Регион: Выбрать регион
Сейчас: 4 мая 7:47:16
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Запросы на технологические инновации как механизм модернизации экономики

Запросы на технологические инновации

1.1. Взаимодействие науки и реальной экономики
Одним из важнейших составных элементов национальной инновационной системы и перехода экономики на инновационный путь развития является эффективное взаимодействие предприятий и предпринимателей с исследователями и разработчиками. Реальный сектор экономики является одним из самых эффективных инвесторов. Надо лишь его заинтересовать.
Как одна из оптимальных форм взаимодействия науки и производства в Кемеровской области апробирована система сбора технологических проблем предприятий и предложения ответов по их решению посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и соответствующих организационно-финансовых механизмов.
Первые попытки работы с технологическими запросами предприятий и муниципальных образований были предприняты в 2002 году, когда в рамках Программы «ИНТЕХ», которая выполнялась Академией менеджмента и рынка (г. Москва), в Кемеровской области проводилось обследование промышленных предприятий и организаций. Было проанкетировано 115 предприятий в 18-ти районах Кузбасса, в результате чего были выявлены десятки технологических проблем, требующих научного подхода к их решению. Затем, в рамках открытого конкурса на размещение регионального заказа на научные исследования, финансируемого ежегодно Администрацией Кемеровской области, была проведена более целенаправленная работа по выявлению проблем предприятий региона и их преобразованию в технологические запросы.
Однако, полученная информация о проблемах и запросах – это только полуфабрикат, который необходимо еще превратить в рыночный продукт. Встал вопрос: кто этим может заняться и кому это нужно или выгодно?
С другой стороны, в Кемеровской области уже несколько лет подряд Кузбасская ТПП и областной Совет ВОИР при активной поддержке Администрации региона проводили межотраслевой конкурс «Инновации и изобретения года». В ходе конкурса отбирались наиболее перспективные разработки, технологии, изобретения, потенциально имеющие социально-экономическую значимость и возможность привлечь к ним внимание потребителей и инвесторов. После чествования победителей и вручения наград опять возникал вопрос: а что дальше с разработками-победителями?
В поисках решения был найден один из механизмов, дающий на практике конкретные результаты. В 2005 году в межвузовском региональном инновационном Центре «КузбассРИЦ» при активном участии ученых и сотрудников Кузбасского государственного технического университета, Сибирского государственного индустриального университета была проведена первая деловая встреча победителей и лауреатов конкурса «Инновации и изобретения года» с директорами и руководителями инженерно-технологических служб предприятий машиностроительной и угледобывающей отрасли региона. Изобретатели - победители конкурса представили свои новинки, а специалисты – практики оценили их конкурентоспособность и возможность внедрения в производство. По сути, состоялся некий прообраз Биржи научно-технической продукции. Такое мероприятие смогло произойти исключительно благодаря активному участию в подготовке членов Клуба директоров машиностроительных предприятий Кемеровской области, а также региональных органов власти, которые и призваны соединять интересы бизнеса и науки на территории региона (муниципального образования). Таким образом, по сути, исполнительная власть и оказывает влияние на формирование новых секторов экономики в регионе.
Работа с запросами предприятий обрела системность и получила развитие благодаря организационной и методической поддержке со стороны Национального агентства технологической поддержки предпринимательства «ИНТЕХ» (НА «ИНТЕХ»). В итоге совместный проект был представлен на V-м Московском международном салоне инноваций и инвестиций в феврале 2005 года. Представители многих регионов России проявили большой интерес к предложенной теме и высказались за необходимость развития и тиражирования этого опыта в рамках России. За подготовку и реализацию пилотного специализированного выставочного проекта «Запросы Кузбасса на инновации» коллектив исполнителей был награжден Дипломом и «серебряной» медалью Салона.
Апробированный механизм взаимоотношения целиком и полностью строится на интересах сторон, участвующих в программе поиска решений на технологические запросы предприятий. Особо необходимо отметить, что используемые в программе “Запросы на инновации” подходы, позволяют при помощи сравнительно небольших ресурсов получить значительный эффект по развитию и внедрению инноваций через привлечение ресурсов инновационно - активных предприятий. Каким образом можно наладить устойчивую связь между предопределяющими и важнейшими составляющими инновационной цепи – наукой и бизнесом? Разумеется, что невозможно обойтись без мер общеэкономического характера. Определяющим фактором, который может обеспечить тесную связь между наукой и бизнесом, может стать организационная и законодательная среда в виде полноценной инновационной инфраструктуры как на региональном, так и на уровне федеральных округов и России в целом.

1.2. Инновационная экономика

Качество имеющихся и разрабатываемых территориальных и внутрифирменных Программ развития, к сожалению, не отвечает требованиям времени, не содержат комплексных мер и механизмов их реализации. В прилагаемых к ним Планах действий по их реализации могут не содержаться все мероприятия указанные в Программе. Необходимо выстроить стройную систему программ развития как по вертикали (уровням власти), так и по горизонтали (отраслям), в которых главным должна быть направленность на повышение конкурентоспособности страны во всех сферах (уровне жизни, продукции, товаров и услуг, обороны и безопасности).
В целях решения проблем социального и экономического развития регионов и муниципальных образований России, повышения конкурентоспособности предприятий и предпринимателей на основе инновационных технологий программа “Запросы на инновации” реализуется на трех основных уровнях:
- региональный уровень – базовый уровень, обеспечивающий сбор и управление базами данных запросов на решение проблем предприятий региона, их первичную экспертизу и оценку, поиск решений в регионе, а также по прямым связям с партнерами в других регионах;
- межрегиональный уровень, обеспечивающий использование федеральных и межрегиональных баз данных и подключение инновационных центров других регионов к поиску решений проблем предприятий данного региона, привлечения авторов и технологий из других регионов России;
- международный уровень, обеспечивающий поиск инновационных решений за рубежом и работу с запросами на инновации зарубежных фирм.

2. Алгоритм работы над запросами на инновации

2.1. Технология поиска и реализации инновационных решений
Накопленный более чем десятилетний опыт трансфера и коммерциализации технологий, выявления технологических проблем предприятий и организаций, консультирования и взаимодействия с инновационно-активными предприятиями, позволил перейти на новый уровень взаимодействия науки и бизнеса при поддержке власти.
Работа с запросами предприятий обрела системность и получила свое развитие благодаря активной работе НА «ИНТЕХ» (г. Троицк) совместно с ООО ИНПЦ “ИННОТЕХ” (г. Кемерово) и ЗАО “НПКФ “МаВР” (г. Жуковский). Формирующийся механизм взаимоотношения строится на обоюдных интересах сторон, участвующих в программе поиска решений на технологические запросы предприятий.
Поиск инновационных решений и подача авторами предложений по решению проблем развития территорий и предприятий осуществляется следующим образом:
Первичная информация поступает в систему в виде заявки-запроса предприятия по установленной форме с возможностью представления дополнительной текстовой, графической, фото или видеоинформации в виде приложения к заявке.
Поток заявок от предприятий обеспечивается за счет “встраивания” данного механизма в системы инновационного развития предприятий, муниципальных образований и регионов, федеральную систему инновационного развития России с использованием различных конференций, семинаров, совещаний, выставок. При этом особое внимание уделяется имеющемуся положительному опыту эффективного решения конкретных проблем предприятий, ожидаемой эффективности от реализации, наличия необходимых ресурсов и возможностей их привлечения.

2.2. Выявление проблем развития территорий и предприятий
Шаг 1 “Проблема-запрос” является одним из определяющих в оценке инновационной активности территорий и предприятий. Наука и практика выработали широкий спектр форм и методов анализа состояния, выявление проблем и задач развития территорий и предприятий, в т.ч.
- технология ФОРСАЙТ,
- технология SWOT-анализа,
- технология ФСА
Технология ФОРСАЙТ – система методов экспертной оценки стратегических направлений социально- экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития. Её активно применяет Минпромторг России при формировании отраслевых стратегий, начато использование при разработке стратегий развития территорий и предприятий.
Технология SWOT-анализа позволяет после анализа внутренней и внешней среды территории или предприятия сопоставить полученные данные и свести их воедино, получить общую картину действительности. Метод SWOT-анализа выявляет в потенциале для территории или предприятия.
В российской практике проблемы и задачи обычно аккумулируются в Концепциях или Стратегиях развития, в планах социально-экономического развития, планах повышения конкурентоспособности и т.п. Но в дальнейшем они практически не трансформируются в запросы на поиск инновационных решений и отдаются на откуп существующей практики, которая не направлена на поиск инновационных решений, а ориентирована на закупки импортного оборудования и технологий. А это ведет к технологическому отставанию России и дальнейшей импортозависимости от поставок сырья и запчастей.
Общеизвестная истина, что правильная формулировка задачи – половина успеха ее решения, действует и для запросов на инновации. Правильно сформулированный запрос на инновацию значительно способствует успешному поиску инновационного решения, а неверно сформулированный запрос может увести в сторону или значительно затруднить сам поиск – искать не то или не там. Для обеспечения правильной формулировки запросов используются различные вопросники и формализованные бланки, определенные процедуры.

2.3. Поиск предложений на запросы на инновации
Непосредственный поиск инновационных решений для ЗАЯВИТЕЛЕЙ происходит на шаге 3 “Предложение - контакт”.
Инновационные центры – участники межрегиональной программы “Запросы на инновации” производят поиск имеющихся передовых технологий и авторов по существу заявки-запроса в своем регионе, а также в других регионах и за рубежом. При этом используются различные пути, в т.ч. Internet, выставки, каталоги, конференции и семинары.
Так предложения по решению проблем развития Кемеровской области и предприятий Кузбасса представляются в Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ». В предложениях наряду с технической сутью предложения (как правило, без раскрытия ноу-хау) указываются его преимущества, степень и опыт реализации, стадия разработки, предварительный план действий по реализации.
ИНФРАСТРУКТУРОЙ определяются пути и способы поиска инновационных решений проблем и задач ЗАЯВИТЕЛЕЙ. Среди них можно особо отметить такие как:
• Поиск имеющихся решений (базы данных, сеть центров научно-технической информации и центров трансфера технологий, выставки и конференции, их каталоги и деловые программы, отраслевые журналы и др.)
• Разработка, при необходимости, новых решений с использованием “Теории решения изобретательских задач” и “Технологии эффективных решений”.
• Поиск потенциальных разработчиков новых решений (различные базы данных и каталоги).


2.4. Работа с предложенными инновационными решениями

На 3-м шаге в ИНФРАСТРУКТУРУ поступают предложения от авторов инновационных решений на поставленные ЗАЯВИТЕЛЯМИ задачи и сформулированные проблемы.
Здесь возможны два основных варианта развития событий, которые устанавливаются ЗАЯВИТЕЛЕМ и ИНФРАСТРУКТУРОЙ при приемке заявки на поиск инновационного решения, работа с которой оформляется договором на информационно-консультационное обслуживание:
• Первый – ИНФРАСТРУКТУРА регистрирует поступившие предложения и передает их ЗАЯВИТЕЛЯМ без какой-либо обработки;
• Второй – ИНФРАСТРУКТУРА проводит комплекс предварительных мероприятий с поступившими предложениями и только после этого их пересылает ЗАЯВИТЕЛЯМ.
Практика показывает, что среди поступающих предложений бывает много информационного шума, в т.ч. связанного с желаниями АВТОРОВ любыми способами получить заказ на НИОКР или куда-угодно “пристроить” результаты своих работ. Опасаются АВТОРЫ за сохранение своих авторских прав, подчас АВТОРЫ проявляют безграмотность в установлении контактов и ведении переговоров, заключении договоров на реализацию своих разработок и технологий.
“Сырые”, а подчас недостаточно информативные предложения вызывают отторжение от ЗАЯВИТЕЛЕЙ запросов в связи с необходимостью отделения “зерен от плевен”. Это требует значительных затрат, в т.ч. отвлечения от текущей работы квалифицированных специалистов, да к тому же у ЗАВИТЕЛЯ просто может не оказаться специалистов соответствующих уровню предлагаемого инновационного решения. Поэтому наиболее целесообразно проведение ИНФРАСТРУКТУРОЙ предварительной работы с поступившими предложениями, в т.ч. проведение экспресс-анализа, обеспечения их информативности путем уточняющих запросов. В случае поступления нескольких альтернативных предложений обеспечить их сравнимость ЗАЯВИТЕЛЕМ. ИНФРАСТРУТУРА также организует прямой контакт ЗАЯВИТЕЛЯ с АВТОРОМ, помогает определению перспективности предлагаемой инновации, разработке АВТОРОМ стратегии защиты своей интеллектуальной собственности, разработке мер по снятию (снижению) рисков и разработке схемы финансирования, заключению договора. При этом, важное значение имеет консолидация интересов и возможностей ЗАЯВИТЕЛЕЙ и АВТОРОВ.
Также ИНФРАСТРУКТУРА может стать тем нейтральным органом, который способен содействовать установлению плодотворного контакта АВТОРА и ЗАЯВИТЕЛЯ, достижению ими взаимопонимания и заключения соответствующего договора на реализацию инновационного решения проблем и задач ЗАЯВИТЕЛЯ. Не менее половины перспективных контактов обрывается из-за недопонимания сторонами друг друга, в данном случае ЗАЯВИТЕЛЯ и АВТОРА.
Поступившие предложения от АВТОРОВ, согласно договоров ЗАЯВИТЕЛЕЙ с ИНФРАСТРУТУРОЙ, пересылаются сразу же ЗАЯВИТЕЛЯМ или проходят необходимую подготовку для представления ЗАЯВИТЕЛЯМ и дальнейшее консультационное сопровождение.

2.5. Реализация инновационных решений

Несмотря на всю важность и определенную специфичность 4-й шаг в системе “Запросы на инновации”, направленный на практическую реализацию инновационного решения, проводится, в основном, в соответствии с общепринятым порядком проведения НИОКР и производственных работ. Работы осуществляются в порядке и сроки, определенные на 3-м шаге.
Реализация инновационных решений стоящих проблем и задач проводится по следующим основным вариантам:
• Авторами запросов на инновации своими силами или другими предприятиями по технологии авторов,
• Авторы запросов выполняют работы совместно, в т.ч. при консультационной помощи, с авторами технологий,
• Создается новое совместное или дочернее предприятие,
• Выполняются работы силами авторов технологии.
Необходимо отметить, что реализация проекта может производиться как для решения конкретной проблемы ЗАЯВИТЕЛЯ, так и в целях дальнейшего партнерства автора запроса и автора технологии по ее продвижению на рынок, в т.ч. дальнейшему тиражированию, включая создание для этого совместных предприятий, филиалов, представительств, дочерних фирм, продажи лицензий.


2.6. Приемка работы и взаиморасчеты

Завершающий, 5-й шаг, является важнейшим в системе “Запросы на инновации”. Именно на этом этапе формируется решение: получат ли все участники процесса материальное, социальное или моральное удовлетворение. Важно при инициировании всего процесса на всех его стадиях иметь комплексный ясный и конкретный набор материальных и моральных стимулов, критерии, источники и порядок их получения. При этом необходимо наряду с материальным, максимально использовать возможности морального поощрения.
Внедренные инновации должны раскрывать перспективы на будущее, в т.ч. делать возможным переход в новое состояние территории (предприятия), иметь дальнейшие возможности получения инициаторами запросов на инновации положительного эффекта и стимулов как для территорий и предприятий, так и лично для инициаторов.
На завершающем этапе определяется степень решения проблемы и поставленной задачи, экономический, социальный и другие полученные эффекты, оформляются приемо-сдаточные документы, производятся окончательные финансовые взаиморасчеты, производятся выплаты участникам реализации инноваций, проводятся мероприятия морального поощрения.

