В Общественную приемную Уполномоченного при
Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Фарида
Абдулганиева обратилась предпринимательница с просьбой оказать содействие в
получении отсрочки по арендным платежам для арендаторов торгового центра «ЦУМ»
(г.Казань). Она сообщила, что ее переговоры с арендодателем оказались
безуспешными - арендодатель направил арендатору досудебную претензию на
взыскание задолженности по оплате арендных платежей.
Выяснилось, что аналогичные проблемы имеются и у некоторых других арендаторов торгового центра. Для урегулирования ситуации сотрудники Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ привлекли медиатора Эльвиру Лукоянову.
В своем офисе медиатором было проведено 13 личных встреч с арендаторами ТЦ «ЦУМ», общее время консультаций составило более 14 часов. Фиксация проводилась рукописным протоколом с последующим согласованием участниками встречи. В результате согласие на процедуру медиации получено от всех участников встреч. Собраны возможные вопросы повестки дня для процедуры медиации.
В адрес отдела аренды ТЦ «ЦУМ» 23 июня 2020 года было выслано электронное письмо с предложением о встрече в рамках премедиации, однако ответа не последовало. В связи с этим процедуру досудебной медиации завершить не удалось.
К решению проблемы подключились представители Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ. Они связались с руководством ТЦ «ЦУМ» и в ходе беседы выяснили, что в ответ на обращения арендаторов арендодателем разработано дополнительное соглашение к договору аренды, которое предусматривает предоставление отсрочек и скидок для всех арендаторов.
Согласно дополнительному соглашению, арендаторы полностью освобождаются от оплаты за апрель и май. В июне арендатор оплачивает только коммунальные и эксплуатационные платежи. А в июле к этим платежам добавляется платеж в размере 30% от стоимости аренды. В последующем стоимость аренды должна исчисляться в зависимости от доходов, получаемых арендатором. Условием подписания такого допсогласшения должно было стать полное погашение задолженности арендатора перед арендодателем за январь-март и обязательство не расторгать договор аренды до конца 2020 года.
Сотрудники Общественной приемной оказали юридическую консультацию обратившимся предпринимателям, разъясняющие нюансы предложенного дополнительного соглашения. Большинство из них в результате согласилось его подписать. По данным на начало августа дополнительное соглашение подписало около 90% арендаторов ТЦ «ЦУМ», тем самым урегулировав конфликтную ситуацию.
«Тема арендных отношений входит в тройку наиболее частых тем, с которыми к нам обращаются предприниматели. Арендаторы жалуются на арендодателей, что те не идут на уступки по арендной плате, а арендодатели жалуются на арендаторов, что те перекладывают на них свои проблемы», - отметил руководитель Общественной приемной Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Филипп Зарубин.
Он подчеркнул, что и те, и другие - предприниматели, у каждого своя правда, свои причины отстаивать свою позицию. «Мы не можем вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов, но наша задача - сохранить любой бизнес, который работает в республике в это непростое время. Поэтому мы настойчиво призываем разрешать спор путем переговоров, например, через инструмент медиации», - сказал Зарубин.
По словам руководителя Общественной приемной, процедура медиации не всегда завершается удачно, но в любом случае она позволяет лучше понять доводы другой стороны и учесть их в своих предложениях. «В данном случае Общественная приемная бизнес-омбудсмена РТ с помощью привлеченного медиатора помогла арендаторам четче сформулировать свои требования с учетом действующего законодательства. А благодаря ответному ходу арендодателя, который предложил приемлемое для большинства арендаторов решение, конфликтная ситуация была разрешена», - подчеркнул руководитель Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ.
Выяснилось, что аналогичные проблемы имеются и у некоторых других арендаторов торгового центра. Для урегулирования ситуации сотрудники Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ привлекли медиатора Эльвиру Лукоянову.
В своем офисе медиатором было проведено 13 личных встреч с арендаторами ТЦ «ЦУМ», общее время консультаций составило более 14 часов. Фиксация проводилась рукописным протоколом с последующим согласованием участниками встречи. В результате согласие на процедуру медиации получено от всех участников встреч. Собраны возможные вопросы повестки дня для процедуры медиации.
В адрес отдела аренды ТЦ «ЦУМ» 23 июня 2020 года было выслано электронное письмо с предложением о встрече в рамках премедиации, однако ответа не последовало. В связи с этим процедуру досудебной медиации завершить не удалось.
К решению проблемы подключились представители Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ. Они связались с руководством ТЦ «ЦУМ» и в ходе беседы выяснили, что в ответ на обращения арендаторов арендодателем разработано дополнительное соглашение к договору аренды, которое предусматривает предоставление отсрочек и скидок для всех арендаторов.
Согласно дополнительному соглашению, арендаторы полностью освобождаются от оплаты за апрель и май. В июне арендатор оплачивает только коммунальные и эксплуатационные платежи. А в июле к этим платежам добавляется платеж в размере 30% от стоимости аренды. В последующем стоимость аренды должна исчисляться в зависимости от доходов, получаемых арендатором. Условием подписания такого допсогласшения должно было стать полное погашение задолженности арендатора перед арендодателем за январь-март и обязательство не расторгать договор аренды до конца 2020 года.
Сотрудники Общественной приемной оказали юридическую консультацию обратившимся предпринимателям, разъясняющие нюансы предложенного дополнительного соглашения. Большинство из них в результате согласилось его подписать. По данным на начало августа дополнительное соглашение подписало около 90% арендаторов ТЦ «ЦУМ», тем самым урегулировав конфликтную ситуацию.
«Тема арендных отношений входит в тройку наиболее частых тем, с которыми к нам обращаются предприниматели. Арендаторы жалуются на арендодателей, что те не идут на уступки по арендной плате, а арендодатели жалуются на арендаторов, что те перекладывают на них свои проблемы», - отметил руководитель Общественной приемной Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Филипп Зарубин.
Он подчеркнул, что и те, и другие - предприниматели, у каждого своя правда, свои причины отстаивать свою позицию. «Мы не можем вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов, но наша задача - сохранить любой бизнес, который работает в республике в это непростое время. Поэтому мы настойчиво призываем разрешать спор путем переговоров, например, через инструмент медиации», - сказал Зарубин.
По словам руководителя Общественной приемной, процедура медиации не всегда завершается удачно, но в любом случае она позволяет лучше понять доводы другой стороны и учесть их в своих предложениях. «В данном случае Общественная приемная бизнес-омбудсмена РТ с помощью привлеченного медиатора помогла арендаторам четче сформулировать свои требования с учетом действующего законодательства. А благодаря ответному ходу арендодателя, который предложил приемлемое для большинства арендаторов решение, конфликтная ситуация была разрешена», - подчеркнул руководитель Общественной приемной бизнес-омбудсмена РТ.