Регион: Выбрать регион
Сейчас: 24 ноября 15:56:13
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Архитектура цифровой трансформации цепей поставок

УДК 62:004.9

Архитектура цифровой трансформации цепей поставок

Некрасов Алексей Германович

д.э.н., профессор, профессор

Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ), г.Москва, Россия,

E-mail: tehnologistic@mail.ru

Атаев Керим Ибадуллахович

к.т.н., доцент, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный

 технический университет (МАДИ) г.Москва, Россия

E-mail: klsf64@mail.ru

 

Digital transformation architecture for supply chains

Nekrasov Alexey Germanovich

Sc. Economics, Professor, Professor

State Technical University—MADI (STU-MADI), Moscow, Russia

Atayev Kerim Ibadullah oglu

Technical, Assistant professor, Assistant professor

State Technical University—MADI (STU-MADI), Moscow, Russia

 

Рассмотрена перспектива развития цифровой трансформации и архитектуры цепей поставок. Архитектурный подход формирует целостный подход к управлению цепями поставок на протяжении всех этапов жизненного цикла. Цифровая трансформация предусматривает цифровизацию и интеграцию процессов в рамках всего предприятия: начиная от разработки продуктов производства, включая логистику и обслуживание. Архитектура предприятия, как базовый элемент звена цифровой цепи поставок, описывает текущую и целевую структуры предприятия и процессов, для реализации целей и стратегий.

Ключевые слова. Цифровая трансформация, цепь поставок, архитектура предприятия, этапы жизненного цикла, логистический инжиниринг.

 The perspective of development of digital transformation and supply chain architecture is considered. The architectural approach forms a holistic approach to supply chain management throughout all stages of the life cycle. Digital transformation involves digitization and integration of processes throughout the enterprise: from product development to production, including logistics and service. The enterprise architecture, as a basic element of the digital supply chain link, describes the current and target structure of the enterprise and processes for implementing goals and strategies.

Key words. Digital transformation, supply chain, enterprise architecture, life cycle stages, logistics engineering.

 

Глобальной целью транспортной политики России, принятой в программном документе «Транспортная стратегия России до 2030 года», определено формирование высокоэффективной транспортной системы, обеспечивающей полное и своевременное удовлетворение потребностей экономики, населения страны в безопасном и устойчивом транспортном обслуживании.

В условиях высокой конкуренции и динамики смены технологий глобальной задачей российских предприятий является обеспечение выживаемости, развития в долгосрочной перспективе, повышение производительности труда на основе использования цифровых технологий. Предъявляются высокие требования к гибкости и скорости реакции предприятий и цепей поставок. Это предполагает использование цифровой трансформации их бизнес-модели, процессов и ИТ-систем в соответствии с изменениями различных внешних и внутренних условий ведения бизнеса на основе цифровых данных. Поэтому проблема междисциплинарного подхода с позиций логистического инжиниринга и архитектуры предприятий на основе цифровых технологий является актуальной с точки зрения экономики, бизнеса и науки.

Цифровая экономика открывает новые возможности по применению системных методов на новой организационно-технологической основе. Процесс трансформации носит уже не только «цифровой» (виртуальный) характер, но и интегрируется с процессами и физическими потоками, протекающими в транспортно-логистических системах, как важнейших звеньях цепи поставок. Большая роль отводится не только мобильным и сенсорным сетям, но и инновационным подходам по организации и управлению цифровой трансформацией цепей поставок (ЦТЦП), которые эволюционируют в киберфизические системы.

Вместе с тем, как показывает анализ отечественной и иностранной научно-технической, экономической литературы и практики ведения бизнеса, существующие концепции управления цепями поставок предусматривают решение рассматриваемых проблем с разных точек зрения – от простого согласования планов сбыта и поставок несколькими компаниями до всеобъемлющей концепции расширяющегося логистического взаимодействия (SLIScaleable Logistics Interplay), которую планируется реализовать в 21 веке как методологию адаптивного управления цепями поставок в условиях цифровой трансформации [1][2][3].

Традиционно логистику рассматривают с точки зрения деятельности, связанной с физическим снабжением, потоком материалов и физическим распределением, в первую очередь, связанным с приобретением и переработкой продуктов посредством производства и последующего распределения таких продуктов потребителю (заказчику). Основной акцент по-прежнему делался на управлении и взаимодействии относительно обособленных компонентов системы, связанных с производством и производственными процессами, созданием интегрированных логистических систем, охватывающих поставщиков, потребителей и транспортно-логистических операторов. Проблемы, связанные с первоначальной структурой системы и/или дизайном продукта, поддержкой всего жизненного цикла цепи поставок и продукции, не были решены в рамках существующих подходов к логистической деятельности и управлению цепями поставок.

