Регион: Выбрать регион
Сейчас: 24 ноября 15:27:50
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Принципы трансформации логистики в посткоронакризисном мире

УДК 658.7

Принципы трансформации логистики в посткоронакризисном мире

Мясникова Людмила Анатольевна

д.э.н., профессор кафедры логистики и управления цепями поставок,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Санкт-Петербург, Россия

E-mail: mjasnikowal@mail.ru

 

Principles of logistics transformation in the post-coronacrisis world

Myasnikova Liudmila Anatolyevna
Doctor of economics, professor,

Department of logistics and supply chain management
Saint Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассматривается необходимость трансформации логистики в связи с мировым кризисом, возникшим от распространения коронавируса. Изменения в мировой экономике и международной торговле, в том числе на мировом логистическом рынке, потребуют пересмотра приоритетов и подходов к организации процессов и развитию логистических систем. Отмечается рост логистических потерь в условиях развития пандемии. Предлагаются принципы, на основе которых могут быть осуществлены требуемые трансформации.

Ключевые слова: логистика, коронавирус, кризис, принципы трансформации, логистический рынок

The article considers the need to transform logistics in connection with the global crisis caused by the spread of coronavirus. Changes in the global economy and international trade, including in the global logistics market, will require a review of priorities and approaches to the organization of processes and the development of logistics systems. There is an increase in logistics losses in the context of the development of the pandemic. The principles on the basis of which the required transformations can be implemented are suggested.

Key words: logistics, coronavirus, crisis, principles of transformation, logistics market

 

В истории человечества проблема физического выживания всегда оставалась главной, как в условиях первобытно-общинного строя, так и во всех последующих. Однако, если изначально необходимость выживания  определялась объективными причинами, то в последующем, и особенно в современном социуме, подобные условия создаются также искусственно. Показательно, что в последнее время мировыми лидерами, в частности Президентом Франции Эммануэлем Макроном, озвучивался тезис «о деградации капитализма» [2], ввиду порождаемой им проблемы неравенства и невозможности решать возникающие проблемы в рамках сложившейся мировой системы отношений. Складывающая в мировом сообществе ситуация, вызванная вспышкой эпидемии нового коронавируса, только подчеркнула справедливость ранее высказанных опасений. Начало мировой пандемии было положено в декабре 2019 г. в китайском городе Ухань провинции Хубэй. Стремительно вирус распространился (по состоянию на начало дня 7 апреля 2020 г. в мире было 1,34 млн заболевших и 74,7 тыс. умерших) на десятки стран, в числе которых лидерами по количеству зараженных оказались США, Испания, Италия и Германия. Бульшая часть стран еще не прошла пика заболеваемости, в том числе и Россия (6343 заболевших). Вспышки коронавирусных инфекций поражают мировое сообщество не впервые и предыдущие эпидемии показывали значительно бульший процент смертности (H5N1 (птичий грипп) в 1997 г. — 52,8%; SARS (атипичная пневмония) — 9,5%; H1N1 (свиной грипп) -17,4%; H7N9 (новый птичий грипп) — 34,4%; MERS (коронавирус ближневосточного респираторного синдрома) — 39,3%) [1], чем в 2019-2020 гг. (2019-nCoV (новый коронавирус) — 5,5%), но по влиянию на мировую экономику и динамику логистического рынка новый вирус явно превзойдет старые. Не выдержали такой моральной и физической нагрузки не только отдельные страны, но мировые сообщества (Европейский Союз), отказав в необходимой помощи в оборудовании, медикаментах и пр. средствах своим же членам. Страны же, которые, наоборот, предложили свою помощь (Россия, Китай), были обвинены в злом умысле.

Весь мир пытается понять и предвидеть, что ждет мировую экономику. Всем очевидно, что прежним мир оставаться не должен. Как воспользоваться этим кризисом для самоочищения от наносного, ненужного в аспектах развития и выживания?

Самое проблемное, что мир стал нечеловекоподобным. Сам человек не желает меняться и является слабым звеном в общественном и технологическом развитии, образуется все больший разрыв в антропологическом развитии человека и технологическом развитии общества, что влечет тяжелейшие последствия. Вместе с тем, человечеству для обеспечения своего будущего необходимо не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и меняться самому, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Такое взаимодействие и взаимозависимость  соответствуют принципу коэволюции. Еще Н.Винер отмечал, что «мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя». Последний кризис показал насколько человечество далеко от достижения состояния динамически устойчивой целостности и реального превращения биосферы в ноосферу. Однако наличие ошибок не исключают необходимости следования императивам экологизма и нравственности для сохранения жизни на земле.

Несмотря на обсуждаемые сценарии возникновения коронакризиса от искусственного создания и теории заговора до естественных регуляторных механизмов природы, следует понимать, что это будет неизбежно повторяться и необходимо вырабатывать поведенческие модели и принципы построения логистических систем и процессов в новых условиях.

В большинстве учебников по логистике отмечается, что максимальных результатов от использования логистических технологий можно достичь лишь в условиях рыночной экономики. Однако, как показала практика, у рыночных институтов нет необходимых резервов для перехода в случае необходимости на мобилизационный сценарий управления хозяйством. Не готово и общество потребления отказаться от безудержного роста потребления, либеральных ценностей и гипертрофированного индивидуализма.

Пандемия коронавируса 2019-nCoV стала главным экономическим и социальным событием 2020 года, парализовав мировую экономику, создала логистические проблемы для внутренней и внешней торговли стран, изменила режимы деятельности логистических компаний и инфраструктурных объектов (морских портов, терминалов, дорожной сети и пр.).

Значительная часть мирового бизнеса фактически завязана на поставках из КНР, поэтому торговые партнеры Китая столкнулись с недопоставками продукции, так как с начала года (январь-февраль), по подсчетам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объемы производства и экспортных поставок КНР сократились на 2% [5]. Наибольший ущерб был нанесен странам Евросоюза - $15,6 млрд, США потеряли $5,8 млрд, Япония — $5,2 млрд, а Южная Корея — $3,8 млрд. Финансовые потери России от коронавируса оказались несколько скромнее и оценивались за тот период, по данным ЮНКТАД, на уровне $149 млн. Совокупные финансовые потери мирового ВВП от коронавируса уже достигли $50 млрд, а по итогам года могут увеличиться, согласно разным прогнозам, до $1,1 трлн (1,3%) [3].

Высокий уровень торгового взаимодействия с КНР и участия его в глобальных цепях поставок, привели к значимым негативным последствиям, которые ярче всего проявились в сфере поставок автомобильных компонентов. В автомобильном кластере Санкт-Петербурга, где размещены предприятия ведущих мировых автопроизводителей, возникла угроза остановки производства уже в феврале из-за нарушения ритма поставок автокомпонентов из Китая. Не менее остро встала проблема поставки комплектующих в электронике, приборостроении и др. отраслях, связанных глобальными цепями поставок. Потери контейнерных линий в Китае составили $2 млрд, объемы контейнерных перевозок сократились на 1,9 млн TEU. Масштаб сокращения, станет понятнее, если учесть, что Китай является крупнейшим оператором контейнерных грузов и в 2019 году обработал около 30% мирового трафика или около 715 000 контейнеров в день [4]. По прогнозам консалтинговой компании Alphaliner, в период эпидемии сокращение грузооборота китайских портов, включая Гонконг, составит более 6 млн TEU.

Логистическая концепция, построенная на интеграции и взаимодействии логистических цепей и систем, приходит в противоречие с глобальными инструментами конкурентной борьбы. Для купирования возможных последствий следует разработать новые механизмы и принципы трансформации логистики, которые позволят создать более устойчивую к различного рода вызовам систему.

К таким принципам (процессам), на наш взгляд, следует отнести:

  • реструктуризацию экономики;
  • формирование новых институтов развития, обеспечивающих внутреннюю связанность;
  • разуплотнение размещения производительных сил и объектов инфраструктуры;
  • реиндустриализацию страны и регионов;
  • деглобализацию (импортозамещение и локализация производства);
  • вариативность генерации мощностей с учетом региональных особенностей;
  • сохранение баланса при высвобождении ресурсов (особенно человеческих);
  • устойчивость на основе гибкости, позволяющей быстро переходить на новые модели управления и др.

Широкая трактовка принципов связана с тем, что логистика является инструментом, механизмом и подсистемой любой большой системы, которую она  оптимизирует, повышая эффективность ее функционирования. Однако идеологию системы выстраивает не она. Для построения постглобального мира (в идеале - постэкономического) у России есть преимущество, так как она знает как это общество выглядит и может учесть свои ошибки и построить вполне жизнеспособную модель на основе своих богатейших ресурсов и новой идеологии, обеспечивающей сокращение социального неравенства и повышение стабильности и устойчивости общества.

 

Библиографический список:

  1. Волуйская М. Смертность от коронавируса COVID-19 и других инфекций. Инфографика [Электронный ресурс] // Режим доступа: aif.ru/health/life/smertnost_ot_koronavirusa_i_drugih_infekciy_infografika (дата обращения 25.02.2020).
  2. Макрон заявил, что «капитализм деградировал и сошел с ума» [Электронный ресурс] // Режим доступа: vedomosti.ru/politics/news/2019/08/23/809516-makron  (дата обращения 20.02.2020).
  3. «Очень острый шок»: ущерб мировой экономике от пандемии коронавируса оценили в $1 трлн [Электронный ресурс] // Режим доступа: yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Fnewsroom%2Fobshchestvo%2F393807-ochen-ostryy-shok-ushcherb-mirovoy-ekonomiki-ot-pandemii-koronavirusa (дата обращения 05.03.2020).
  4. У китайских портов наконец-то «руки дошли» до грузов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://logirus.ru/news/infrastructure/u_kitayskikh_portov_nakonets-to_-ruki_doshli-_do_gruzov.html (дата обращения 05.03.2020).
  5. Чемоданова К. Убыточный период: сколько может потерять мировая экономика из-за коронавируса [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/725315-ekonomika-poteri-koronavirus (дата обращения 05.03.2020).

Количество просмотров: 2730
теги:
04.11.2021 05:44 | log2020блог автора

Еще публикации: