Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 19:25:11
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Реализация нестандартных подходов в политранспортной логистике

Астафьев Алексей Владимирович

Старший преподаватель

 Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: aleks-astaf@yandex.ru

Стрижова Екатерина Дмитриевна

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: strizhova.katya@mail.ru

Добродомов Илья Алексеевич

студент 4 курса,

Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: larushilya@gmail.com

Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович

д.э.н., профессор

 Российский университет транспорта (МИИТ),

г. Москва, Россия

E-mail: petrkurenkov@mail.ru

 

Implementation of non-standard approaches in polytransport logistics

Astafyev Alexey Vladimirovich

senior lecturer

Russian University of transport(MIIT),

Moscow, Russia

Strizhova Ekaterina Dmitrievna

4th year student,

Russian University of transport(MIIT),

Moscow, Russia

Dobrodomov Ilya Alekseevich

4th year student,

Russian University of transport(MIIT),

Moscow, Russia

Scientific adviser – Kurenkov Pyotr Vladimirovich

Doctor of economics, professor,

Russian University of transport(MIIT),

Moscow, Russia

 

Статья посвящена организации и технологии перевозки подводных лодок по сухопутным путям сообщения во время Великой Отечественной Войны, их реализации.

Ключевые слова: логистика, Черное море, Дунай, Германия, СССР, подводная лодка

 

The article is devoted to the organization and technology of transportation of submarines by land routes during the Great Patriotic War, their implementation.  

Key words: logistics, Black Sea, Danube, Germany, USSR, submarine.

 

Переброска германских ВМС на Черное море не предусматривалась планом «Барбаросса». Но уже в первые месяцы войны германские генералы осознали, что захватить Крым и Кавказ без кригсмарине им не удастся.

Первым делом немецких адмиралов посетила идея перебросить подлодки из Северного в Чёрное море сухопутно-речным путём. Но Гитлер эту затею сразу же отверг. Операция требовала огромных финансовых затрат, фюрер же считал, что победа над СССР близка и тратить такое количество средств не имеет смысла. Немецкие адмиралы устремили взоры в сторону Турции. Правда, нейтральное государство соблюдало конвенцию Монтрё и пропускало через Босфор и Дарданеллы лишь гражданские суда. Но фрицы решили всё изменить.

Ведомство Риббентропа (Иоахим фон Риббентроп — министр иностранных дел Германии) должно было сделать все возможное, чтобы уговорить турок пропустить немецкие подлодки через проливы — или пойти на махинацию с их «продажей». Суть аферы заключалась в следующем. Германия продаёт Турции подлодки. Они проходят проливы под турецким флагом и выходят в Чёрное море. А уже после этого турки продают их обратно немцам. Но в самый разгар переговоров Редера пришел к выводу: любой из вариантов — это нарушение конвенции о проливах, которую противники Германии тоже соблюдают. А значит, если её нарушат немцы, то же самое сделают и другие стороны.

Перспектива появления британского флота в Чёрном море или советских кораблей в Средиземном испугала гросс-адмирала. Переговоры свернули, и Редер пошёл к фюреру пробивать сухопутный вариант

Проект переброски малых подводных лодок серии ИВ, которая представлена на рисунке 1, немцы закончили в декабре 1941 г. В основу проекта был положен опыт германо-американской нефтяной компании DAPG (Deulsch-Arnerikanischen Petroleum Gesellschaft), которая водно-шоссейным путем перевезла в Румынию несколько небольших танкеров для снабжения нефтепродуктами германских войск.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/392889_16_i_017.png

 

Рисунок 1 – Германская подводная лодка ИВ серии

 

Для этой операции выбрали три маленькие лодки типа IIB: U-9, U-19 и U-24 (рис.2). Сначала их подготовили к перевозке — убрали рубки и вытащили из кораблей всё, что можно. В результате 250-тонные «двойки» изрядно уменьшили свой вес.

 

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/392889_16_i_018.png

 

Рисунок 2 – Схема расположения на понтонах германских подводных лодок U-9, U-19 и U-24 при транспортировке до Галаца (вверху) и подводных лодок U-18, U-20 и U-23 при буксировке на трассах Киль— Юбиау и Ингольштадт— Галац

 

Переброска лодок начиналась в Киле. Оттуда на специальных понтонах с малой осадкой подводные лодки предполагалось буксировать по каналу «Кайзера Вильгельма» до Гамбурга, далее по Эльбе до Дрездена (рис.3).

 

Рис.3

Рисунок 3 - Корпуса U-19 и U-24 на понтонах, готовые к транспортировке

 

 Там лодки с понтонов перегружались на сухопутные трейлеры. Затем трейлеры двигались 450 км по шоссе до Ингольштадта на Дунае (рис.4).

Рис.4

Рисунок 4 – Автокараван тягачей с подлодками на автобане

 

Буксируя платформы с субмаринами, автомобили мчались по автобану со скоростью 8 км/ч. Автокараван преодолел более трёхсот километров и прибыл в Ингольштадт. Потом лодки перегружали в такие же понтоны с малой осадкой и буксировали по Дунаю до города Линца (первая группа подводных лодок) или до города Галаца (вторая группа лодок) (рис.5). В этих городах лодки отсоединялись от понтонов и на буксире, а то и своим ходом доставлялись в порт Сулина. Оттуда, уже по Черному морю, лодки шли к месту базирования — в Констанцу. Для проведения этой операции была создана специальная группа численностью 600 человек. В нее входили инженеры, водители, связисты, представители дорожной полиции и других подразделений. Транспортные и вспомогательные средства — это тяжелые тягачи, специальные многоосные 60-тонные платформы, грузовые автомашины-топливозаправщики, машины связи, походные мастерские и многое другое.

После успеха этой необычной операции гросс-адмирал Редер попросил у фюрера средства на переброску ещё трёх «двоек». 26 августа 1942 года Гитлер дал «добро» на их транспортировку. В результате таким же путём к весне 1943 года в Констанце оказались U-18, U-20 и U-23. Они влились в ряды уже сформированной 30-й подводной флотилии, которой командовал известный подводный ас Гельмут Розенбаум. Шесть подлодок действовали на Чёрном море до середины 1944 года. Но немецкие подводники не добились там громких успехов, в отличие от коллег в Атлантике. Их эффективность оказалась невелика.

Флотилия прекратила своё существование после выхода Румынии из войны, в сентябре 1944 года. Три «двойки» погибли в гавани Констанцы от советских бомб (U-9 потоплена, U-18 и U-24 тяжело повреждены и затоплены экипажами), остальные три были затоплены своими экипажами у побережья Турции.

По сути это была мультимодальная операция в сухопутно-водных коридорах без применения цифровых технологий [5-7].

Рис.5

Рисунок 5 - Буксир тянет за собой понтон с «двойкой» по Дунаю

 

Позже аварийно-спасательная служба Черноморского флота подняла со дна румынской гавани U-9, U-18 и U-24. «Немок» включили в состав советских ВМС, но ненадолго. В 1946 году U-9 сдали на слом, а годом позже две другие «двойки» потопили на учениях как корабли-мишени. Так завершили свой путь субмарины, которые стали частью уникальной транспортной операции.

Однако кригсмарине были не первыми, кто перевозил свои подлодки по суше к морю. Они первыми осуществили это при помощи автомобильного транспорта, но приоритет за нами. Ещё до начала войны в СССР перебросили подлодки типа «М» из Николаева во Владивосток. В 1933-34 годах «малютки» были доставлены на Дальний Восток по железной дороге. А ещё раньше, в 1904-05 годах из Санкт-Петербурга в тот же Владивосток были перевезены несколько подлодок типа «Касатка» [4]. Это до сих пор является рекордным по дальности путешествием подлодок по суше — около 10 тыс. км.

Библиографический список:

  1. https://pikabu.ru/story/submarinyi_na_avtobanakh_kak_nemtsyi_perebrasyivali_flot_na_chyornoe_more_6207549.
  2.  https://warhead.su/2018/10/09/submariny-na-avtobanah-kak-nemtsy-perebrasyvali-flot-na-chyornoe-more.
  3. https://military.wikireading.ru/64885.
  4. Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: от царской кареты до подводных лодок, танков, самолётов и космических кораблей // Вестник транспорта.- 2013.- № 11.- С.8-20.
  5. Бубнова Г.В., Зенкин А.А., Куренков П.В. Транспортные коридоры и оси в евразийских коммуникациях // В сборнике: Логистика - евразийский мост: материалы 12-й Международной научно-практической конференции / Красноярск: КрасГАУ, 2017.- С.25-33.
  6. Куприяновский В.П. и другие. Транспортные коридоры и оси в цифровой транспортной системе // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2017.- № 7.- С.11-20.
  7. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении: экономика, логистика, управление.- Самара: СамГАПС, 2003.- 636 с.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021

 

 


Количество просмотров: 2981
теги:
05.01.2022 15:33 | log2021блог автора

Еще публикации: