УДК 656.025.4 : 656.073.28 : 656.073.235 : 657.073.7 : 656.078.12
Тримодальная логистика грузовых перевозок
Голованова Виктория Алексеевна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: golovanova.viktoriya@bk.ru
Ратникова Ольга Игоревна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: olga76312@mail.ru
Теплая Татьяна Андреевна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: tanya.teplaya.98@mail.ru
Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Trimodal freight logistics
Golovanova Viktoria Alekseevna
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Ratnikova Olga Igorevna
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Teplaya Tatyana Andreevna
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Scientific adviser – Kurenkov Petr Vladimirovich
Doctor of economics, professor, Deputy Director,
Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia
Предложен комплекс услуг, оказываемых их потребителям, при следовании грузопотоков через Тримодальные логистические терминалы; разработаны функции Тримодальных логистических центров в системе смешанных сообщений, а также структура управления и взаимодействия с государственными структурами и с субъектами транспортного рынка.
Ключевые слова: комплекс услуг, грузопоток, тримодальный терминал, логистика, функции, смешанное сообщение, структура управления, транспортный рынок.
A range of services is offered to their consumers when transporting cargo through the trimodal logistics terminals; The functions of the Trimodal logistic centers in the mixed-messaging system, as well as the management and interaction structure with state structures and with the subjects of the transport market, have been developed.
Key words: package of services, cargo flow, trimodal terminal, logistics, functions, mixed communication, management structure, transport market.
В соответствии с Европейским соглашением о важнейших ВВП международного значения (СМВП), которое является согласованным планом развития и строительства сети внутренних водных путей международного значения, вся Единая глубоководная система (ЕГС) европейской части России отнесена к разряду магистральных ВВП (направления Е50, Е60 и Е90).
Развитие российских частей международных транспортных коридоров, включающих наряду с железными дорогами и автомагистралями и ЕГС ВВП России, от границ с Финляндией и Белоруссией до Новороссийска и Астрахани (коридор № 9); Нижнего Новгорода с последующим продолжением до Екатеринбурга и далее до Владивостока и Находки по Транссибирской магистрали, а также в направлении Казахстана и Китая (коридор № 2); задействование Волго-Донского судоходного канала, интеграция коридоров № 7 и № 9 (река Дунай) и создание, таким образом, Большого Европейского воднотранспортного кольца, может в значительной степени содействовать переключению российских внешнеторговых грузов на направлениях Север-Юг и Запад-Восток из портов Балтии и Украины и увеличению перевозок грузов международного транзита с использованием транспортных коммуникаций России [13]. Преимущества России на направлениях Европа - Азия - Дальний Восток - Китай - Индия - Иран - страны Юго-Восточной Азии, Восточное побережье США должны быть реализованы с использованием ВВП и расположенных на них транспортных узлов.
В настоящее время эксплуатируется свыше 100 тыс. км внутренних водных путей (ВВП). Рекам Сибири, текущим преимущественно в меридиональном направлении, практически нет альтернативы как коммуникациям для транспортировки массовых грузов и оборудования для предприятий по добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. В европейской части России реки Волга, Дон, Кама, Свирь, Нева в результате строительства на них комплексных гидроузлов и возведения соединительных каналов Беломорско-Балтийского, имени Москвы, Волго-Донского и Волго-Балтийского объединены в единую глубоководную систему общей протяжённостью 6800 км. Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города Европейской части России стали речными портами, соединенными водными путями с пятью морями. Габариты судового хода на единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части России таковы, что позволяют транспортировать грузы в судах, грузоподъёмностью до 5300 т с осадкой 3,6 м.
По своим техническим характеристикам ВВП России ничуть не уступают внутренним водным путям других Европейских стран, а по такому показателю, как «надводный габарит» даже значительно их превосходят.
Соответствующим соглашением ВВП Европейской части России отнесены к важнейшим внутренним водным путям Европы, или к внутренним водным путям категории «Е». Постановлением от 21.07.2000 г. № 547 Правительство РФ утвердило это соглашение и, таким образом, Россия стала его полноправным участником [13].
В качестве примера развития тримодальных логистических комплексов (ТЛК), центров (ТЛЦ) и терминалов (ТЛТ) можно воспользоваться европейским, прежде всего немецким, опытом.
ТЛТ появились в Европе достаточно давно. Незадолго до первой мировой войны для перевозок между Парижем и Лондоном в Кале и Дувре были созданы ТЛТ. В 1933 году для развития интермодальных перевозок, в том числе и ТЛТ, было создано Международное контейнерное Бюро. Из построенных в последнее время комплексов можно отметить ТЛТ для перевалки тяжеловесных грузов в Везеле, в порту Рейн-Липпе (входит в Deltaport Group). Это - помещение общей площадью 45 тыс. кв. м для временного хранения тяжеловесных грузов, таких как кабельные барабаны или части кранов. Для погрузки/разгрузки грузов будут задействованы четыре крана грузоподъемностью 25 т и два специальных крана мощностью до 200 т. На терминале компания сможет загружать и разгружать три речных судна одновременно. Это позволит осуществлять транспортировку по внутренним водным путям тяжелых и проектных грузов в/из порта Роттердам [6].
В 2017 году вступил в строй построенный недалеко от Линца ТЛТ «CTE». Он находится в одном из самых важных экономических районов Австрии, при этом ТЛТ расположен на ж.-д. линии с выходом на Вену и Братиславу и непосредственно рядом с Дунаем. Это дает возможность переключения грузов между ж.-д., автомобильным и водным транспортом. Для DB Cargo CTE стал одним из основных узлов в европейской сети железных дорог. В 2016 году на терминале было обработано более 300 тыс. TEU [4]. Antwerp Railhouse строит в порту Антверпена 2 тримодальных терминала для навальных грузов в доке Черчилль с прямым ж.-д. доступом [8].
Фирмой Metrans (Германия) в Венгрии осуществляется строительство ТЛТ общей площадью 165 000 кв. м и годовой производительностью 250 тыс. стандартных контейнеров (TEU). Предусмотрено строительство восьми ж.-д. путей, из которых шесть будут полезной длиной 650 м. Планируется ежемесячно обрабатывать 250 контейнерных поездов [7]. Порты Дуйсбург и Вильгельмсхафен (Германия) в 2017 году заключили соглашение о дальнейшем партнерстве с целью развития тримодальной логистики и транспортных связей с тыловой частью страны. В порту Дуйсбург с начала 2017 г. уже переработано более 4 млн. стандартных контейнеров (TEU). Ожидается дальнейшее увеличение объемов работ с контейнерами [10].
Фирма Swissterminal AG и судоходные компании Ultra-Brag и Danser Switzerland (все - Швейцария) в 2015 году начали строительство нового тримодального контейнерного терминала с годовой производительностью 100 тыс. стандартных контейнеров (TEU) в порту на р. Рейн в г. Вайле [9].
Развиваются тримодальные терминалы и в КНР. При этом китайские порты стремятся перенимать передовой европейский опыт в данной сфере. Так, порт Гуанчжоу 10 декабря 2015 г. подписал соглашение о тесном сотрудничестве с портом Антверпен (Бельгия) в Гуанчжоу. Ранее в 2010 г. портовая администрация Гуанчжоу подписала соглашение с портовым учебным центром Антверпена (APEC), в рамках которого различные группы специалистов судоходной отрасли от порта Гуанчжоу посетили курсы в этом центре. Порт Гуанчжоу, где переваливается до 510 млн. т грузов, включая 16,63 млн. TEU, является одним из основных контейнерных хабов в Китае. Этот прибрежный порт, расположенный в пров. Гуандун является пятым по величине в Китае, занимается обработкой в основном топлива, сырья и коммерческие товары. Как и Антверпен, Гуанчжоу расположен на довольно большом расстоянии от побережья в глубине страны, является многофункциональными и имеет доступ через тримодальные виды транспортировки с развитыми регионами [5].
За последние 5 лет тримодальные терминалы начали действовать в Антверпене и Брюсселе (Бельгия), Андернахе, Деггердорфе, Дуйсбурге, Миндене, Нюрнберге и Эмельсуме (Германия), Каласетте (Италия, обслуживается французским оператором Lohr).
Согласно Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года количество тримодальных терминалов должно возрасти до 6 в 2024 году и до 9 в 2030 году [1].
В России в настоящее время ТЛТ создаются обычно при участии региональных или муниципальных властей, контролирующих речные порты и внутренние водные пути. Так, в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р (ред. от 26.12.2014), с целью обеспечения спроса на услуги транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа для населения и отраслей экономики предусматривается создание речных ТЛТ.
Строительство компанией ХК «Логопром» ТЛК в городе Кстово было запланировано также Инвестиционной стратегией Нижегородской области до 2025 года [2]. В качестве консультантов по строительству этого комплекса выступали представители речного порта Duisburger Hafen AG (Дуйсбург, Германия) [3]. В настоящее время тримодальный логистический комплекс (ТЛК) Кстово предоставляет клиентам полный комплекс логистических и стивидорных услуг: приём грузов с водного, ж.-д. и автомобильного транспорта; перевалку грузов с одного вида транспорта на другой; предоставление открытых площадей для хранения груза; накопление грузов до размеров судовых партий; транспортно-экспедиторское обслуживание; оформление всего комплекса грузовых документов по приёму и отправке судов. Кроме того, создание ТЛЦ запланировано в Пермском крае (на базе порта г. Пермь), в республике Башкартостан (г. Уфа) и в областях Самарской (г. Сызрань), Волгоградской (г. Волгоград), Нижегородской (г. Нижний Новгород) и Саратовской (г. Саратов).
В России создание ТЛТ наиболее целесообразно и эвффективно в бассейне реки Волга, поскольку в нём проживает более 40 % населения и производится около 50 % всей промышленной продукции. Также река Волга является частью Большого Европейскоого водного кольца.
Авторами разработан комплекс услуг, оказываемых их потребителям, при следовании грузопотоков через ТЛТ; функции ТЛЦ в системе смешанных сообщений, а также структура управления и взаимодействия с государственными структурами и с субъектами транспортного рынка, разработанные с использованием подходов, стратегий и концепций, учитывающих плановые, организационные, информационные, технические, технологические, экономические, коммерческие, финансовые, правовые, экологические, топологические и другие составляющие, формы, сферы, области, аспекты и т.д., и т.п., опубликованных в работах [11-18].
В настоящее время в ходе подготовки стратегических документов в транспортной сфере как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в крупных транспортных компаниях большое внимание уделяется развитию логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в т.ч. в глобальных транспортных цепочках, адаптации и разработке новых продуктов и услуг под потребности грузоотправителей, формированию долгосрочной системы взаимодействия с крупными грузоотправителями, организации взаимодействия всех участников перевозочного процесса на основе электронного документооборота, в том числе с федеральными органами исполнительной власти и в международных мультимодальных перевозках грузов. Для достижения поставленных целей необходимо осуществить переход к перспективным моделям осуществления транспортировки грузов, таким как интермодальные, ко-модальные и синхромодальные перевозки. Переход на новые технологии управления смешанными перевозками, создание ТЛТ позволят снизить совокупные транспортные издержки, переключить грузовые потоки с наиболее загруженных на менее загруженные полигоны, увеличить объёмы грузовых перевозок, обеспечить рост пропускной и провозной способностей транспортной системы России, повысить устойчивость и эффективность её функционирования на международном рынке транспортных услуг.
- Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 327-р) // СПС КонсультантПлюс.
- Инвестиционная стратегия Нижегородской области до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2013 № 997 (ред. от 16.09.2014)) // СПС КонсультантПлюс.
- Делегация порта Дуйсбург обсудила в Нижнем Новгороде создание тримодального логистического комплекса Логопром на Волге. [Электронный ресурс]. URL: http://rus-shipping.ru/ru/infstruct/news/?id=6616 (дата обращения: 20.09.2018).
- Клиенты Deutsche Bahn получили прямой выход на Грецию через австрийский контейнерный терминал Enns (CTE) с судоходной компанией Cosco // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd-partner.ru/logistics/news/klienty-deutsche-bahn-poluchili-pryamoy-vykhod-na-gretsiyu-cherez-avstriyskiy-konteynernyy-terminal-/ (дата обращения: 20.09.2018).
- Мировой рынок: бельгийский порт Антверпен и китайский порт Гуанчжоу стали побратимами // [Электронный ресурс]. URL: https://transukr.dp.ua/2016/01/05/mirovoj-rynok-belgijskij-port-antverpen-i-kitajskij-port-guanchzhou-stali-pobratimami.html
- Hegmann-Gruppe планирует строительство тримодального терминала в Везеле (Германия). [Электронный ресурс]. URL: http://portnews.ru/news/182947/
- HHLA verstдrkt Hinterlandnetzwerk. [Электронный ресурс]. URL: https://hhla.de/de/2017/06/hub-terminal-budapest.html
- MOL Chemical Tankers создает СП с портовой группой SEA-Invest для инвестиций в строительство терминала для жидких химикатов в порту Антверпен // [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/view/175486-MOL-Chemical-Tankers-sozdaet-SP-s-portovoy-gruppoy-SEA-Invest-dlya-investitsiy-v-stroitelstvo-terminala-dlya-zhidkih-himikatov-v-portu-Antverpen
- Neues Соntainerterminal im Rheinhafen Weil Forster Krischan. // Binnenschijffahrt. 2015.- № 3, s. 52-53.
- Wilhelmshaven und duisport prьfen weitere Zusammenarbeit // HANSA. International maritime journal 30.08.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hansa-online.de/2017/08/haefen/83741/wilhelmshaven-und-duisport-pruefen-weitere-zusammenarbeit/.
- Куренков П.В. и другие. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- C. С.13-17.
- Куренков П.В. и др. Синхромодальные и ко-модальные перевозки, а-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики // ЛОГИСТИКА.- 2018.- № 12.- С.34-39.
- Милославская С.В., Мыскина А.Б. Внутренний водный транспорт России, Евросоюза и США. Монография.- «ТрансЛит», 2017.- 144 с.
- Покровская О.Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О.Д. Покровская // Вестник УрГУПС.- 2017.- № 1 (33).- С.70-83.
- Самуйлов В.М. Интеграция региональной терминально-логистической сети в международные транспортные коридоры / В.М. Самуйлов, О.Д. Покровская, Т.П. Воскресенская // Инновационный транспорт.- 2013.- № 1(7).- С.33-37.
- Самуйлов В.М. Практика и эффективность формирования транспортно-логистических кластеров / В.М. Самуйлов, О.Д. Покровская // Вестник УРГУПС.- 2016.- № 4 (32).- С.76-88.
- Стеценко В.В., Куренков П.В. Коммерческое взаимодействие транспортных систем // Железнодорожный транспорт.- 1998.- № 10.- С.31-36.
- Преображенский Д.А. и другие. Тримодальные логистические терминалы за рубежом и в России // Вестник транспорта.- 2020.- № 2.- С.19-31.
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020