Регион: Выбрать регион
Сейчас: 24 ноября 16:01:34
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Анализ контрактной ответственности экспедитора

УДК 656.7:658

Анализ контрактной ответственности экспедитора

Антипова Виктория Николаевна

 Студент 3 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: viktoriaantipova99@yandex.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

Analysis of the freight forwarder's contractual liability

Antipova Viktoria Nikolaevna

3st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia

 

В статье отмечен двойственный характер договора транспортной экспедирования (ДТЭ), что приводит к повышению ответственности экспедитора до уровня перевозчика. Представлен анализ, основных договоров транспортной  логистики. Использование экспедитором проформы договора смешанной перевозки (ДСП) придает ему статус «контрактного перевозчика», реализуя при этом эффект консолидации грузов.

Ключевые слова: договор поручения, ответственность сторон перевозки, договора логистики, консолидация, договор смешанной перевозки.

The article notes the dual nature of the transport forwarding agreement (TFA), which leads to an increase in the responsibility of the freight forwarder to the level of the carrier. The analysis of the main transport logistics contracts is presente. The forwarder's use of the proforma multimodal transport agreement (MTA) gives it the status of a "contract carrier ",while implementing the effect of cargo consolidation.

Key words:  order agreement, responsibility of the parties to the carriage, logistics agreements, consolidation, multimodal transport agreement.

 

Экспедитор обязан по ДТЭ  за вознаграждения (ст.801 ГК РФ) выполнить все логистические услуги, которые предусмотрены договором экспедиции. Такие договоры имеют двойственную природу и могут рассматриваться как: один из договоров оказания услуг: договор, на осуществление перевозки, когда, исполнитель, с помощью посреднического договора: организует выполнение услуг, связанных с перевозкой. Это приводит к повышению ответственности экспедитора до уровня перевозчика – в размере объявленной стоимости груза. Более того перевозчик возвращает клиенту провозную плату, взысканную за перевозку груза. Предусматривается также покрытие минимальной прибыли, на которую рассчитывает покупатель (10%).

ДТЭ может являться или договором поручения, или договором комиссии, или договором агентирования. В таблице 1 представлена краткая информация об этих договорах.

Таблица 1 -  Краткое содержание договоров, относящихся к области логистики

Виды договоров

Название документа

Стороны договора

Назначение

Договор поручения

Договор поручения

Доверитель и Поверенный

Доверитель распределяет указания, а Поверенный обязуется выполнять от имени и по поручению, и за счет Доверителя действия, перечисленные в договоре.

Комиссионное соглашение

Договор комиссии

Комиссионер и комитент

Договор комиссии можно заключить на определенный срок или без указания срока его действия, если это необходимо. Комиссионер обязан от своего имени за вознаграждение выполнить сделку, но за счет комитента.

Договор агентирования

Агентский договор

Агент и Принципал

По ст. 1005 Гражданского кодекса РФ  в сделке, которая совершается агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится агентом. Агент обязан выполнять требования за определенную плату по поручению другой стороны: принципал, юридические и иные действия от своего имени, но за счёт главной стороны либо от имени и за счёт главной стороны.

Договор транспортной экспедиции

(ДТЭ)

ДТЭ

Экспедитор и клиент

По ДТЭ одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны совершать или организовать выполнение определенных ДТЭ услуг, связанных с перевозкой груза.

В соответствие с договором поручения экспедитор функционирует как представитель клиента в его отношениях с третьим лицом, однако экспедитор создает только те требования, которые прописаны в договоре. Экспедитор заключает договор от себя и приобретает всю ответственность перевозчика, но не совершает транспортировку по договору комиссии. Отличительной особенностью договора поручения от ДТЭ состоит в лично-доверительном характере взаимоотношений, которые возникают между сторонами договора.

При заключении договоров перевозки (ДТЭ) от имени клиента и по его доверенности, обязанность экспедитора состоит в том, чтобы добавить из договора поручения некоторые элементы обязательства.

Особой чертой соглашений комиссии и ДТЭ заключается в том, что в договоре комиссии объектом контракта считаются действия комиссионера при заключении сделок с третьим лицом, а основной задачей будет обеспечение косвенного представительства комитента. В сфере ответственности комиссионера и экспедитора, комиссионер не несет ответственности перед комитентом за неисполнение третьей стороной сделки, заключенной с ним за счет комитента, если иное не предусмотрено договором. В соответствие с договором экспедиции экспедитор несет ответственность за неисполнение обязательств  по общим основаниям и в размере, предусмотренной в главе 25 Гражданского кодекса РФ. Комитент обладает возможностью отменить договор комиссии. Согласно статье 51 Гражданского кодекса РФ, договор комиссии может быть заключен как на товары, так и на услуги.

Экспедитор имеет право исполнять  не только функции перевозчика, но и функции посредника, если у него есть собственное транспортное средство (ст.805 ГК РФ). Когда экспедитор привлекает других лиц, он по-прежнему несет ответственность перед заказчиком.  Лицо, которое осуществляет поиск клиентов, заключает перевозки, осуществляет таможенные формальности, перевозчики называют таких агентов транспортными брокерами.

В соответствие с договором агентирования, агент берет на себя обязательства за вознаграждение выполнять по поручению принципала  юридические действия. Финансовые расчеты переходят на принципала. В то же время эта функция сближает агентский договор с ДТЭ, в соответствии с которым экспедитор заключает договоры перевозки от своего имени или от имени клиента. Отличительная особенностью  ДТЭ с агентским договором является то, что в случаи  ДЭ деятельность принципала в отношениях с третьим лицом  осуществляется в сфере услуг по перевозке грузов. В связи с этим услуги и юридические действия относятся к этому конкретному процессу и в соответствие с договором агентирования: сфера деятельности принципала расширяется, поскольку агент представляет интересы клиента на определенной территории.

Другие экспедиторские документы также являются основным компонентом ДТЭ: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка.  Если грузовой агент будет вступать в качестве единого «контрактного перевозчика», т.е. оператора смешанной перевозки (ОСП), который использует договор ДСП, то это позволит ему использовать эффект консолидации грузов, что снижает все затраты на логистику. В качестве примера приведена схема использования эффекта консолидации, с помощью которой можно уменьшить стоимость товарной единицы груза. Анализ рис.1 показывает, что выгодность клиента равна разнице стоимости затрат на перевозку груза от грузового агента к затратам на перевозку груза от авиакомпании.   

111

 

Рис.1. Эффективность консолидации груза в нейтральной терминальной сети (пример)

Для формализации отношений сторон, рассмотренных в этих договорах, используется гражданское законодательство: договор комиссии (ст. 990 ГК РФ), договор поручения (ст. 971 ГК РФ) и агентский договора (ст. 1005 ГК РФ). Особенность договоров заключается в том, что товар не принадлежит посреднику (комиссионеру, поверенному, агенту) на основании права собственности. В случаи мультимодальной  перевозки, осуществляемой по единому правому режиму ДСП, экспедитор приобретает статус «контрактного перевозчика».

Безусловное повышение ответственности экспедитора до уровня перевозчика компенсируется возникающими возможностями консолидации. Подразумевается создание альянса перевозчиков, которые будут осуществлять перевозки в собственной терминальной сети по модели «Hub-and-Spoke».

 

Библиографический список:

  1. Глинский В.А., Бутрина П.В. Консолидация груза в терминальной сети грузовых агентов при интермодальной доставке/ Университет ГА. Санкт-Петербург, 2014, с. 3-27.
  2.  Палагин Ю.И., Глинский В.А., Мочалов А.И. Интермодальные транспортно-логистические процессы: Экспедирование, технологии, оптимизация,  СПб, политехника, 2019, 367 с.
  3.    Глинский В.А. Разработка классификатора терминально-сетевых продуктов при мультимодальных перевозках // Вестник СПбГУГА. Университет ГА. С.-Петербург, 2014, с.51-63.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020


Количество просмотров: 2269
теги:
04.11.2021 11:29 | log2020блог автора

Еще публикации: