УДК 658.7
Проблемы продвижения продукции АПК а системе товародвижения
Гребенщикова Екатерина Васильевна
студентка 4 курса,
Красноярский Государственный Аграрный Университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: krispikrisp@yandex.ru
Научный руководитель – Незамова Ольга Алексеевна
к.э.н., доцент кафедры Логистики и маркетинга в АПК
Красноярский Государственный Аграрный Университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: 2127769@mail.ru
The problems of promotion of agricultural products in the product distribution system
Grebenshchikova Ekaterina Vasilievna
student
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser –Nezamova Olga Alekseyevna
Candidate of Economic Sciences, docent of the Department of logistics and marketing in the agro-industrial complex
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье освещены проблемы, продвижения продукции АПК и некоторые рекомендации по решению этой проблемы, связанные с эффективностью использования логистических и маркетинговых технологий при товародвижении.
Ключевые слова: Агропромышленный комплекс, агромаркетинг, логистика, канал распределения, посредники, сегментирование, позиционирование, потребитель, производитель, брендинг.
The article discusses the problems of promoting agricultural products and some recommendations for solving this problem related to the effectiveness of the use of logistics and marketing technologies in the movement of goods.
Key words: agro-industrial complex, agromarketing, logistics, distribution channel, intermediaries, segmentation, positioning, consumer, manufacturer, branding.
Агропромышленный комплекс(АПК) в России является важной частью экономики страны. АПК представляет собой комплекс предприятий народного хозяйства, обеспечивающий страну продовольственными товарами. А это значит, что благосостояние и ресурсообеспеченность страны продуктами питания сельхозпроизводителей, сырьем, комбикормами для животных и т. д., которые производят отрасли АПК, напрямую зависит от эффективного развития АПК.
Рынок продукции АПК один из самых специфических рынков, и потому, постоянно возникают проблемы, препятствующие эффективной деятельности и развитию комплекса в целом. Такие проблемы как слаборазвитая инфраструктура АПК, несовершенство системы установления цены, недостаточный уровень поддержки государства, нехватка статистических данных о состоянии рынка страны, порождают проблемы, связанные со сбытом и реализацией сельхозпродукции.
В условиях рыночных взаимоотношений для аграрных товаропроизводителей более важным становится вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции.
Произведенный товар нуждается в своей реализации, а так как это товар первой необходимости, и потребитель нуждается в нем, то вроде бы как спрос на продукцию есть всегда. На самом деле, поиск каналов распределения, реализации продукции это очень трудная задача, требующая разработки определенной стратегии продвижения, еще и в условиях высокой конкуренции.
Каналы распределения разделяют на прямые и косвенные.
Прямой канал распределения «производитель-потребитель». Продукция реализуется через колхозные рынки, собственные магазины, палатки или ларьки, безо всяких посредников, исключительно напрямую покупателю «через кассу».
Косвенные каналы наоборот связаны с использованием посредников при реализации продукции «производитель-посредник-потребитель». Такая схема имеет свои недостатки:
- Сезонность продукции, что подразумевает наличие складских помещений для хранения продукции, а значит и привлечение дополнительных посредников в товародвижении.
- Рационально осуществлять поставки большими объемами, но не каждый посредник обладает достаточным количеством финансов для приобретения крупных партий товара или не имеют возможности реализовать такое количество продукции.
- Несовпадение места производства продукции и места ее реализации. В данном случае производитель и потребитель напрямую никак не контактируют, а продукция реализовывается по усмотрению посредника. Посредниками могут выступать государственные организации, потребительская кооперация, торговые и промышленные предприятия.
Проблема распределения также связана с тем, что руководители предприятий не прогнозируют продажи, не продумывают тактику выхода на рынок, основываясь лишь на собственном мнении, не привлекая специалистов по маркетингу и логистике.
Логистика. Одним из условий эффективности и функционирования АПК в целом, является логистика. С одной стороны, логистика отвечает за ресурсообеспеченность продовольствием регионов страны, а с другой, способствует формированию каналов распределения продукта при выборе поставщиков и потребителей продукции, установлению коммерческих связей между ними.