3. Финансовое обеспечение программы «Запросы на инновации»

Важным условием функционирования системы, обеспечивающей тесную связь между наукой и бизнесом, является наличие стабильного и приемлемого финансового обеспечения, которое не может строиться на кредитных ресурсах. Кроме собственных денежных средств предприятий -основного источника финансирования нововведений, существуют дополнительные, которые гармонично могут быть использованы в процессе реализации запросов на технологические инновации.
Одним из таких источников может служить механизм, заложенный в основу деятельности Российского Фонда технологического развития (РФТР, http://www.rftr.ru) по финансированию прикладных НИОКР, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня и ориентированные на внедрение конкретных конечных результатов. Механизм базируется на добровольных отчислениях на НИОКР до 1,5 % доходов (валовой выручки) предприятий различных форм собственности с отнесением перечисленных сумм на себестоимость продукции (услуг) на основании ст. 262 НК РФ ч. II, Глава 25. Таким образом, руководствуясь Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также «Порядком образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года за №1156, компания может принять решение об образовании внебюджетного фонда финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В Кемеровской области зарегистрирован региональный межотраслевой внебюджетный фонд технологического развития «ИННОТЕХ-ИНВЕСТ».
К числу государственных источников финансирования программы «Запросы на инновации» можно отнести также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМП НТС), который оказывает прямую финансовую помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. Основные финансовые программы Фонда СРМП НТС (полную информацию о программах можно получить на сайте Фонда http://www.fasie.ru).
Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития РФ (http://www.economy.gov.ru) на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) субъектами Российской Федерации.

4. Проблемы и пути развития системы запросов на инновации

В целом активность авторов запросов на поиск решений конкретных проблем предприятий и организаций и ответная активность авторов технологий, как правило, говорят об их общем встречном определенном интересе и заинтересованности.
Из всех проблем, которые сдерживают установление тесных контактов между наукой и бизнесом, можно выделить две основные:
- инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства пока не жестко ориентирует науку на потребности бизнеса;
- практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических запросов предприятий, а так же проблем муниципальных образований и регионов.
Необходим отработанный механизм продвижения запросов к потенциальным авторам решений поставленных проблем, учитывающий как интересы предприятий - заявителей так и авторов технологий, местных ученых и ученых из других регионов и даже стран, роль и место инновационной инфраструктуры в процессе, источники финансирования различных этапов этих работ.
Требуется также оптимизация и формализация процедур взаимодействия всех участников сбора, обработки и доведения запросов до авторов технологий, а также обратного процесса: представления предложений авторов технологий – специалистам предприятий – заказчикам и их сотрудничеству. Требуется разработка методик и рекомендаций, пособий в модульной системе деятельностного обучения и консалтинга “Шаг за шагом”, создание межрегионального и международного консорциума партнеров по реализации программы “Запросы на инновации”, система информационного обеспечения.
Учитывая практический опыт, накопленный Национальным агентством технологической поддержки предпринимательства “ИНТЕХ”, Институтом предпринимательства и инвестиций, Кемеровским Инновационным научно-производственным центром “ИННОТЕХ”, НПКФ МаВР и другими партнерами целесообразно выработать систему мер по ускорению разработки, реализации и развитию межрегиональной программы “Запросы на инновации” и ее первого шага – разработки методических материалов, отработки системы сбора запросов, взаимодействия Центров трансфера технологий между собой, с другими звеньями инновационной инфраструктуры, с предприятиями-заявителями и авторами инновационных решений.
Опыт работы с технологическими запросами предприятий, апробированный в Кемеровской области, равно как и другой опыт в инновационной сфере, полученный в регионах России является еще одной частичкой на пути реального слияния интересов науки, власти и бизнеса.




Количество просмотров: 4979
07.02.2010 20:12 | Nikitenkoблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама