Борисова Людмила Андреевна
к.э.н., доцент, магистрант 1 курса,
НИУ Высшая школа экономики
г. Москва, Россия
E-mail: la.borisova@hse.ru
The role of social networks in logistics
Borisova Lyudmila Andreevna
Associate Professor, Ph. D.,
Higher school of economics
Moscow, Russia
Социальные сети стали мощным информационным инструментом, активно используемым логистическими компаниями. В настоящей работе был проведен автоматический анализ более 50 тыс. новостных сообщений, опубликованных в социальной сети «Вконтакте», что позволило изучить динамику отклика транспортной отрасли на распространение коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: логистика, социальные сети, коронавирус.
Social networks have become a powerful information tool, actively used by logistics companies. In the work, an automatic analysis of more than 50 thousand news reports published in the social network "Vkontakte" was carried out, which allowed us to study the dynamics of the response of the transport industry to the spread of coronavirus infection.
Key words: logistics, social networks, coronavirus
Технологические инновации и запросы потребителей на создание новых технологий и сервисов стимулируют коренные преобразования в индустрии, что известно как Четвертая Технологическая революция или Индустрия 4.0. Социальные сети являются важной составляющей Индустрии 4.0 и могут быть определены как системы отношений между участниками некого сообщества или процесса и методы их анализа. Как показывает анализ, возможности их использования в логистике уже достаточно давно стали предметом внимания исследователей. Так, Картер и соавторы [1] изучали взаимодействие работников логистического предприятия друг с другом и на основе анализа построили социальные сети, формирующиеся внутри коллектива логистических менеджеров. Важно отметить, что эти сети формировались сами по себе, как следствие выстраиваемых внутри коллектива предприятия отношений, а не устанавливались директивно руководством. Исследователи показали, что путем анализа полученных сетей возможно не только контролировать и оптимизировать организационную структуру управления, но и повышать эффективность логистической деятельности предприятия.
Галаскевич (Galaskiewicz 2011) показал способы построения эффективных архитектур цепей поставок на основе метода анализа социальных сетей. Чае (Chae 2015) исследовал потенциальную роль социальной сети Twitter в практической деятельности логистической компании. Исследователем были собраны 22,399 новостных сообщений в социальной сети Twitter (называемых «твитами»), в которых был указан хештег #supplychain. В данном случае хештег – это специальная текстовая метка, оставляемая в сообщении пользователем, обозначающая тематику сообщения и позволяющая поисковым системам производить в соответствии с ней группировку. В сообщении могут присутствовать несколько хештегов, что позволяет значительно сузить тематику. Полученные новостные сообщения были проанализированы методами анализа текста и сетевого анализа. Было найдено, что твиты о цепочках поставок используются различными группами специалистов этих цепочек и организациями (новостными службами, ИТ-компаниями, логистическими провайдерами, производителями) для обмена информацией, найма специалистов и общения с владельцами компаний. Обсуждаются различные темы, начиная от логистики и корпоративной социальной ответственности, заканчивая рисками, производством, информационными технологиями в цепях поставок и даже правами человека; некоторые твиты содержат оценки услуг доставки компаний, эффективности продаж и экологических стандартов, а также нарушений в цепочках поставок.
В настоящее время наиболее популярными в мире являются социальные сети Facebook (месячная аудитория 2,2 миллиарда пользователей), Instagram (месячная аудитория 1,2 миллиарда пользователей), Twitter (месячная аудитория 375 миллионов пользователей), LinkedIn (месячная аудитория 85 миллионов пользователей) Pinterest (месячная аудитория 250 миллионов пользователей), Reddit (месячная аудитория 370 миллионов пользователей). В России и ближнем зарубежье наиболее популярная социальная сеть «Вконтакте» располагающая среднесуточной аудиторией 90 млн. пользователей. Сеть предоставляет пользователю специальные программные инструменты для разработки собственных приложений. В настоящей работе были использованы инструменты поиска по новостным сообщениям.
