Быкадоров Сергей Александрович
д-р экон. наук, проф.
Сибирский государственный университет путей сообщения
г. Новосибирск, Россия
E-mail: byser@ngs.ru
On the Issue of Transport Corridors and Container Transport and the Reasons for their Decline and Stagnation
Bykadorov Sergey Alexandrovich
Doctor of Economic Sciences
Siberian State Transport University
Novosibirsk, Russia
Рассматривается статистика международных грузовых перевозок в разрезе транспортных коридоров. Приводятся причины изменений динамики объемов контейнерных перевозок в различных регионах мира. Высказываются предположения о причинах разбалансированности международного транспортного рынка.
Ключевые слова: Транспортные коридоры, контейнерные перевозки, пандемия
The statistics of international freight transport in the context of transport corridors are considered. The reasons for changes in the dynamics of container traffic volumes in different regions of the world are given. Suggestions are made about the reasons for the unbalanced international transport market.
Key words: Transport corridors, container transport, pandemic
Роль грузовых перевозок в мировой экономике
В современном мире все больше увеличивается спрос на различные виды товаров: для конечных потребителей и незавершенного производства, повседневные и специфические товары. Большую роль в этом сыграла глобализация, которая дала новый толчок в развитии мировых экономических отношений. С уровнем развития глобализации на мировом рынке товаров и услуг появляются новые игроки, заинтересованные в совместном взаимодействии и сотрудничестве. Сектор перевозок играет огромную роль в формировании мировой экономики: появляются новые рабочие места, налаживаются отношения между государствами, появляется возможность взаимодействия транспортных и производственных компаний, формируются экономические объединения.
Мировой экономический рост является решающим фактором в увеличении морских перевозок. Морские перевозки являются дешевым видом транспорта ввиду возможности перевозки огромного объема груза на одном судне. Выстраивая новые маршруты, налаживая регулярные сообщения и формируя новые транспортные узлы, морские перевозки значительно улучшают экономические состояние стран и городов, задействованных в этих процессах. Изобретение контейнеров позволило значительно уменьшить конечную сумму затрат на транспортировку [1]. На рис. 1 представлена динамика международных морских перевозок, млн. тонн [2].
Рис.1 – Динамика международных морских перевозок, млн. тонн
В 1980 году морским транспортом было перевезено 3704 млн. тонн грузов:
- контейнерных грузов 102 млн., что составляло 2,75 % от общего объема;
- других сухих грузов (в том числе генеральные грузы) 1123 млн., что составляло 30,3 % от общего объема;
- основных массовых грузов 608 млн., что составляло 16,4 % от общего объема;
- нефть и газ 1871 млн., что составляло половину всего перевезенных грузов, а именно 50,5 % от общего количества.
Согласно динамике, спад совокупного перевозимого объема происходит в 1985 г. на 374 млн. тонн, по сравнению с 1980 г. Начиная с 1990 г. общий объем перевезенного груза с каждым годом увеличивается до 2009 г., пока не происходит падение объема в связи с мировым экономическим кризисом. В 2009 г. сократилась мировая торговля, безусловно повлиявшая на объемы перевозок по всему миру. В 2009 г. было перевезено на 2379 млн. тонн меньше, по сравнению с 2008 г. Наибольшие потери наблюдаются у других сухих грузов (209 млн. тонн), на фоне падения общего объема перевозок можно отметить рост перевозки массовых грузов на 76 млн. тонн.
В 2017 г. совокупный перевозимый объем достигает 10702 млн. тонн:
- контейнерных грузов 1834 млн., что составило 17 % от общего объема;
- других сухих грузов 2526 млн., что составило 23 % от общего объема;
- основных массовых грузов 3196 млн., что составило 29% от общего объема;
- нефть и газ 3146 млн., что составило 29 % от общего объема.
Темпы роста перевозки груза в процентном соотношении с 1980 г. по 2017 г.:
- контейнерные грузы – увеличение объема на 1798 %;
- другие сухие грузы – увеличение объема на 225 %;
- основные массовые грузы – увеличение объема на 526 %;
- нефть и газ – увеличение объема на 168 %;
Благодаря динамике можно прийти к выводу, что с 1980 г. наблюдается прирост во всех направлениях перевозки грузов. Самый большой прирост прослеживается у контейнерных грузов, объем перевозок которых почти за 40 лет увеличился на 1798 %. Это говорит о популярности и востребованности контейнерных перевозок по всему миру. Общая динамика показывает, что мировая экономика идет в направлении всемирной глобализации.
Хотя морские перевозки и считаются относительно дешевым видом транспорта, для них обязательно нужна развитая инфраструктура. Без начальных вложений в инфраструктуру невозможно организовать эффективные морские перевозки. Каждая страна сама определяет для себя, в каком направлении она будет развиваться. Мировая тенденция показывает, что азиатский рынок развивается наибольшими темпами.
На рис. 2 представлены мировые морские перевозки с разбивкой по регионам (доля в процентах от мирового объема грузов) [2].
Рис. 2 – Мировые морские перевозки в разбивке по регионам (доля в процентах от мирового объема грузов)
Наибольшую долю морских перевозок занимает восточноазиатский регион. Обуславливается это тем, что на этой территории сфокусирован основной объем контейнерных портов и отсюда начинаются крупнейшие морские пути. В доле морских грузоперевозках около 40% всех перевезенных грузов занимает Китай, после идет США, которые перевозят всего 4% от совокупного объема всего перевезенного груза. Первое место в мире занимает крупнейший порт Китая «Шанхай», который обрабатывает 42 миллиона TEU в год. Второй по величине порт в мире находится в Сингапуре и носит название «Сингапур». «Сингапур» обрабатывает примерно 37 миллионов TEU в год. В Европе самым крупным портом является порт «Роттердам», который находится в Нидерландах. Порт обрабатывает 14,5 миллионов TEU в год. В России крупнейшим морским портом является Новороссийский порт, который обрабатывает 0.8 млн TEU в год.
