УДК 658.7
Обзор транспортно-логистических центров в Республике Казахстан
Аюпова Дильнура Муратовна
Студентка третьего курса
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail : ayupova.d99@gmail.com
Научный руководитель – Кулик Вероника Борисовна
Доцент, к.т.н.
Университет «Туран»
г. Алматы, Казахстан
E-mail : kulvebori2018@gmail.com
Overview of transport and logistics centers in the Republic of Kazakhstan
Ayupova Dilnura Muratovna
Third year student
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
Scientific supervisor – Kulik Veronika Borisovna
Docent, Candidate of Technical Sciences
University of Turan
Almaty, Kazakhstan
В статье рассмотрены понятия транспортно-логистических центров. Описан транспортно-логистический сектор Казахстана.
Ключевые слова: логистика, транспорт, логистические центры, груз, материальный поток, грузопоток
The article discusses the concepts of transport and logistics centers. The transport and logistics sector of Kazakhstan is described.
Key words: logistics, transport, logistics centers, cargo, material flow, cargo flow
В настоящее время услуги транспорта должны быть ориентированы на их получателей, а именно на нужды населения, экономики, решение стратегических вопросов обеспечения единства, обороны и безопасности страны. Разработанная Концепция государственной транспортной политики Республики Казахстан главной целью ставит развитие транспортного комплекса для повышения эффективности транзитных перевозок по территории Республики Казахстан. Удовлетворение имеющихся и прогнозируемых потребностей в транспортных услугах, улучшение их качества является стартовой площадкой для развития транспортного комплекса. Необходимо отметить, что стратегия охватывает все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, городской, пассажирский, воздушный и водный, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависят от политики государства. Основная задача, сформулированная в стратегии, – это интеграция транспортной системы Казахстана в мировую транспортную сеть путем повышения уровня развития транспортной инфраструктуры на базе основных меридиональных и широтных транспортных магистралей, связующих маршрутов и узлов по направлениям Восток-Запад и Север-Юг.
Транспортно-логистический сектор Казахстана - важнейшая составляющая в развитии экономики и бизнеса. Казахстан, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа — Азия. В республике уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан, по трем приоритетным направлениям: 1. Россия, страны Европы и Балтии; 2. Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; 3. Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция [1].
На сегодняшний день, существующие объемы транзита очень низки в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Потенциал нашей страны оценивается в сумму порядка более 2 млрд. долларов США в год[2]. Сейчас же реально республика получает порядка 800 млн. долларов США. Через Казахстан в основном следуют грузопотоки регионального транзита: между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией. Практически не освоен транзит между странами Юго-Восточной Азии и Россией, государствами Европы.
В целях развития транспортно-логистической системы Республики Казахстан с привлечением международных консультантов разработан Мастер-план развития транспортно — логистической системы (ТЛС). Данный документ представляет собой программу развития отрасли транспортной логистики в рамках текущих программ Правительства, в частности Государственной программы форсированного и индустриально-инновационного развития. Актуальность проекта обусловлена необходимостью комплексного пересмотра подходов к управлению транспортным комплексом страны, что подразумевает отход от традиционного «узко транспортного» подхода и применение новой современной парадигмы ТЛС. Основной целью является повышение качества транспортно-логистических услуг до мирового уровня, доступность глобальных путей сообщения для казахстанского экспорта, увеличение транзита через территорию страны, сокращение транспортной составляющей и повышение конкурентоспособности РК на глобальном рынке в целом.
Транспортно-логистический центр - это некая территория, которая имеет место объединения как складские помещения, так и органы власти, которые делают растаможку товара, так и транспортной компании. В Южно-Казахстанской области завершено строительство первого этапа транспортно-логистического центра класса "А". Территорию в 14 га инвестировала компания "Казахстан Логистик Групп". Объем инвестиций пока составил пять миллиардов девятьсот миллионов тенге [3]. Стало известно, что Банк Развития Казахстана вначале января выделил первый транш для завершения второго этапа. Финансирование со стороны БРК представлено в рамках второй пятилетки государственной программы индустриально-инновационного развития. В специальную зону, где разместятся сухие и климатические склады, торговые центры, гостиницы, таможенный терминал инвестировали сразу восемь компаний. Функционал транспортно-логистического центра подразумевает возможность разгрузки консолидации хранения грузов их автоматизированной сортировки и погрузки. Пользоваться услугами центра может любой товаропроизводитель. На сегодняшний день заинтересованность проявила компания "Кока-кола", проект планирует достроить к 2019 году. В этом выпуске узнаем какие бывают транспортно-логистические центры, как они классифицируются.
Транспортно-логистический комплекс РК обеспечил 7,8% валового внутреннего продукта против 7,6% годом ранее, доходы перевозчиков выросли за год на 22,5%, причем более трети обеспечили грузоперевозки [4].
Транспортно-логистические центры предоставляют свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, располагают стоянкой для грузовых автомобилей. В хорошо развитых логистических центрах оказывается техническое обслуживание транспортным средствам, таможенные, брокерские и другие виды услуг.
Библиографический список:
- Савенкова Т.И. Логистика: Учеб. пособие — М.: Омега, 2008. — 225 с.
- Громов Н.Н., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. Учеб. пособие. — М.: Академия, 2003 — 186 с.
- Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник / Под ред. В.М.Николашина. — М.: Академия, 2003 —242 с.
- Назарбаев Н.А. Программа «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства // [ЭР]. Режим доступа: online.zakon.kz
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020