УДК 658.7
Способы снижения неликвидных запасов дилерского центра
Бякова Александра Андреевна
Студентка 4 курса
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева, г. Красноярск, Россия
E-mail: byakova1998@mail.ru
Научный руководитель – Товстоношенко Валентина Николаевна
доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф, Решетнева, г. Красноярск, Россия
E-mail: teachervalya@mail.ru
Ways to reduce the non-liquid reserves of the dealer center
Byakova Alexandra Andreevna
4th year student,
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Krasnoyarsk, Russia
Scientific supevisor – Tovstonoshenko Valentina Nikolaevna
Assistant Professor of Logistics department,
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,
Krasnoyarsk, Russia
В статье исследуются вопросы, связанные с важностью контроля и своевременного выявления неликвидных запасных частей в дилерском центре. Рассматриваются причины появления неликвидов. Описываются правила по профилактике появления неликвидных остатков. Рассматриваются способы минимизации невостребованных запасов.
Ключевые слова: дилерский центр, неликвиды, запасные части, способы снижения неликвидов, невостребованные запасы.
The article explores issues related to the importance of monitoring and timely identification of illiquid spare parts in a dealership. The reasons for the appearance of illiquid assets are considered. The rules for the prevention of the appearance of illiquid residues are described. We consider ways to minimize unclaimed stocks.
Key words: dealer center, illiquid assets, spare parts, methods for reducing illiquid assets, unclaimed stocks.
Дилерский центр представляют собой представительство завода-изготовителя, выпускающего определенную марку автомобиля и другие технические средства. Производитель предъявляет стандартизированные требования к организации торговли и оказанию сервисных услуг клиентам [1]. Соответственно основным видом деятельности центра является осуществление торговли легковыми автомобилями и мотоциклами в специализированных магазинах. А также дилер осуществляет дополнительные виды деятельности: продажи запасных частей и предоставление дополнительного сервиса. Для бесперебойной работы дилерского центра необходимо чтоб на складе всегда находился запас запасных частей к той технике, которую он продает. Достаточный запас - удовлетворение потребностей клиентов и получение дохода. Но не всегда такой запас превращается в прибыль [2].Так как у каждого вида запасных частей есть срок годности и хранившейся долго товар теряет свой первоначальный вид или через продолжительное время выйдет из категории деталей, востребованных покупателем и остаться лежать на складе.
Запасы, не используемые продолжительно долго, относятся к категории неликвидов. Причинами появления неликвидов на складе являются проблема снижения спроса, допущенные ошибки персоналом, стратегические недочеты, особые условия технологий работы с запасами.
К основным причинам возникновения невостребованных запасов относят:
Ч ошибки планирования в потребности деталей;
Ч систематическое изменение программы продаж;
Ч ошибочная покупка деталей, как по внешнему виду, так и количеству;
Ч осуществление не по нормативам закупки и хранения;
Ч потеря товарного вида в результате перевозки и хранении (возможен брак);
Ч отсутствие технологии управления учетом движения (срок годности, наличие или их отсутствие);
Ч старение (моральное потеря качества и физическое) запасов на складе;
Ч резкое снижение востребованности в запчастях на старые модели автомобилей или мотоциклов;
Ч отказ клиента от заказанного им товара. Причина — некомпетентность начальника;
- юридический отдел, не имеющий рычагов давления на менеджеров по продажам, что они работали в следующей последовательности: заключение договора на продажу товара, зачисление предоплаты на счет организации и только потом делается закупка;
Ч нехватка требуемых документов[3,4].
Данная категория несет компании дополнительные затраты, связанные с хранением и обслуживание, что влияет на её деятельность. Для выявления неликвидных запасов используется «Метод ABC и XYZ», с помощью которого можно сократить затраты предприятия на содержание невостребованных запасов. Также необходимо разработать политику по профилактике появления неликвидных остатков, включающая в себя соблюдение нескольких несложных, но очень важных правил, позволяющих прийти к минимизации неликвидных остатков на складе. К ним относится следующее:
Регламент процесса закупки, хранения и реализации деталей. При наиболее подробном описании процесса и постановки конкретных точек уровень неликвидов должен снизываться. Также для удобства можно разработать формы и бланки, куда будут входить все аспекты движения запасов.
Постоянный контроль ситуации возникновения невостребованных запасов раз в месяц и внесение невостребованных деталей отчет по остаткам, которые не менялись в течении тридцати дней. В отчет не вносятся страховые запасы предприятие (существование которых обязательны). В отчете указывается фиксированные даты приемки детали и ее последнее движение по складу. Система позволяется заранее выявить «неликвиды», что позволяет скорректировать последующую закупку. Такая же система формируется и для отчета по оборачиваемости запасов. Предлагается выделять необходимый расход, процент которого за последние тридцать дней не превышал 5-10% остатка. Система позволит выявить скрытые неликвиды.
Опираясь на проведенные раз в месяц отчеты, собирается команда менеджеров, чтоб проконтролировать все принятые меры и определить, каким способом избавиться от неликвидных запасных частей, которыми являются:
-возврат поставщику;
- продажа со скидкой или в комплекте;
- предложить другим автосервисам;
- подать исковое заявление в суд на клиента за невыполнение своих обязательств по покупке;
- пустить для своих хозяйственных нужд (для подменных автомобилей или авто test drive);
- использовать на благотворительность в качестве рекламы своего бренда [5].
Еще один возможный вариант введение КПЭ (ключевые показатели эффективности) и мотивацию персонала. Предлагается подготовить показатели для оценки работы сотрудников дилерского цента, принимающих участие в поступлении и расходовании запасов. Данная оценка стимулировала бы уменьшение общего уровня невостребованных деталей.
Следовательно, неликвиды замедляют оборачиваемость оборотных средств, снижают объем выручки и увеличивают дополнительные затраты, тем самым ухудшая финансовое состояние компании. Поэтому необходимо не допустить образование неликвидов, чем потом их ликвидировать. Для этого нужно постоянно проводить контроль и во время применять профилактические мероприятия.
Библиографический список:
1. Управление запасами [Электронный ресурс]: Режим http://upravlenie-zapasami.ru/statii/likvidaciya-nelikvidov/
2. Сайт Студопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://studopedia.ru/3_11943_harakteristika-dilerskih-predpriyatiy.html
3. Ольга Правук «Неликвиды и излишки товаров: как выявить и обезвредить» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.readanywhere.ru/pravuk-olga/books/nelikvidy-i-izlishki-kak-vyyavit-i-obezvredit-kak-vyyavit-nelikvidy-tovarov-i-materialov-likvidirovat-ix-opredelit-prichiny-ix-vozniknoveniya-i-ne-tolko/952591/Trial
4. Бизнес и закон [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rugloria1.com/nelikvidnyy-tovar-vyyavlenie-komissiey/
5. Профессиональное издательство [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.profiz.ru/peo/4_2016/minimizacija_nelikvidov/
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020