УДК 658.7
Геополитическое значение новой транспортной стратегии России
Пантелеев Владимир Иванович
к.и.н., доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК»
Красноярский государственный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail:vpanteleev@yandex.ru
The geopolitical significance of Russia's new transport strategy
Panteleev Vladimir Ivanovich
candidate of historical sciences, associate professor
of Logistics and Marketing in AIC department
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Анализируется новая Транспортная стратегия России до 2035 года, утвержденная в апреле 2020 года. Делается вывод о том, что она по сравнению с ранее действовавшей стратегией имеет ярко выраженную геополитическую составляющую.
Ключевые слова: логистика, стратегия, транспорт, геополитика, Россия, международный транспортный коридор.
The new Transport Strategy of Russia until 2035, approved in April 2020, is analyzed. It is concluded that, in comparison with the previous strategy, it has a pronounced geopolitical component.
Key words: logistics, strategy, transport, geopolitics, Russia, international transport corridor.
26 марта 2020 года Правительство России приняло решение одобрить в основном проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года [1] (далее – Стратегия – 2035). Как ожидается, до 15 апреля она будет утверждена [2].
Необходимость создания Стратегии – 2035 закономерно вытекала из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Из 12 национальных проектов, разработанных в соответствии с этим Указом, четыре имеют прямое или косвенное отношение к расширению и совершенствованию в России логистической инфраструктуры: «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».
Кроме того, в соответствии с Указом № 204 распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р был утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (далее – Комплексный план). Этот документ включает в себя девять транспортных федеральных проектов и два федеральных проекта по развитию энергетической инфраструктуры.
Анализ этих проектов не входит в нашу задачу. Приведем цитату с сайта Правительства России, предваряющую этот документ: «Реализация Комплексного плана позволит обеспечить развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, повышение уровня экономической связанности территории России за счёт расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»[3].
За этой наукообразной сухой фразой трудно увидеть революционную суть сего документа. Но по большому счету, этот план есть геополитический прорыв в экономическое будущее России. С одной стороны, он призван по мере возможности связать транспортными артериями регионы самой России. А с другой, - создать, укрепить те транспортные пути, которые способны натянуть на себя мировые транспортные потоки. Ведь что такое транспортный коридор «Запад – Восток»? Это путь из Китая в Европу и обратно, идеологически близкий по духу к китайской концепции «Один пояс, один путь». Что такое транспортный коридор «Север – Юг»? Это путь из Европы в Индию через Россию и Иран. Здесь же Арктический транспортный коридор, представленный Северным морским путем. Благодаря этому маршруту на треть сокращается путь из Восточного Китая в Европу по сравнению с транзитом через Суэцкий канал.
Усиленная геополитическая составляющая – важное отличие Стратегии – 2035 от принятой в 2008 году Транспортной стратегии России до 2030 года (далее – Стратегия – 2030). И тут сразу же возникает вопрос: а реалистичен ли сам Комплексный план, а соответственно и Стратегия - 2035? Сомнения на этот счет имеются немалые. Вспомним недавнюю историю. 7 мая 2012 года Президентом РФ были подписаны майские указы в связи со вступлением в должность. В соответствии с одним из этих указов в декабре 2012 года была принята государственная программа «Развитие транспортной системы». В ней была поставлена задача снижения транспортоемкости ВВП на 4,5 % по отношению к уровню 2011 года[4]. Насколько эта программа была выполнена, нет возможности проверить, так как в декабре 2017 года она была скорректирована, а ее целевые показатели изменены[5].
Но у экспертов нет никаких сомнений, что программа была провалена. Как известно, Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index) – показатель, позволяющий измерить удобство национальных логистических систем. Если Казахстан с 2014 по 2016 год поднялся по этому индексу в рейтинге с 88-го на 77-е место среди стран мира, то Россия опустилась с 90-го на 99 место[6].
В начале 2020 года был опубликован подготовленный Счетной палатой РФ промежуточный отчет о ходе реализации Комплексного плана[7]. По состоянию на 1 ноября 2019 года, кассовое исполнение расходов федерального бюджета в рамках осуществления Комплексного плана составило лишь 57,3 % от запланированного. В самом же плане в ходе ревизии были обнаружены массовые нестыковки.
Риски, что Правительство Д.А. Медведева завалит столь важную работу были слишком велики. И это стало одной из причин смены кабинета министров в январе 2020 года.
Цели развития транспортной системы России в старой и новой стратегии сведены нами в таблицу 1.
Таблица 1 - Цели развития транспортной системы России
Стратегия – 2030[8] |
Стратегия – 2035[9] |
1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. 2. Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны. 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы. 6. Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
|
1.Обеспечение транспортной связанности территории страны. 2. Организация эффективной перевозки грузов. 3. Организация доступных и качественных перевозок пассажиров. 4. Встраивание транспортной системы в мировую транспортную сеть. 5. Обеспечение безопасности транспортного комплекса. |
Как видим, в первых пяти целях особых отличий нет за исключением стилистических. Но зато в Стратегии – 2035 отсутствует «Цель 6. Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду». В первоначальных проектах этого документа соответствующий пункт присутствовал[10].
Косвенно этот факт свидетельствует о наметившемся тренде к отказам российского руководства от международных обязательств, не выгодных нашей стране, но подписанных в силу преобладания либеральных взглядов в экономическом блоке Правительства РФ. Не исключено, что и Россия выйдет в перспективе из Парижского соглашения по климату, как и США..
Подобное действие может облегчить решение задачи дальнейшего освоения Северного морского пути. Ведь не секрет, что якобы экологические издержки Арктики являются аргументами при попытках ряда западных стран заставить свои компании не перевозить грузы по «Ледовому шелковому пути» и ориентировать их на использование с этой целью маршрут через Суэцкий канал.
В заключение еще об одном проекте, который не отражен в Комплексном плане, но имеет шанс туда попасть. По итогам заседания Правительства 26 марта 2020 года Минтрансу России было поручено до 27 апреля 2020 года представить в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством обороны РФ предложения по обеспечению завершения строительства железной дороги Кызыл – Курагино. Как известно, эта дорога начала строиться еще в 2011 году, но из-за нехватки финансирования стройка прекратилась.
Реализация этого проекта имеет немалое значение для экономики Енисейского макрорегиона[11]. Не менее важен и геополитический аспект. Эта дорога при дальнейшем продвижении на юг может быть продлена до Китая, Пакистана и Индии[12], то есть по существу стать новым международным транспортным коридором, сопоставимым по своему значению с международными транспортными коридорами «Север – Юг» и «Запад – Восток».
Библиографический список:
- Решения, принятые на заседании Правительства 26 марта 2020 года //Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://government.ru/news/39298/ (дата обращения: 30.03.2020).
- Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства // Сайт Президента РФ. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/copy/63072 (дата обращения: 30.03.2020).
- Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года // Сайт Правительства РФ.- Режим доступа: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения: 30.03.2020).
- Консультант: информационно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162170/3e38f205245aca2cf1c57edc8c190f1500916931 (дата обращения: 09.03.2020).
- Консультант: информационно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286331/3e38f205245aca2cf1c57edc8c190f1500916931 (дата обращения: 09.03.2020).
- Экономическое развитие ЕАЭС и государств-членов в 2017 г. Международные рейтинги. Ежегодный доклад // www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 09.03.2020).
- Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»//Сайт Счетной палаты РФ. – Режим доступа: http://old.ach.gov.ru/activities/control/Комплексный%20план%202020-01-15%20%5B1%5D.pdf
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации».
- Стенограмма доклада Евгения Дитриха на заседании Правительства Российской Федерации о проекте новой транспортной стратегии РФ до 2035 года //Сайт министерства транспорта РФ. – Режим доступа: www.mintrans.ru/documents/16/10521 (дата обращения: 30.03.2020)
- Буянов С., Буянова Л. Транспортная стратегия РФ на период до 2035 года: целевые показатели развития морского транспорта // Морские вести России. – 2019. - №12. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/81114/ (дата обращения: 30.03.2020)/
- Швалов П.Г. Строительство железной дороги Курагино - Кызыл в контексте развития Енисейского макрорегиона // Вопросы новой экономики. – 2019. - № 2 (50). – С. 37-43.
- Шойгу предложил построить железную дорогу между Тывой и Индией // Росбалт. -2014. – 3 апреля. - Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/russia/2014/04/03/1252417.html (дата обращения: 30.03.2020
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020