УДК 339.3
Взаимосвязь и основные направления развития логистики и торговли в России
Олейник Наталья Михайловна
к.э.н., доц. каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olejnik@inbox.ru
Алексашина Софья Викторовна
студентка
Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olejnik@inbox.ru
Interconnection and main directions of development of logistics and trade
in Russia
Oleinik Natalia Mikhailovna
associate professor of the department of trade and commodity research,
Saint-Petersburg state university of economics, Saint-Petersburg, Russia
Aleksashina Sophia Viktorovna
student
Saint-Petersburg state university of economics, Saint-Petersburg, Russia
В статье рассмотрены основные проблемы логистики в России, показана ее взаимосвязь с торговлей, определены основные проблемы ритейла, связанные с логистикой. Целью исследование является выявление факторов, способствующих развитию логистического сервиса в России и основных его проблем.
Ключевые слова: логистика, торговля, электронная коммерция
The article is about the current state of logistics in Russia, shows its relationship with trade, identifies retail problems associated with logistics processes. The purpose of the study is to identify factors contributing to the development of logistics companies in Russia and its main problems.
Key words: logistics, trade, e-commerce
В современной мировой хозяйственной системе развитие торговли происходит достаточно активно за счет процессов глобализации и интернационализации экономики, за счет развития цифровых технологий, повышения уровня конкуренции, а также изменения поведения потребителей. Что касается России, то местные торговые организации также стараются идти в ногу со временем. Торговые предприятия активно развивают электронную коммерцию, работают с маркетплейсами и зарубежными онлайн-партнерами, используют новые технологии, внедряют научные разработки, применяют новые методы и способы продажи, которые позволят им сокращать издержки, удовлетворять потребности потребителей и повышать качество их обслуживания, удерживать уровень конкурентоспособности, поддерживать имидж и сферу влияния на рынке.
Изменения, происходящие в торговле, влияют на развитие и состояния других отраслей. Как известно, предприятия сферы товарного обращения: производства, торговли, логистики, тесно взаимосвязаны, поэтому оказываю достаточно сильное влияние друг на друга: изменения в одной из них требуют адаптации и обновления в другой. «Новый механизм ускоренного системного развития экономических систем», затрагивает «информационное поле систем торгового обмена, производства, управления всеми ключевыми бизнес-процессами транспортно-логистических организаций при управлении цепями поставок» [1].
Одной из важных задач экономики в России на данный момент является развитие логистики. Логистика – это наука о движении и управлении материальными и иными потоками от производителя сырья до конечного потребителя в целях минимизации издержек для всей системы в целом и в отдельности для каждого ее участника [2]. Логистика в торговой деятельности – это деятельность, которая связана с построением эффективных логистических систем на торговых предприятиях, с управлением цепями поставок, оптимизацией товарных запасов для удовлетворения нужд и потребностей потребителей. Для торгового предприятия она имеет большое значение. Сфера деятельности логистики распространяется на компанию и на управление экономическими потоками в сфере обращения товаров. Основной задачей логистики в торговой деятельности можно считать сокращение издержек. Последние годы основным трендом розничной торговли является развитие электронной коммерции. С распространением интернета и электронных технологий изменился подход к продажам, для потребителей стало важно не столько уникальное торговое предложение, сколько логистический сервис. В процессе дальнейшего возрастания роли онлайн-торговли ключевым фактором ее развития выступит именно логистика, которая позволит обеспечить: доставку заказа в течение нескольких часов с момента оформления, гибкие сроки получения и возврата и пр.» [3].
С появлением различных способов реализации товаров и услуг появился такой метод организации продаж как мультиканальность. Мультиканальные продажи – это способ реализации товара различными способами. Концепция мультиканальности подразумевает, что покупатели могут совершать покупки через разные каналы (стационарный магазин, онлайн-магазин, каталоги, страницы в социальных сетях и т.д.) с использованием разных цепей поставок (отгрузка товара из магазина, со склада магазина, с распределительного центра торговой сети и др.). Однако информационный поток одного канала оказывается не взаимосвязан с информационным потоком другого канала, что не способствует эффективной деятельности компании, влечет за собой негативные последствия в виде потери прибыли и доставляет неудобства покупателям. Инновации в интернет-логистике позволят решить данную проблему.
Внедрение мультиканальности требует дополнительных затрат и существенных изменений логистических и торговых процессов. Так, например, если торговое предприятие осуществляет продажи через стационарный магазин и интернет-магазин, то логистика перемещений товаров усложняется: появится необходимость доставки товаров на дом покупателю, в другие города; если у организации существует удаленный склад, то может потребоваться организация самовывоза со склада или доставка до розничной точки продаж или пунктов выдачи. Учет запасов товаров, их обработка, складирование также становятся более сложными процессами, требующими цифровизации. Компьютеризация учета позволит избежать ошибок, сократить издержки, увеличить прибыль и повысить качество обслуживание.
