Агеева Татьяна Юрьевна
Соискатель ученой степени кандидата экономических наук
СФУ, ИЭГУиФ, г. Красноярск, Россия
E-mail: t.ageyeva@gmail.com
Development of the concept of an integrated mechanism for improving the
efficiency of services in the supply chain of trading networks
Ageyeva Tatyana Yurievna
Candidate of Economics Academic Degree Applicant,
SFU, School of Economics, Public Administration, and Finances,
Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматривается подход к разработке комплексного механизма повышения эффективности услуг торговых сетей. Предложена концепция комплексного механизма.
Ключевые слова: уровни управления эффективностью услуг, эффективность в цепи поставок торговых сетей.
This article considers an approach to the development of a comprehensive mechanism for improving the efficiency of trading networks services. The concept of a complex mechanism is proposed.
Key words: levels of service efficiency management, efficiency in the supply chain of trading networks
Обычно торговые сети используют различные методы и модели управления эффективностью услуг в товаропотоке. Недостатком этих такого подхода к управлению эффективностью является то, что они являются разрозненными и направлены на точечное улучшение эффективности, они не охватывают комплексно услуги в товаропотоке. Для того чтобы эти методы заработали необходимо применить системный подход.
Анализ практики деятельности современных торговых сетей показал, что для повышения эффективности больше всего внимания уделяется организационному форматированию в процессах оказания торговых услуг и маркетингу. Создаётся множество отделов, в том числе аналитических. А где же управление процессами? Не видно отделов, которые занимаются затратами по всей цепи создания ценности. Они занимаются анализом результатов всей сети, но не занимаются интегрированным анализом деятельности каждого структурного подразделения. Разрозненная широкая организационная структура затрудняет интеграционный процесс по снижению затрат, поэтому суть нашего системного подхода заключается в том, чтобы связать все эти разрозненные отделы путём интеграции бизнес-процессов.
Участники торгового бизнес-процесса совместно создают товар для потребителя, состоящий из осязаемого товара и услуг торговли по перемещению этого товара. Действия, создающие услуги торговли, интегрированы в потоке осязаемых товаров, и поэтому по сущности являются услугами в товаропотоке. Именно услуги в товаропотоке на наш взгляд обеспечивают механизм взаимодействия в торговом бизнес-процессе [1,2] и составляют собой основу для взаимодействия в цепи поставок, влияя на скорость и качество доставки потребителю нужных товаров.
Благодаря развитию методологии кластерного подхода [4], мы имеем возможность рассмотреть кластеры, интегрированные в цепь поставок, и создать многоуровневую систему оказания услуг торговли, в которой система управления кластером декомпозируется на элементы.
Представим возможные виды кластеров для региональной торговой сети и вариант разделения услуг в товаропотоке между кластерами (табл. 1).
Таблица 1 – Распределение услуг в товаропотоке между кластерами
Кластер |
Услуги в товаропотоке |
Поставщики |
Взаимоотношения и взаимодействия с поставщиками, Закуп товара |
Распределение |
Транспортировка |
Склады |
Приёмка товаров, Обеспечение хранения товаров, Подготовка осязаемого товара к продаже |
Магазины |
Выкладка товаров, Реализация осязаемого товара |
Управление |
Формирование ассортимента, Проведение учётных процедур Организация мест продажи |
Источник: составлено автором.
В свою очередь каждый кластер, благодаря применению системного подхода, мы можем структурировать следующим образом:
– Цели.
– Оргструктура.
– Бизнес-процессы.
– Задачи.
– Персонал.
Такая декомпозиция позволяет в дальнейшем в каждой подсистеме механизма оказания услуг определить факторы, которые влияют на эффективность услуг в товаропотоке. Осуществляя услуги в товаропотоке, все кластеры наращивают затраты по всей цепочке прироста стоимости и цепи поставок.
Принимая во внимание разработанный нами механизм оказания услуг в товаропотоке торговой сети, мы можем утверждать, что необходимо измерять не только совокупные затраты торговой сети, но затраты кластеров. Затраты же имеют источники формирования. Источники этих затрат кроются в последовательных бизнес-процессах услуг в товаропотоке, которые отвечают за создание цепочки ценности. В соответствии с теорией практикой управления бизнес-процессами выделяют следующие факторы, влияющие на эффективность [3]:
– затраты – определяют совокупную стоимость выполнения функций процесса и передачи результатов от одной функции к другой,
– надёжность – способность процесса гарантировать выполнение задания,
– качество – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей
– гибкость – способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, наличие вариантов реагирования на стимулы процесса
– скорость – способность процесса обеспечить товар в нужное время
Подберём факторы, влияющие на эффективность услуг в товаропотоке для кластеров (табл. 2).
Таблица 2 – Факторы подсистем механизма оказания услуг – кластеров
Кластер |
Факторы эффективности |
Кластер поставщиков |
Затраты, надёжность, скорость |
Кластер распределения |
Затраты, надёжность, скорость |
Кластер складов |
Затраты, качество |
Кластер управления |
Затраты, гибкость |
Кластер магазинов |
Затраты, качество, скорость |
Источник: составлено автором по результатам проведённых им фокус-групп.
Понимая такую декомпозицию эффективности торговой сети, мы создали концепцию нового многоуровневого метода анализа эффективности услуг в товаропотоке торговой сети, который включает в себя три уровня рассмотрения эффективности (рис. 1). Первый уровень анализа – это уровень цепочки ценности торговой сети. Второй уровень анализа показывает группу затрат, которая повлияла на уровень эффективности торговой сети. Здесь затраты классифицируются относительно интересов клиента в цене и качестве товара. Третий уровень анализа включает не только затраты кластеров, но учитывает нефинансовые факторы эффективности торговой сети в разрезе каждого кластера.
Такой многоуровневый метод анализа эффективности торговой сети соответствует авторскому определению эффективности услуг в товаропотоках торговых сетей – это интегральный показатель, оценивающий уровень достижения поставленных целей, ориентированный на результат, который учитывает вклад всех кластеров в его достижение.
Рис.1. Концепция метода многоуровневого анализа эффективности услуг в товаропотоке торговой сети
Для того чтобы разнородные методы управления эффективностью услуг в товаропотоке заработали, их нужно объединить в систему. Воспользуемся авторским определением эффективности услуг в товаропотоке и применим концепцию многоуровневой системы оказания услуг торговли. Мы считаем, что для управления потоками осязаемых товаров, и, как следствие, эффективностью услуг в товаропотоке необходимо, на наш взгляд, выделить стратегический, тактический и оперативный уровни (рис. 2).
Рис. 2. Пирамида управления эффективностью услуг в товаропотоке торговых сетей
Определим задачи на уровнях пирамиды управления эффективностью. Стратегическое управление эффективностью должно обеспечить координацию всех кластеров-участников товародвижения по созданию товара для потребителя в интегрированной цепи поставок. Кластеры должны иметь скоординированные цели.
На тактическом уровне важна организация товаропотока. Все кластеры должны быть скоординированы в интегрированном потоке услуг. Поскольку в кластерном подходе оказание услуг торговли торговой сетью распределяется по кластерам, на тактическом уровне необходимо добиться интеграции всех кластеров. Ведущий элемент структуры кластера здесь – задачи.
На оперативном уровне важно исполнение задач по организации товаропотока. Ведущие элементы здесь бизнес-процесс, оргструктура, персонал. На этом уровне создаются соответствующие властные полномочия и ответственность. Оперативный уровень управления отслеживает выполнение процессов услуг в товаропотоке кластерами.
Таким образом, мы получили три составляющие эффективности услуг в сетевой торговле. Следующим шагом должно стать объединение в систему методов управления эффективностью.
Библиографический список:
- Климанов Д.Е. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции / Д.Е. Климанов, О. А.Третьяк // Российский журнал менеджмента 107 Том 12, № 3, 2014. С.107–130
- Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология. Ч. 1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности : учеб. пособие / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. – 112 с.
- Лапшин В.С. Управление процессами : учеб. пособие / В. С. Лапшин. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 385 с. ISBN 978-5-7103-3093-7
- Лукиных В.Ф., Тод Н.А. Кластерная модель организации товарных потоков в сфере агропромышленного комплекса // Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием / под общ. ред. Ю.Ю. Сусловой. Красноярск, 2019
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2021