Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 мая 10:23:56
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Все ли дети – цветы жизни? Судьба детей мигрантов

Традиционно Россия аккумулирует миграционные потоки, тянущиеся из постсоветского пространства. Исследования, проведенные Институтом народно-хозяйственного прогнозирования в 2010 году, показали, что около 12% мигрантов въезжают в РФ вместе с семьей и детьми. В настоящее время ситуация практически не изменилась, а выявленный показатель, скорее всего, возрос.

По данным Росстата в 2018 г. в РФ прибыло 61 315 несовершеннолетних[1] представителей стран ближнего зарубежья. Прирост населения в возрасте от 0 до 15 лет составил – 21 922 человека[2]. Каково же реальное число детей мигрантов, проживающих на территории России, сказать сложно. Официальную информацию о количестве несовершеннолетних иностранных граждан в РФ не публикует ни одно ведомство.

Условия получения гражданства РФ для прибывших в страну детей мигрантов совпадают с условиями, адресованными их родителям. Детям также необходимо получить ВНЖ и прожить в РФ от пяти лет.

С детьми, рожденными в семье мигрантов на территории РФ, дело обстоит иначе. Их судьбу в этом вопросе регулирует статья 12 Федерального Закона №62[3]. Если папа и мама этого ребенка еще не получили российский паспорт, то он становится гражданином РФ лишь в одном случае - если государство, чьими гражданами являются родители, не предоставило новорожденному гражданство.

Условно детей мигрантов можно разделить на три группы в зависимости от степени адаптированности к новым жизненным условиям:

·       Дети русских, эмигрировавших из горячих точек. В силу общего культурного бэкграунда они сталкиваются с меньшими проблемами в процессе адаптации.

·       Дети людей других национальностей и хорошо говорящие на русском языке. Общее языковое поле позволяет свободно коммуницировать с местными. Конфликты возможны на почве антропометрических различий.

·       Дети людей других национальностей и не владеющие русским языком. Психологически самая уязвимая группа детей. Как правило являются выходцами из малообеспеченных слоев общества, социально не защищены, не знакомы с особенностями менталитета и местной психологией взаимоотношений между людьми.


Дети мигрантов – полноправные члены общества, и они нуждаются в особой социализации.

По результатам опроса Центра миграционных исследований, у 44% мигрантов дети не посещают детсады, а у 14,9% – не ходят в школу[4]. Исходя из этого исследования, детям мигрантов дают право поступить в общеобразовательное учреждение чаще всего с потерей 1-2 лет обучения. Связано это с недостаточным уровнем владения русским языком и из-за разницы в образовательной программе со школами тех стран, откуда прибыли иностранцы.

Российское законодательство гарантирует каждому гражданину право на получение образования[5]. Однако на практике ребенку мигрантов для поступления в школу нередко приходится преодолевать бюрократический барьер. Многие отказы со стороны руководства образовательных учреждений основываются на отсутствии регистрации по месту жительства. Получить её даже добросовестному квартиросъемщику-мигранту бывает крайне сложно.

Кроме того, иностранцам без РВП или ВНЖ приходится регулярно выезжать за пределы российской границы для продления срока миграционной карты. Этот своеобразный марш-бросок нарушает непрерывность учебного процесса и для ребенка является стрессом.

Вместе с тем многие российские школы не в полной мере готовы к приему детей мигрантов и не имеют соответствующих условий для их адаптации. В первую очередь это относится к педагогам, не имеющим необходимых навыков работы с детьми мигрантов. Ведь именно на них лежит ответственность за создание дружественной атмосферы в классе, которая бы исключила любые проявления враждебности, унижений, агрессии к детям с иной внешностью, манерами, акцентом.

Дети уязвимы, зависимы, им необходима поддержка взрослых не только для физического выживания, но и психологического и социального благополучия. А для детей мигрантов, ещё более уязвимых членов общества, требуются особые условия и повышенное внимание.

Специалисты научно-педагогического сообщества разрабатывают новые образовательные программы, направленные на адаптацию детей мигрантов. В настоящее время они внедряются лишь точечно на базе отдельных школ. Такой подход в глобальном масштабе не решает обозначенную проблему.

Переосмысление всей системы образования и качественное преобразование учебных заведений в РФ с учетом потребностей несовершеннолетних иностранцев является весьма сложной и трудновыполнимой задачей.

Ислам Юсупов

Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»


Количество просмотров: 478
теги:
28.07.2020 15:18 | amakeevaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама