УДК 658.7
Форматы государственного регулирования Логистических процессов в цепях поставок на основе частно-государственного партнерства
Дуплик Ксения Алексеевна
магистрант 1 курса,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: ksduplik@bk.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru
Formats of state regulation of logistics processes in supply chains based on public-private partnership
Duplik Ksenia Alekseevna
1st grade master-student,
Siberian federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific Supervisor – Lukinykh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor
Siberian federal University, Krasnoyarsk, Russia
Автор статьи рассмотрел понятие частно-государственного партнерства (ГЧП), области его применения, а так же выдвинул предложение о способе применения ГЧП для регулирования логистических процессов в цепях поставок
Ключевые слова: логистика, государственно-частное партнерство, цепь поставок, проект
The author of the article considered the concept of public-private partnership( PPP), its scope, as well as put forward a proposal on how to use PPP to regulate logistics processes in supply chains
Key words: logistics, public-private partnership, supply chain, project
В настоящее время определений ГЧП очень много, все они разные, но суть одна государственно-частное партнерство (ГЧП) – это совокупность форм средне-долгосрочного и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно важных задач на взаимовыгодных условиях [1].
Государственно-частное партнерство представляет собой соглашение о сотрудничестве между двумя или более государственными и частными секторами, обычно, долгосрочного характера. ГЧП включает в себя соглашение между подразделением правительства и бизнесом, которое позволяет выделить лучшие услуги или повышает эффективность работы города. Государственно–частные партнерства в основном используются для обеспечения инфраструктуры, такой как строительство и оснащение школ, больниц, транспортных систем, систем водоснабжения. ГЧП является весьма противоречивым инструментов финансирования, в основном это из-за того, что рентабельность общественного инвестирования ниже, чем у частного инвестора. ГЧП тесно связаны с такими концепциями, как приватизация и заключение контрактов на оказание государственных услуг. Отсутствие общего понимания, что такое ГЧП, затрудняет процесс оценки того, были ли осуществлённые случае ГЧП успешными. Например, доказательства эффективности ГЧП с точки зрения соотношения цены, качества и эффективности являются неоднозначными и часто отсутствуют.
Если мы обратимся к рекомендациям по реализации проектов государственно-частного партнерства от министерства экономического развития Российской Федерации, то может там увидеть, что ГЧП – это механизм привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению [2, стр 7].
Целью ГЧП с точки зрения экономики является мотивация привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашение о государственно-частном партнерстве (соглашение о муниципально-частном партнерстве) или концессионное соглашение, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Рассмотрим этапы по проекту ГЧП:
- Подготовка проекта
- Рассмотрение проекта публичным партнером
- Оценка эффективности проекта ГЧП и определение его сравнительного преимущества
- Принятие решения по проекту
- Отбор
- Заключение СГЧП (СМЧП)
- Реализация проекта
- Прекращение СГЧП (СМЧП) [3].
На сегодняшний день 24% региональных проектов ГЧП принадлежит транспортной инфраструктуре. Это возведение новых транспортных узлов, железнодорожных развязок и т.д.
Так же государство может использовать ГЧП для регулирования логистических процессов в цепях поставок. На сегодняшний день, администрация города планирует реализовать проект на поставку продукции в школьные учреждения. Так ка данные проект требует особого внимания и исполнения надлежащего качества, то реализация данного заказа может иметь некоторые сложности. Например, не добросовестных поставщиков, задержек в поставке из-за транспортных развязок и т.д
Если взять в пример данный проект доставки и переработки продукции для школьных учреждений, то можно предложить следующее решение внедрения ГЧП в цепи поставок.
В данном проекте государство является заказчиком, а исполнителями являются производители, складские помещения и распределительные комплексы, поставщики. А гарантом и регулировщиком их отношений в данной цепи будет выступать ГЧП.
На сегодняшний день подобный опыт реализации проектов есть в России только в двух регионах, поэтому данное решение проблемы может вывести ГЧП в Красноярском крае на новый уровень качества и скорости исполнения, а также применение логистических цепей поставок поможет значительно сократить время исполнения проектов ГЧП и позволит выполнят данные проекты не только быстро, но и надлежащего качества.
Библиографический список:
1. Государственно-частное партнёрство [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственно-частное_партнёрство (дата обращения: 18.04.2020)
2. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. [Электронный ресурс]: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 18.04.2020)
3. Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишерз, 2010;
4. Суворова И. А., Мижит-Оол О. Р. Государственно-частное партнерство // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 891-894. — URL https://moluch.ru/archive/114/30262/ (дата обращения: 22.03.2020).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020