ЛС в сторону PI - включает отдельные логистические сети, которые связаны между собой. |
Активы, услуги и ресурсы отдельных логистических сетей могут быть доступны всем владельцам логистических сетей. Система логистических сетей требует безопасных, эффективных и расширяемых услуг для потоков товаров, информации и финансов. |
4 |
Доступность и адаптация
|
Описание основных требований для доступа к Физическому интернету через его составные логистической сети. |
Показать компаниям, в рамках их текущей деловой среды, что сотрудничество, даже с конкурентами в сфере логистики, — это не только хорошая идея, но и на прямую или через поставщиков влияет на реализацию логистических услуг. |
5 |
Управление PI |
Преобразования ЛУ и ЛС в PI. |
Составление карты и анализ моделей управления. |
Особая трансформация ЛУ PI происходит на «последней миле», где формируется Облачное хранилище (cloud storage). Товары хранятся и обрабатываются в «облаке» грузовых агентов терминально-сетевого альянса (ТСА). С точки зрения клиента cloud storage представляет собой один виртуальный терминал. Остановимся на каждом из пяти этапов табл.2 – 6.
Таблица 2
Этапы развития логистических узлов (ЛУ)
Этап |
Название |
Суть этапа |
Этап 1 (2015-2020)
|
Нестандартизованные перегрузочные узлы (текущий статус). |
ЛУ характеризуются структурированными процессами, связанными со стандартными грузовыми единицами - поддоны и контейнеры. Технология взаимодействия грузовых единиц не стандартизирована. |
Этап 2 (2020-2025) |
Наиболее удобное предоставление услуг в узлах.
|
ЛУ начинают взаимодействовать и предлагать услуги в открытом и цифровом виде. Сервис становиться стандартным и функционально совместимым. Пользователи свободно бронируют и участвуют в бизнес-операциях. |
Этап 3 (2025-2030) |
Предоставление автоматизированного Сервиса в узлах.
|
Широкое внедрение автоматизированных операционных процессов. ЛУ будут взаимодействовать с ЛС на запросы услуг в автоматическом режиме. Будут определены стандартные протоколы и операции, облегчающие доступ к ресурсам узлов. ЛУ взаимодействуют в ЛС по всей цепочке. |
Этап 4 (2030-2035) |
Соединение узлов с помощью сетей и формирование «облачного хранения». |
ЛУ будут сертифицированы и соответствовать стандартам, определенным на предыдущих этапах, поэтому они смогут стать частью узлов PI. Будет обеспечены доступность услуг, автоматизированное управления и обработки грузов в ЛУ. |
Этап 5 (2035-2040) |
Автоматизированные узлы «Физического интернета».
|
Развернуть узел PI в полном масштабе, что позволит обеспечить автономное взаимодействие, как физическое, так и цифровое, между узлами в Системе ЛС. Данная сеть, образованная множеством различных подсетей, будет обслуживать весь мир. |
Этапы развития логистических сетей (ЛС)
Этап |
Название |
Суть этапа |
Этап 1 (2015-2020) |
Рост платформ бронирования (текущий статус). |
Развитие платформ цифрового бронирования для рынка логистических услуг. Совместные ЛС разработаны для каждого вида транспорта. |
Этап 2 (2020-2025) |
Операционная синхромодальность. Создание единого тарифного справочника ТСА. |
Разработка системы и технологии для беспрепятственного доступа к «физическим интрасетям». Это позволит управлять потоками за счет быстрого перемещения грузов между видами транспорта, использования общих накладных и синхронизации графиков. |
Этап 3 (2025-2030) |
Объединение / разделение нескольких отправлений (в пути). Стыковка расписаний рейсов в мультимодальном ТСА. |
Укрепление вертикальной связи между поставщиками услуг и грузоотправителями. Гарантированные и гибкие графики доставки от двери до двери, с помощью цифровых транспортных документов для совместного использования. |
Этап 4 (2030-2035) |
Динамическая оптимизация ответных сетевых потоков |
Открываются новые динамические возможности для управления сетевых потоком в реальном времени. Обеспечение устойчивости к перебоям в поставках. |
Этап 5 (2035-2040) |
Полная автоматизация операций сети PI. |
Создание вертикальной интеграции, объединяющей процессы и информацию, которые будут являться общедоступными. |
Таблица 4
Этапы развития логистических сетей
Этап |
Название |
Суть этапа |
Этап 1 (2015-2020)
|
:Silos внутри silos (отдельные подсети). Silo – он ёмкость для хранения данных. |
Фрагментированное состояние сетей, Развитие собственных транспортных сетей (ТС), либо ТС экспедитора. Экспедиторы все чаще объединяются вместе для формирования партнерские сети. Эти глобальные сети не связаны и товары не могут беспрепятственно перемещаться по ним. |
Этап 2 (2020-2025) |
Подключение сетей к сетям |
Разработка Протоколов межсетевого взаимодействия, что позволит частным и специализированным логистическим сетям (ЛС) подключаться друг к другу. Эти протоколы позволять партнерам перейти к открытым, основанным на стандартных протоколах соединениям. |
Этап 3 (2025-2030) |
Расширенное межсетевое соединение |
Протоколы будут готовы к фактическому использованию во внутрикорпоративных сетях. Логистические услуги ЛС начнут работать на основе цифровых и полностью взаимосвязанных протоколов и процедур, включая планирование и выполнение нескольких поставок клиентам в объединенную систему ЛС. |
Этап 4 (2030-2035) |
Масштабируемая взаимосвязь ЛС |
Переход к протоколам, позволяющим увеличивать масштаб ЛС. |
Этап 5 (2035-2040) |
Полная функциональность PI. и взаимодействия сетей |
Станет доступна первоначально задуманная функциональность PI.. Глобальные системы ЛС будут взаимосвязаны. Дополнительные возможности будут постоянно добавляться. |
Таблица 5
Этапы по формированию доступности и адаптации Физического интернета
Этап |
Название |
Суть этапа |
Этап 1 (2015-2020)
|
Создание пулов и альянсов |
Пока еще координационная функция внутри цепочек поставок фрагментирована и различается в зависимости от цепочки. На профессиональном уровне видно широкое понимание необходимости сотрудничества. Доверие и обмен информацией по-прежнему являются препятствиями на пути к дальнейшей интеграции. |
Этап 2 (2020-2025) |
Вертикальная демонстрация Физического интернета |
Появится повышенная связь для всех заинтересованных сторон в вертикальной цепочке поставок или логистической сети, лучшее понимание операционных преимуществ благодаря вертикальным интегрированным цепочкам поставок, основанным на фактических данных. |
Этап 3 (2025-2030) |
Масштабные демонстрации Физического интернета |
Интеграция и сотрудничество между ЛС ведет к более широкому масштабу, что приводит к более эффективному принятию решений на основе больших консолидированных объемов ресурсов и возможностей для удовлетворения спроса. Преимущества состоят в том, что можно реализовать смену режима работы для большего пула цепочек поставок. Поставщики логистических услуг смогут координировать потоки товаров от разных клиентов по нескольким сетям внутри отраслевых вертикалей. |
Этап 4 (2030-2035) |
Распространение Физического интернета |
Горизонтальная и вертикальная интеграции. ЛС полностью интегрированы с полной возможностью управления собственными ресурсами и активами, и доступом к внешним услугам открытым и стандартизированным способом. |
Этап 5 (2035-2040) |
Каждый может получить доступ к Физическому интернету |
Физический интернет полностью доступен и широко используется. Физический Интернет обеспечивается объединенной сетью цифровых данных, построенной на основе концепции объединенной сети платформ. |
Таблица 6
Этапы создания управляемой системы физического интернета
Этап |
Название |
Суть этапа |
Этап 1 (2015-2020) |
Разрозненные термины, правила и стандарты |
Управление ЛС характеризуется разбросанным и несбалансированным набором условий, правил, стандартов и положений. Еще нет согласованной структуры управления. |
Этап 2 (2020-2025) |
Правила и управление для платформ обмена активами |
Упрощенное и безопасное совместное использование активов. Стандарты безопасности/. Первый шаг к общей структуре управления взаимосвязанными сетями. Первоначальные ЛС возникнут на основе существующих платформ совместного использования активов или обслуживания, например IATA.. |
Этап 3 (2025-2030) |
Создание органа по управлению PI |
Рост вертикально интегрированных интермодальных ЛС за счет согласованных условий и правил. Структура управления будет определена организацией, контролирующей ЛС, по согласованию с клиентами и поставщиками. Будет создан орган по определению системы управления ЛС. |
Этап 4 (2030-2035) |
Промышленное внедрение правил и моделей PI, |
Рост интеграции различных цепочек поставок и создания систем ЛС.Структура управления будет расширена для поддержки масштабируемых моделей управления для увеличения ЛС. |
Этап 5 (2035-2040) |
Стабильные правила и модели PI, |
Устойчивый рост ЛС сетей PI благодаря установленным во всем мире правилам и органам управления. Структура управления будет охватывать все соответствующие бизнес-аспекты/ |
Таким образом, анализ пяти последовательных этапов развития ЛС показывает необходимость создания иерархической инфраструктуры сети (опорных хабов; региональных хабов и их спутников; мобильных терминалов, приближенных к конечному потребителю; облачного хранения). А также наполнение этой инфраструктуры содержанием нового формата – нейтральной средой грузовых агентов и перевозчиков, работающих по единым условиям сети (по единым «протоколам» по аналогии с интернетом).
Библиографические ссылки
- Montreuil, B. Ballot, B. Tremblay, W. Modular Design of Physical Internet Transport, Handling and Packaging Containers. Progress in Material Handling Research: 2014.
2. Транспортно-логистические системы перевозки грузов: учебник для вузов / Шведов В.Е., Глинский В.А. с соавт. СПб.: ИЦ «Интермедия» 2019 – 288 с.: илл.
3. Интермодальные транспортно-логистические процессы: Экспедирование, технологии, оптимизация/Ю. И. Палагин, В. А. Глинский, А. И. Мочалов: - СПб.: Политехника, 2019. – 367 с.: ил.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021