Результатом стал поиск и анализ всех новостных сообщений в период 2014 -2019 г.г., в которых был указан хештег #логистика. Всего нами было найдено и проанализировано 56342 сообщения. Результаты статистического анализа приведены на Рис.1. Анализ данных позволил выявить наиболее часто встречающиеся хештеги и наиболее активных пользователей, оставляющих сообщения (Рис.3А). Как видно, наиболее часто встречаются хештеги «#грузоперевозки», «#транспорт», «#вакансия». В основном, данные сообщения посвящены предложению работы для водителей и экспедиторов. Можно также видеть хештеги «#supplychain», «#китай», «#таможня», что характерно для сообщений, посвященных рекламе услуг доставки товаров из Китая. Наиболее активные сообщества приведены на Рис.1Б. Как видно, большая их часть фокусируется на проблемах занятости, некоторые связаны с распространением новостей логистики, кроме того представлены сообщества компаний, предоставляющие логистические услуги, («Авто-Транс», «РеалТрансКом»).
Рис.1. Анализ новостных сообщений в социальной сети «Вонтакте» с хештегом #логистика за 2014 - 2019 г.г.
Также можно заметить, что крупные игроки логистического рынка России, такие как РЖД, РЖД-Логистика, FESCO, Трансконтейнер, Транснефть, Волга-Днепр и т.п. практически не используют социальную сеть «ВКонтакте» для распространения информации, связанной с логистикой, цепями поставок или вакансиями. Отметим, что на частоту сообщений с различными хештегами влияет ряд факторов, таких как общая распространенность практики использования хештегов в сообщениях, появление и закрытие тематических новостных сообществ, а также актуальность и потенциальный интерес к сообщениям на данную тематику.
Разработанный нами подход к анализу новостных сообщений в социальных сетях может быть использован для анализа возникновения в транспортной отрасли новых трендов, а также для анализа реакции отрасли на новые вызовы. Такой анализ был проведен на примере реагирования транспортной отрасли на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 – самый мощный вызов мировому сообществу и экономике за последние десятилетия.
Пандемия COVID-19 в сочетании с проблемой снижения цен на нефть нанесла серьезный урон мировой экономике в целом и ее отдельным секторам, в т.ч. логистике.
Можно отметить проявление дополнительных логистических проблем, таких, как перебукировка контейнерных отправок морским транспортом из-за карантинных ограничений по коронавирусу, которые усложняют схемы доставки, например пропуск рефрижераторных контейнеров через российско-китайскую границу с мясом курицы при наличии ветеринарных и санитарных сертификатов.
На Рис.2 представлена выявленная в результате анализа динамика суточных новостных сообщений с хештегом #транспорт в социальной сети «Вконтакте» c 1 февраля 2020 г. по 13 июня 2020 г. Можно видеть, что рост упоминания темы коронавируса начался с 14 марта, вскоре после ограничения транспортного сообщения с Евросоюзом. Следующий пик пришелся на 26 марта – следующий день после введения Владимиром Путиным последующей нерабочей недели. Отметим пик соответствующий 30-31 марта – в эти дни активно информировалось об уменьшении пассажиропотока на транспорте. Также можно видеть, что частота упоминания темы короновирусной инфекции на транспорте быстро спадала и к второй половине лета исчезла полностью. Некоторый возврат интереса к теме наблюдался в октябре во время начала второй волны, но, как видно, быстро исчез.
Рис.2. A – суточная динамика выявления заболевших COVID-19 в России, Б - Суточная динамика новостных сообщений с хештегом #транспорт и #коронавирус в социальной сети «Вконтакте
Таким образом, можно заключить, что COVID-19 ожидаемо оказал отрицательное влияние на небольшие частные сделки, однако на текущий момент отражения в социальных сетях его заметного влияния на логистический бизнес не выявлено. Возможно, это связано с общей неопределенностью ситуации и прогнозами ее на перспективу в бизнесе и экономике. В целом же можно обратить внимание на общую тенденцию потери интереса к теме коронавируса, даже, несмотря на существенный рост заболеваемости. Мы считаем, что это связано с адаптацией отрасли к ситуации.
Библиографический список:
- Carter, C. R., et al. (2007). "The use of social network analysis in logistics research." Journal of Business Logistics 28(1): 137-168.
- Galaskiewicz, J. (2011). "Studying supply chains from a social network perspective." Journal of Supply Chain Management 47(1): 4-8.
- Chae, B. K. (2015). "Insights from hashtag# supplychain and Twitter Analytics: Considering Twitter and Twitter data for supply chain practice and research." International Journal of Production Economics 165: 247-259.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021