Логистика, это ведь не только про товародвижение от производителя к потребителю, это и управление движением продукции внутри самого предприятия. Таким образом, она охватывает все сферы АПК – закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.
Закупочная логистика контролирует сам процесс закупки сырья и материалов для производства продукции, это и выбор поставщиков, и планируемый объем поставок.
Производственная логистика занимается управлением материальными потоками (это и сырье, и готовая продукция) на предприятии.
Распределительная логистика связана с эффективным распределением готовой продукции – упаковка партии товара и ее реализация до потребителя, складирование запасов готовой продукции.
Транспортная логистика – это движение материальных потоков в процессе закупки сырья и при распределении готовой продукции.
При помощи информационной логистики анализируют потребности рынка и возможность их удовлетворения.
Разделение логистики по функциональному признаку не имеет четких границ. Методы всех ее видов применяются на предприятиях и отраслях АПК при организации движения любого материального потока. Любая форма логистики должна по итогу привести к рационализации материальных потоков между сферами АПК.
Маркетинг. Продукция АПК – это продукт первой необходимости, но думать, что бизнес в этой сфере заведомо успешный, только по этой причине, что никаких дополнительных мер для продвижения не требуется-наивно. Таких амбициозных производителей может быть на рынке много, но лишь немногие из них удержатся на рынке. Чтобы успешно конкурировать, недостаточно удовлетворять только текущие потребности наших покупателей, очень важно уметь спрогнозировать спрос на перспективу – в чем будут нуждаться наши потребители завтра. Агромаркетинг решает вопросы по получению максимальной прибыли от производства. Он позволяет обосновать принятие решения о производстве, сбыте и продвижении товара на рынок, а также дает возможность оценить и спрогнозировать ситуацию на рынке, и уже исходя из этого, разработать свою конкурентоспособную стратегию для сбыта товара. Насколько хорошо организован процесс производства, насколько товар соответствует требованиям потребителей, насколько грамотно организован процесс распределения и сбыта, в конечном счете, и зависит финансовое положение фирмы-товаропроизводителя.
Чтобы маркетинг так сказать начал работать, чтобы предприятие АПК, чтобы производитель увидел на практике его действие, необходимо использовать и развивать маркетинговые технологии: анализ, сегментирование, определение целей, прогнозирование и позиционирование.
Анализ - это маркетинговые исследование, изучение рынка товаров и услуг, а именно сбор информации о текущем спросе на определённую сельскохозяйственную продукцию, изучение ценовой политики на рынке, получение данных об отношении потребителей к продукции предприятия.
Анализ помогает рассчитать степень риска при выходе на рынок, и поможет сформировать действенную стратегию продвижения продукции, оставаясь конкурентоспособным производителем.
В связи с этим, сегодня существует потребность развития системы агромаркетинга, которая включает различные методы и приемы сбора, анализа и передачи информации, а также является основой для принятия верных стратегических решений.
В теории описание подобной системы уже существует, но на практике для широкого доступа, к сожалению, она еще не реализована.
Сегментирование - разделение настоящих и потенциальных потребителей на группы-сегменты по аналогичным интересам, отношению к продукции, мотивам к покупке.
Говоря о продукции сельхозпроизводителей, не смотря на то, что это товары первой необходимости, сегментация необходима в условиях высокой рыночной конкуренции и затруднении при реализации продукции. Это касается в большей степени отраслей перерабатывающей промышленности, и потому, применение технологии сегментирования в деятельности компании необходимо.
Сегментирование как технология маркетинга направлена на выделение из общего количества потребителей целевую аудиторию по определенным параметрам. Выбранному целевому сегменту предназначается конкретный продукт предприятия, а также на него рассчитывается та или иная реклама данного продукта. Для предприятий АПК данный механизм является наиболее приемлемым в сфере, включающей отрасли производящие средства производства для АПК и отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.
Одной из главных технологий агромаркетинга является прогнозирование. Оно включает в себя способы и приемы проведения маркетинговых исследований, направленных на оценку перспективности рынка, возможностей его развития и отслеживания динамики цен. Прогнозы позволяют предприятиям предугадать поведенческие аспекты потребителей, основываясь на статистику, на личный опыт или опыт других компаний. Грамотно организованный продовольственный рынок повысит интерес посредников к нему и будет способствовать дальнейшему развитию логистических систем, без которых невозможно развитие в современном мире.
Позиционирование - это преимущество перед конкурентами, это ряд инструментов, определяющих место компании и товара в сознании покупателя.
Технологию позиционирования используют многие крупные предприятия АПК, позиционируя себя перед потребителем как производители продукции натуральной и свежей, что в современное время является одним из критериев выбора потребителя в пользу того или иного товара.
Но высокое качество продукции является не единственным методом позиционирования продукции на рынке АПК, но многие агропромышленные предприятия об этом либо не знают, либо забывают, и по большей степени, их продукция не отличается уникальностью в сравнении с конкурентами.
В современном агромаркетинге необходимо уделить внимание и такой технологии, как брендинг. Сегодня у большинства сельскохозяйственных предприятий нет возможности брендировать свою продукцию, что связанно с некоторыми причинами.
Брендирование продукции требует больших финансовых вложений, не каждый товаропроизводитель готов вкладывать в бренд средства. Еще одной причиной является юридическая незащищенность предприятий. То есть не каждое из них способно уследить за торговцами, которые могут использовать бренд незаконно. Третья причина связана с некомпетентностью предприятий в технологиях создания бренда и в области маркетинг в целом.
Собственный бренд для фирмы-производителя необходим, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. И если раньше к этой технологии прибегали только крупные агрохолдинги, то сегодня ее используют и в средних и в малых фирмах-товаропроизводителях. Бренд подчеркнет уникальность и индивидуальность продукции, такая продукция будет узнаваема и запоминаема покупателями в условиях широкого предложения идентичных товаров других товаропроизводителей, но самое главное, продукцию будут покупать. Бренд воспринимается потребителем как гарантия, что продукция является эталоном качества, а производители в свою очередь имеют возможность ее реализации по более высоким ценам.
В век развития информационных технологий, предприятия АПК должны, как и другие предприятия, использовать их для продвижения своей продукции. Крупные агропромышленные агрохолдинги должны применять в своей деятельности прямой маркетинг, и применять рекламу, направленную напрямую на потребителя и поддержание продаж.
Реклама должна опираться на медийные средства, а именно Интернет, так как он является наиболее дешевым, но эффективным средством продвижения товара. Для продвижения своей продукции, фирмы-товаропроизводители создают группы в социальных сетях, а также используют блоги или бренд-сообщества, которые характеризуются наличием сообщества пользователей, объединенные общими интересами. Коммуникация производителя со своими покупателями, которые посредством комментариев обсуждают качественные характеристики товара, позволит повысить имидж компании. А, как известно, положительные и доброжелательные комментарии это приятно, а отрицательные и негативные комментарии мотивируют предприятие развиваться. И с точки зрения психологии, покупателю приятно получать обратную связь от производителя, даже если товар ему не понравился. Ведение и развитие бренд-сообществ, обратная связь с участниками укрепит доверие к компании, которая в свою очередь нацелена на удовлетворение нужд потребителей, и формирование их лояльности, приверженности к бренду.
Библиографический список:
1.Иванова Н.В. Развитие интегрированных маркетинговых коммуникаций в АПК/Вестник Национального аграрного университета №10 (84), 2011 год,- 196с.
2.Козенко З.Н., Иванова Н.В., Оценка тенденций развития сбыта продукции в АПК//Вестник Национального аграрного университета,№1 2011год.,- с.250
3.Копитець Н.Г. Условия формирования рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции/Учебник.-Экономика АПК.-№6-с253
4.Макаренко П.М., Сбытовые стратегии повышения эффективности развития сельскохозяйственных районов., Учебник.: «Агросвит».-2009.-№2-С.123.
5.Минаков А.В. Экономика отраслей АПК, Учебник .: «Колос»,-2004 год.с.464
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020