Безусловно, лидером в морских перевозках остается Китай. Масштабы производства, перевозки, строительства и взаимодействия с другими странами ставят Китай лидером на мировом рынке морских грузоперевозок [3].
Тенденция контейнерных перевозок растет с каждым годом. Дешевизна, практичность, безопасность и удобность контейнеров обуславливает их популярность на рынке перевозок. На рис. 3 представлена величина перевезенных TEU по годам, млн [2].
Общая тенденция показывает, что до мирового экономического кризиса в 2009 году наблюдался рост объема перевозимых грузов с использованием контейнеров. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, объем перевозимого груза упал примерно на 8 %, со 103 млн. TEU до 91 млн. TEU. В 2010 году происходит рост объема перевозимого груза примерно на 17 %, с 91 млн. TEU до 114 млн. TEU. В целом наблюдается положительная динамика.
Рис. 3 – Величина перевезенных TEU по годам, млн
2. Транспортные коридоры
Безусловно, морские перевозки занимают лидирующие позиции в мире по объему перевозимого груза. Но для доставки товаров и груза до конечного получателя в большинстве случаев невозможно обойтись без других видов транспорта. Перевозки внутри стран, где невозможно задействовать морской транспорт, обуславливают необходимость задействования таких видов транспорта, как речной, автомобильный, и железнодорожный. На большие расстояния перевезти значительный объем товаров позволяет железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры во многих странах. Формирование сети железных дорог позволяет создать новые рабочие места, организовать и осуществлять перевозку грузов внутри страны, а так же создавать международные железнодорожные сообщения, что положительно сказывается на экономике страны и укрепляет отношения между государствами. В тройку мировых лидеров по длине железных дорог входят США, Китай и Россия. Первое место занимает США с общей протяженностью дорог 258 тыс. км. На втором месте расположился Китай с протяжённостью дорог 127 тыс. км. Тройку лидеров замыкает Россия с общей протяженностью дорог 85 500 км [4].
Международные железнодорожные сообщения реализуются в рамках международных транспортных коридоров. Транспортные коридоры – это часть транспортной системы, объединяющая несколько городов или стран, обеспечивающая эффективное транспортное сообщение между участниками. Суть таких коридоров в том, чтобы сконцентрировать основной грузопоток на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень необходимой инфраструктуры. Перевозки с использованием таких коридоров удешевляются за счет эффекта масштаба. Охватывая несколько стран, транспортные коридоры положительно влияют на экономическое состояние участников. Один из наиболее известных коридоров – панъевропейский транспортный коридор, в который входит сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Находится в Центральной и Восточной Европе.
В России наиболее известными транспортными коридорами являются коридоры «Север-Юг», «Транссиб (Восток-Запад)» и «Северный морской путь». На рис.4 представлены транспортные коридоры, проходящие через Россию [5].
Рис. 4 – Транспортные коридоры, проходящие через Россию
В последнее время в связи с пандемией произошел резкий спад перевозок в рамках транспортных коридоров. И в связи с этим резко возрос уровень транспортных тарифов. К чему это приведет – пока неясно! Есть вероятность, что произойдет некоторая разбалансированность международного транспортного рынка и передел таких рынков. Однако, в прессе наблюдаются и такие сообщения [5]: «Тарифы на морские и железнодорожные перевозки из Китая снизились на 30%- сообщают СМИ. Так, к середине марта тарифы на контейнерные перевозки по морю из Китая во Владивосток снизились с январских $4–4,5 тыс. до $3 тыс. за 20-футовый контейнер и с $6,5 тыс. до $5,7 тыс. – за 40-футовый. Тариф на железнодорожную перевозку за 1 контейнер упал с $9 тыс. в январе-феврале до $6–7 тыс. в марте 2021 года. Это касается большинства станций отправления, исключая наиболее загруженные, такие как Шанхай.
Впрочем, это снижение после бурного роста тарифов, который наблюдался в третьем-четвёртом кварталах 2020 г.»
Библиографическии список:
- Фролова Н.В. Эффективность создания контейнерных обменных пунктов / Фролова Н.В., Быкадоров С.А. // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. - 2014. - № 1. - С. 71-72.
- Обзор морского транспорта, 2018 год: издание ООН опубликовано конф. ООН по торговле и развитию, 2018 г. – 127 с. - eISBN 978-92-1-047246-3.
- Бабурина О. Н. Морские порты мира и России: динамика грузооборота и перспективы развития / О.Н. Бабурина, С. И. Кондратьев // Морские вести России. – 2016. - № 6. – С. 141-144.
- Бжуско, С. А. Влияние железнодорожного транспорта на экономику России и Китая (сопоставительный анализ): автореф. дисс. канд. эконом. наук: 23.11.2009 / Бжуско Станислав Владимирович; Гос. ун-т упр-я. – Москва, 2009. – 15 с.
- Сакульева Т. Н. Международные транспортные коридоры России как инструмент интеграции в мирохозяйственный товарообмен / Т. Н. Сакульева // Вестник Университета. – 2015. - № 3. – С. 74-77.
- https://f-husainov.livejournal.com/772363.html (дата обращения 19.03.2021)
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021