Изменения, происходящие в современном ритейле, способствуют тому, что торговые предприятия начинают использовать в качестве инструмента продаж для совершенствования существующей системы продаж и повышения ее эффективности. Компании начали уделять особое внимание логистике последней мили, так как при выборе места покупки покупатель обращает особое внимание на условия доставки. По данным исследования, проведенного информационным логистический порталом «Datainsight» 40% опрошенных, отказывались от совершения заказа из-за неудобной доставки [4]. Если раньше компании старались передать доставку товаров конечному потребителю на аутсорсинг, то в последнее время среди предприятий торговли появились тенденции развития собственных логистических систем, так как компании начали осознавать важность последней мили и хотят положительно влиять на мнение покупателей путем осуществления качественной доставки заказов. Крупные торговые сети создают собственные курьерские службы доставки, открывают пункты выдачи заказов и постаматы в разных городах, что позволяет охватит большую часть рынка и удовлетворить потребности большего количества потребителей. Однако не всегда у торговых предприятий достаточно средств на создание своей службы доставки, в таком случае они могут прибегать к помощи компаний по экспресс доставки. Пользуясь услугами логистических компаний, торговое предприятие переносит функцию доставки на контрагента, выбирая логистического оператора, положительно зарекомендовавшего себя на рынке. Несмотря на то, что участие посредника в перевозке заказа покупателю несет определенные затраты, экспресс доставка предоставляет важное конкурентное преимущество – быстрая и надежная поставка товара заказчику.
В последние годы торговый ритейл совершил активную экспансию в регионы. Однако не только крупные торговые сети стараются расширить географию продаж, но и малый бизнес из разных регионов пытается работать не только на локальном рынке. Желание торговых компаний охватить как можно больше потребителей из разных точек России, побуждает обращаться к логистическому аутсорсингу в многоканальной торговле. Если у федеральных торговых сетей есть стратегия развития собственной логистической сети, то микробизнесу остается пользоваться услугами транспортных и курьерских компаний. Компании по экспресс доставке дают возможность без особых усилий организовать перевозку товара потребителям в различных частях страны и даже за границу. В связи с желанием торговых предприятий распространять товары по разным регионам и широким распространением электронной коммерции в России начал развиваться фулфилмент. Фулфилмент – это аутсорсинг складских операций, которые необходимо провести с момента принятия товара от производителя и до передачи в курьерскую службу. Можно выделить пять основных операций фулфилмента: 1) приемка товаров; 2) хранение товаров на складе; 3) комплектация и сбор заказов; 4) отгрузка заказов службам доставки; 5) обработка возвратов. Компании, не имеющие собственной службы доставки, испытывают проблему с перевозками заказов покупателям. Передача всех этих операций на аутсорсинг позволяет сэкономить ресурсы на организацию собственных складских операций, и направить силы на развитие других сфер деятельности. Многие компании предоставляют дополнительные услуги, например, создание и поддержка сайте, производство контента для презентации товаров, маркетинг, услуги колл-центра. Все это востребовано у небольших компаний с ограниченными ресурсами. Рынок фулфилмента в России активно развивается. В 2018 году рынок российского фулфилмента оценивается в 13 млрд рублей и 41 миллион посылок. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2016 года составил 36%. Задействованные складские площади у крупнейших операторов выросли в 1,6 раз, количество занятых сотрудников — более чем на треть [5]. Приведенные данные свидетельствуют о повышение качества фулфилмента и складской логистики, что позволяет не только сократить сроки доставки товаров до покупателей, но и снизить тарифы на логистический сервис.
Развитие логистики в России происходит достаточно активно, но на своем пути встречает трудности. К основным проблемам российской логистики можно отнести ее запоздалое развитие, недостаточное финансирование, низкий уровень цифровизации и низкие темпы роста отрасли. Несмотря на то, что уровень развития логистического сервиса невысок, но плотное взаимодействие с торговлей обеспечивает его рост и совершенствование. К факторам развития логистики можно отнести: появление электронной коммерции; переход торговых предприятий на мультиканальный метод организации продаж; расширение географии сбыта; повышение внимания к логистике последней мили; кастомизация сбыта.
Библиографический список:
1. Бубнова, Г.В. Цифровая логистика – инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов/ Г.В. Бубнова, Б.А. Лёвин // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Т. 5. - № 3. - С. 73-74.
2. Рыжова, И.О.. Логистика в торговле: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.О. Рыжова, А.М. Турков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 64 с.
3. Global E-Tailing 2025: электронная коммерция и логистика настроены на рост // Retail&Loyalty. - 2014. - №4 (43). - С.84
4. Логистика для интернет-магазинов: мнения и ожидания // Datainsight.ru: информационный логистический портал URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-LogisticOpinion2019-web.pdf (дата обращения: 03.03.2020)
5. Фулфилмент для Интернет-торговли 2019 // Datainsight.ru: информационный логистический портал URL: http://logistics.datainsight.ru/sites/default/files/DI-fulfilment2019.pdf (дата обращения: 03.03.2020).
Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020