Поэтому ЦТЦП должны обеспечить компаниям большую эффективность и скорость реагирования на запросы потребителей за счет повышения качества данных о том, чего потребители хотят и как доставить продукты на рынок, как повысить ценность услуг и улучшить приспособленность продукта к нуждам каждого конкретного потребителя и персонифицировать его. Одной из ключевых областей инвестиций в ближайшие годы будут передовые аналитические инструменты, что позволит цепям поставок развиваться по пути прогнозирования возможных ситуаций в будущем, вместо реагирования на уже состоявшиеся события. Система управления ЦТЦП в условиях применения инновационных решений, относящихся к концепции Industry 4.0 («Индустрия 4.0»), должна приобретать свойства «живой системы», преобразовывая состояние всей системы, а не отдельных функций и процессов.

Приоритетное значение для управления цепями поставок нового типа приобретают не только сами цифровые технологии, но и процессы цифровой трансформации, охватывающие различные этапы жизненного цикла и возможность интеграции различных инструментов в рамках целостного подхода. Цифровая трансформация предусматривает цифровизацию и интеграцию процессов в рамках всего предприятия: начиная от разработки продуктов и заканчивая производством, закупками, сбытом (продажами), логистикой и обслуживанием. Поэтому ЦТЦП рассматривается с точки зрения всей системы (т.е. «всего предприятия») в контексте всего ее жизненного цикла, начиная с первоначального определения «потребности», расширяя до проектирования, разработки, производства, применения системы и постоянной логистической поддержки и последующего рециклинга системы с использованием методов инженерии и архитектуры предприятия [4].

В качестве инструментов интеграции бизнес-модели и цифровых процессов в статье рассматривает логистический инжиниринг, архитектура (дизайн) предприятия и технические стандарты, которые создают системную основу для быстрой перенастройки процессов в условиях сбойных ситуаций в модели ЦТЦП.

Логистический инжиниринг – это область системного инжиниринга, посвященная эффективной организации и управлению закупками, транспортировкой, хранением, распределением и складированием материалов, готовой продукции и грузов. Он предполагает изучение структуры и свойств существующих логистических процессов компании-клиента, оценку состояния внешней и внутренней транспортно-логистической инфраструктуры, проектирование новых бизнес- процессов на основе целостной модели и возможности их постоянного совершенствования.

Архитектура предприятия, как базовый элемент звеньев ЦТЦП, описывает текущую и целевую структуры предприятия и процессов, протекающих на нем для реализации целей, стратегий и политик. Архитектура предприятия, реализуя системный подход применительно к деятельности организации, концентрируется на обеспечении единого целостного видения того, как различные подсистемы поддерживают и обеспечивают основную деятельность предприятия, обеспечивают «безшовность» и совместимость всех звеньев цепи поставок.

Таким образом, в рамках ЦТЦП интегрируются все процессы – от сбора данных и отслеживания поставок (идентификации и прослеживаемости), до прогнозного анализа (предиктивной аналитики). Значимость такой интеграции и быстрого взаимодействия все возрастает благодаря развитию современных технологий и появлению технологических решений будущего. Интегрированные модели жизненного цикла формирует основу нового поколения ЦТЦП, основанных на цифровых технологиях, принципах и методах архитектурного подхода, обеспечивая саморегулирование, быструю перенастройку хозяйственных связей и процессов с общими стратегическими целями.

Библиографический список:

1. Управление цепями поставок в эпоху цифровой трансформации. – С. 3. – [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/transport/78912-upravlenie-cepyami-postavok-v-epohu-cifrovoy-transformacii (дата обращения 09.02.2020).

2. Трифонов П.В., Серышев Р.В. Трансформация управления цепями поставок в условиях четвертой промышленной революции. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018, (3). С. 30-37. – [Электронный ресурс]. URL:  https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-30-37 (дата обращения 09.02.2020)

3. Некрасов А.Г. Системная инженерия и цифровые технологии на транспорте (цифровая трансформация). Учебное пособие // Некрасов А.Г., Атаев К.И., Синицына А.С., Неретин А.А. – М.; Техполиграфцентр, 2019 – С. 9.

4. Калянов, Г.Н. Архитектура предприятия и инструменты её моделирования Г.Н. Калянов // Автоматизация в промышленности. 2004. № 7. С. 21-25.

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского государственного аграрного университета
Источник: Материалы XV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2020

 


Количество просмотров: 2496
теги:
04.11.2021 06:04 | log2020блог автора

Еще публикации: