УДК 658.8
Совершенствование логистического сервиса в международных цепях поставок
Васильковская Екатерина Андреевна
Магистрант 1 курса,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: ekatarina.bolshakova.97@mail.ru
Научный руководитель – Мутовин Сергей Илларионович
д.э.н., профессор
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: smutovin@sfu-kras.ru
Improving logistics services in international supply chains
Vasilkovskaya Ekaterina Andreevna
1st grade master-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific Supevisor – Mutovin Sergey Illarionovich
Doctor of economics, professor
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Представлены виды логистического сервиса. Определены основные принципы, которые положены в основу логистического сервиса, а также выявлены особенности международных цепей поставок
Ключевые слова: сервис, логистический сервис, международная цепь поставок
The types of logistics service are presented. The basic principles that underlie the logistics service are identified, as well as the features of international supply chains are identified
Key words: service, logistics service, international supply chain
В современных условиях совершенствование логистического сервиса в международных цепях поставок, рассматривается довольно ограниченно. Причиной этого, является низкий уровень организации логистического сервиса. Логистический сервис тесно связан с процессом распределения, а также представляет совокупность услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, что играет значительную роль в удовлетворении клиентов.
Понятие «логистического сервиса» в научной литературе рассматривается многими учеными, но единой трактовки не существует. А.М. Гаджинский считает, что логистический сервис «неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров» [1]. А.И. Дрожжин придерживается похожего мнения, останавливая внимание на том, что этот комплекс услуг не только в процессе поставки, но и в процессе заказа, покупки и дальнейшего обслуживания продукции [2].
Абсолютно все работы в сфере логистического сервиса можно разделить на три пункта:
– Предпродажные, т. е. работы по доставке товара или услуги к месту реализации;
– Деятельность по выполнению логистических операций в процессе реализации товаров или услуг;
– Послепродажный логистический сервис (реверсивная логистика) [6].
Условия современного рынка и повышение эффективности управления логистическим сервисом, значительно зависят от уровня координации участников международных цепей поставок. В области логистического обслуживания в настоящее время существуют различные принципы, такие как максимальное соответствие требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий; неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами; гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов и др [3].
Территории с пересечением государственных границ, являются международными с момента подписания контракта потребителем, в который входит проведение таможенного контроля в стране назначения. Если международные договоры или региональные соглашения не содержат требований о таможенной очистке товаров, тогда окончанием цепи поставок является точка ввоза товара в страну назначения [4].
Особенностями международных цепей поставок можно назвать характеристики:
- большие географические расстояния и временные пояса;
- охват нескольких национальных рынков;
- размещение элементов логистической сети на территории разных стран;
- необходимость учета местного (национального) и международного законодательства в области производства, торговли, финансов, логистики;
- учет таможенного законодательства и таможенных операций при доставке грузов [5].
Важным критерием, позволяющим оценить уровень обслуживания как с позиции получателя, так и с позиции поставщика, является уровень логистического сервиса. Для того, чтобы определить качество логистического сервиса в организации, необходимо оценить показатель «уровень обслуживания» который определяется по формуле:
(1)
где η - уровень логистического сервиса;
М- количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m- количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Начиная от m= 70 % и выше, издержки сервиса растут в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90 % и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 % до 97 % экономический эффект повышается на 2 %, а расходы возрастают на 14 %.
Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
Качество логистического обслуживания определяется следующими показателями:
- Надежность поставки;
- Длительность логистического цикла – полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
- Наличие возможности выбора способа доставки;
- Вероятность возникновения непредвиденных запасов.
Соотношение значимостей отдельных показателей может меняться. Наиболее значимым показателем является надежность поставки [6]
Для оценки уровня логистического сервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание- с существенными потерями на рынке. Рассмотрим в качестве примера оптовое предприятие, торгующее запасными частями к автомобилям международной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 1500 видов. Тогда уровень сервиса можно рассчитать как отношение фактически имеющегося в продаже количества видов к максимально возможному количеству видов запасных частей:
(2)
На основе проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня логистического сервиса необходимы дополнительные расходы в связи с увеличением запаса. расширение ассортимента будет означать повышение уровня сервиса.
Для решения проблемы требуется проведение систематического и своевременного мониторинга и анализа состояния теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистического сервиса в международных цепях поставок.
Результаты проведенного анализа могут быть использованы для создания программы логистического сервиса в международных цепях поставок. Данная программа может включать услуги, главной задачей которых будет являться удовлетворенность клиентов. Удовлетворение потребностей заказчика очень важно для международных логистических компаний, нацеленных получить высокий доход и конкурентные преимущества, так как они имеют представление, что, если они не удовлетворяют пожелания клиентов, их место будут занимать другие компании, действия которых будет более направлены на предпочтения клиентов. Для этого логистические компании должны качественно организовать все детали, связанные с обслуживанием, независимо от того, что в них входит: принятие заказов, их исполнение или решение проблем. Потребитель должен быть уверен, что выбранная компания понимает его потребности.
Библиографический список:
- Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и Ко, 2010. - 484 с.
- Логистика. Учеб. курс (учебно-методический комплекс) / А.И. Дрожжин. – М.: Маркетинг, 2008. - 256 с.
- Логистика Учебное пособие / Лукиных - КрасГАУ, 2018 - 22 с.
- Менеджмент. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 384с.
- ГОСТ Р 53662-2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы.
- Логистика. Полный курс MBA / В.В. Дыбская. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
- Международная цепь поставок и ее задачи [электронный ресурс]: Цепочка формирования ценности в цепи поставок. URL: https://studopedia.su/15_60407_mezhdunarodnaya-tsep-postavok-i-ee-zadachi.html (дата обращения 28.03.2020).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020