Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 3:47:28
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Значение логистики для экспорта продовольствия


В Красноярске в рамках Агропромышленного форума Сибири и краевой продовольственной выставки прошел круглый стол «Роль логистической инфраструктуры в реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в Ангаро-Енисейском макрорегионе». Организаторами мероприятия выступили редакция газеты «Красноярский рабочий» и информационный портал «Бизнес-Сайт» 
www.sitebs.ru при участии Красноярского государственного аграрного университета. 

7bc660059f59522902f194aabd126c6b.jpgКак отметил, открывая встречу, ее модератор, доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ Владимир Пантелеев, для того, чтобы в стране состоялся экономический рост, необходимо найти ресурсы для такого роста. Одним из таких ресурсов может стать улучшение логистических возможностей, которые позволили бы использовать рынки сбыта в соседних, ранее слабо доступных территорий. Соответственно, если мы в России сумеем нормально организовать логистику экспорта продовольствия, то существенно расширим наши возможности в этом плане. Он также сообщил, что в адрес оргкомитета круглого стола поступило письмо из торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, в котором говорится, что по линии этой палаты экспортеры Иркутской области будут проинформированы об его наработках и предложениях.      09ff25d65b44ddf6cc205556becd26c7.jpg

В своем
выступлении заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Сергей Москаленко рассказал, что в последние годы экспорт продукции АПК играет ключевую роль.  В 2018 году президентом России была поставлена задача увеличения экспорта продукции АПК в два раза. С 21 млрд долларов до 45 млрд долларов. Стоит задача увеличения доли экспорта и в рамках регионального компонента федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Если в 2017 году из Красноярского края было отправлено на экспорт продовольственной продукции на сумму 18.7 млн долларов, то к 2024 году эта цифра должна вырасти до 48.7 млн долларов.

Основная позиция экспорта продукции АПК Красноярского края - это зерновые культуры. Край находится в центре России. Чтобы перевезти тонну зерна либо в западные, либо восточные порты страны необходимо заплатить за перевозку порядка 4 тысяч рублей. В портах ориентировочно цена зерна составляет около 12 тыс. рублей. Соответственно, чтобы краевому сельхозтоваропроизводителю отправить свое зерно на экспорт и быть, как говорится, в рынке, он должен продать свое зерно по цене порядка 7.5-8 тысяч рублей за тонну. Далеко не всякий товаропроизводитель может конкурировать при таких условиях на экспортном рынке. И эта тема не случайно поднимается в последнее время достаточно часто.

Как ожидается, с 2020 года на Красноярский край будет распространено действие постановления правительства № 1104, которым субсидируются на 50 процентов транспортные расходы на экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом. В то же время, по словам Сергея Москаленко, качество красноярского зерна находится на довольно высоком уровне. На 80-85 процентов это продовольственная пшеница 3 класса. Поэтому, хотя внутренние цены на зерно выше, чем в портах, его приобретают порядка 40 регионов России.  Если говорить о чистом экспорте зерна из края, то в 2018 году он вырос в три раза. Основной покупатель - Монголия.

Железная дорога Кызыл - Курагино и экспорт
9e751cab11c45a29f702c74f5c3f8d4b.jpgПроблеме экспорта продовольствия было посвящено и выступление депутата Государственной думы Виктора Зубарева, участвовавшего в мероприятии дистанционно, по видеосвязи.    

По его словам, реализация целевой задачи по наращиванию экспорта продовольствия до 45 млрд долларов к 2024 году будет в значительной мере решаться за счет поставок продукции не только территорий юга России, но и Сибирского федерального округа.

«Самый короткий путь из России в Юго-Восточную Азию, в Китай и Индию лежит через нашу Енисейскую Сибирь. Он станет реальным, когда мы построим железную дорогу Кызыл - Курагино и объединим этот наш проект с монгольской железной дорогой. Думаю, что густонаселённые страны Юго-Восточной Азии «скушают» продовольствия из России не только на 45 млрд долларов в год, как предписывает Указ Президента РФ к 2024 году, но и гораздо больше! - подчеркнул Виктор Владиславович. - Но мы к этому должны быть готовы. Я имею в виду отстроенные логистические схемы, склады. Надо понимать, где будет накапливаться продукция АПК, как она будет отправляться. Это и федеральная, и региональная задача - поучаствовать в её решении нужно всем».

Немалое значение для экспорта продукции, причем не только продовольствия, по мнению Виктора Владиславовича, будет иметь и эксплуатация Северного морского пути.  Сейчас, по его словам, осуществляется финансирование строительства ледокольного флота, чтобы был круглогодичный проход судов. Это даст возможность расширить экспортные грузопотоки по Северному морскому пути, создаст дополнительные конкурентные преимущества для России перед другими странами.

«Готов выслушать предложения и участвовать в результативной части вашего решения, которое будет принято на круглом столе», - заключил Виктор Зубарев.

Затем к разговору по видеосвязи подключился город Абакан. Представитель сравнительно крупной продовольственной компании из Черногорска отметила, что из-за высоких железнодорожных тарифов они вынуждены везти свою продукцию в Казахстан не по железной дороге, а с помощью автомобильных фур. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Александр Башков обратил внимание на то, что весьма существенно на себестоимость перевозимой продовольственной продукции влияют действующие сегодня ограничения за перегруз автомобильного транспорта. «Раньше никаких ограничений не было, сегодня штраф за перегруз идёт огромный. Продукты питания, комбикорма, мука, зерно, я считаю, должны перевозиться по дорогам без ограничений», - подчеркнул Александр Башков.

Новый региональный бренд

8c35236d555084f7f88ff86e9029c0fd.jpgЗаместитель руководителя АО  «Агентство развития бизнеса и микро-кредитная компания» Александр Черников рассказал, что с целью продвижения органической продовольственной продукции края на внешние рынки сегодня идет работа по разработке нового бренда Siberian organic, который призван увязать в единую цепочку пищевиков и производителей дикорастущей продукции. Его предназначение усилить позиции предпринимателей, в том числе и при поставке продукции на экспорт. По его словам, в крае насчитывается более 160 компаний АПК, которые при помощи агентства осуществляют экспортные поставки зерновых культур, овощей, продукции пчеловодства, мясо-молочных продуктов, детского питания и так далее. География поставок: Китай, Монголия, Польша, Чехия, Армения.

Ассоциация «Евразийский мост»

658147c31ee5a2ebe5eba584a636aff9.jpgЗаведующий кафедрой логистики Красноярского государственного аграрного университета Валерий Лукиных сообщил об итогах поездки представителей бизнеса Красноярского края и Республики Хакасии в Словению.   По его словам, в ходе визита главной темой были вопросы развития товарообмена между нашими странами, причем сибирские дикоросы были востребованы в первую очередь.

В ходе визита была создана международная торгово-промышленная и научно-образовательная ассоциация АПК. «Мы разработали с коллегами модель, которая называется «Евразийский мост». Участие в этой ассоциации наряду с Россией уже подтвердили Китай, Венгрия, Словения и Казахстан, - сказал Валерий Лукиных. - Это результат трёхлетней работы с ассоциациями логистики всех стран-участниц. В ассоциации заинтересованы сотни представителей крупного, среднего и малого бизнеса. У нас этот альянс будет формироваться вокруг Красноярского государственного аграрного университета, благодаря чему он будет охватывать все форматы взаимодействия: научный, образовательный, экспортный и импортный».

Есть у новообразованной ассоциации и интересные наработки по решению логистических проблем товарообмена. По словам Валерия Лукиных, из Словении в Екатеринбург каждую неделю уходят до 20 полных контейнеровозов, а обратно они идут пустые. Если привезти нашу продукцию в Екатеринбург и погрузить её в фуры, уходящие в Словению, стоимость транспортировки упадет в два раза, благодаря чему продукция АПК Енисейской Сибири становится конкурентоспособной в Европе. Подобные же схемы можно применить и в случае перевозок по железной дороге.

Как заверил Валерий Лукиных, на европейском рынке пользуется огромным спросом экологически чистая продукция из Сибири. И в этой связи особую значимость приобретают усилия властей по развитию органического земледелия.

c30db1633537ae6b824fe35ba59c9433.jpgПереводчик Эльвира Ревякина выступала на круглом столе с докладом от имени своего шефа -- крупного китайского предпринимателя, аспиранта Красноярского ГАУ Чжао Хоуфу.  Как она отметила, в 2015 году Китай и Россия подписали соглашение о возобновлении импорта российской пшеницы в Поднебесную.  Спрос на пшеницу и другие российские продукты питания в этой стране есть. Одна из проблем, которую надо решить для реализации этой задачи - создание информационной платформы, которая могла бы связать производителей продукции с потенциальными клиентами. 

Как снизить транспортные затраты?

6717583c5a60c5504b3b7c04ca4361dc.jpgПредседатель Совета Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Александр Катречко отметил, что «географически мы в Красноярске находимся так далеко от портов, что «какие бы цепочки мы не придумывали, у нас в любом случае транспортная составляющая товара значительна». Соответственно одна из задач, которая стоит - направлять на экспорт продукцию с высокой добавленной стоимостью, в себестоимости которой транспортная составляющая не будет играть большой роли. Один из рецептов, снижения себестоимости перевозок - консолидация грузов.   

«Вот возьмем фермера, он вырастил 500 тонн рапса, но ему не с руки везти эту продукцию в Китай, потому что надо иметь соответствующие сертификаты, есть и другие существенные расходы.  А вот если же 25 фермеров по 500 тонн груза собрали вместе, то это уже солидная партия - ее экономически рентабельно направлять за границу». Вопрос же консолидации грузов, по его словам, завязан на логистику, потому что надо найти точку отправки, подготовки, упаковки, погрузки.

«На мой взгляд, сейчас именно высокая добавленная стоимость товара - это решение многих проблем, в том числе логистических», - отметил Александр Катречко.

Сергей Москаленко
в этой связи заметил, что в рамках проекта «Енисейская Сибирь» идет реализация мегапроекта  по созданию завода по глубокой переработке зерна. Завод сможет перерабатывать до 250 тысяч тонн зерна в год, то есть около половины всего зерна, вывозимого из края.  Переработанное зерно - это высокомаржинальная продукция, затраты на его перевозку не столь велики в его себестоимости.  Также идет реализация проекта по созданию сети заготовительных пунктов, а также строительству пунктов хранения и переработки продукции дикоросов.  

c79bb975bc391f9cbd97068fb6e0296a.jpgАлла Постникова, представитель крупной логистической компании из Новосибирска, задала вопрос о перспективах перевозки зерна не в специальных вагонах, а в контейнерах. Отвечая на него, Сергей Москаленко сообщил, что работа в этом направлении ведется. А вот Валерий Лукиных сказал более однозначно: представители бизнеса из Словении ему говорили, что они готовы покупать продукцию только в контейнерах.

В заключение круглого стола было решено создать рабочую группу по подготовке итогового документа мероприятия. Председателем рабочей группы избрали доктора экономических наук, члена экспертного совета ВАК по экономике Валерия Лукиных. Итоговый документ предполагается направить в Правительство и обе палаты Федерального Собрания РФ, руководителям исполнительной власти Красноярского края, Республик Тыва и Хакасия, Иркутской области, а также в рабочую группу по подготовке Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона. Как известно, эта стратегия должна быть разработана и утверждена в декабре текущего года.      

С видеозаписью круглого стола можно ознакомиться здесь:  https://www.youtube.com/watch?v=y4OdlZH8J_E&feature=youtu.be

Владимир КРУТИКОВ.
Фото Вячеслава ПЕНЕРОВА.  

Резолюция
круглого стола «Роль логистической инфраструктуры в реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в Ангаро-Енисейском макрорегионе».  

В Красноярске в рамках Агропромышленного форума Сибири и краевой продовольственной выставки 13.11.19 прошел круглый стол «Роль логистической инфраструктуры в реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в Ангаро-Енисейском макрорегионе». Организаторами мероприятия выступили редакция газеты «Красноярский рабочий» и информационный портал «Бизнес-Сайт»  www.sitebs.ru при участии Красноярского государственного аграрного университета. 

В дискуссии на круглом столе приняли участие:
1. Башков Александр Алексеевич, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (дистанционно, по видеосвязи);
2. Бондарь Ирина Владимировна, член Совета Союза     «Центрально- Сибирская ТПП», директор ООО «Медовая компания»;
3. Черников Александр Игоревич, заместитель генерального директора АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания»;
4. Далисова Наталья Анатольевна, зав. кафедрой «Менеджмент в АПК» Красноярского ГАУ;
5. Думанский      Андрей Николаевич,  главный редактор газеты «Аргументы недели Енисей».
6. Зубарев Виктор Владиславович, депутат Государственной Думы (дистанционно, по видеосвязи);
7. Катречко Александр Николаевич, председатель Совета Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»;
8. Лукиных Валерий Фёдорович, заведующий кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ;
9. Москаленко     Сергей Викторович, заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края;
10. Пантелеев      Владимир Иванович, главный редактор информационного портала «Бизнес-Сайт», доцент кафедры логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ, модератор;
11. Постникова Алла Айдаровна, руководитель коммерческого отдела ЗАО «Евросиб СПб-ТС»;
12. Ревякина Эльвира Михайловна, переводчик ООО «Рок Логистик»;
13. Токмин Константин Александрович, заместитель генерального директора «АПП «Сибирь»;
14. Филиппов Вадим Владимирович, заместитель     председателя правления «Заготовительно-перерабатывающего комплекса Крайпотребсоюза»
15. Чжао Хоуфу, аспирант Красноярского ГАУ (заочно);
16. Швалов Павел Григорьевич, доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ.

По мнению участников круглого стола для того, чтобы в стране состоялся экономический рост, необходимо найти ресурсы для такого роста. Одним из таких ресурсов может стать улучшение логистических возможностей, которые позволили бы использовать рынки сбыта соседних, ранее слабо доступных территорий. Реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК», являющегося составной частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт» не может быть успешной, если со стороны федеральных и региональных властей не будет проведена серьезная работа по совершенствованию логистической инфраструктуры, товаропроводящей сети экспортных потоков.

Участники круглого стола отметили, что в этом направлении на федеральном и региональных уровнях ведется очень большая работа. Вместе с тем предложено было обратить внимание на следующие проблемы:

1.
Особенность территорий Ангаро-Енисейского макрорегиона заключается в том, что они находятся в срединной части России. Основная позиция экспорта продукции Енисейской Сибири - это зерновые культуры. Экспортный потенциал только Красноярского края по пшенице оценивается в 500-700 тыс. т в год, что в перспективе позволит получить около 5 млрд. рублей (при экспорте 500 тыс. т) экспортной выручки. Чтобы перевезти тонну зерна либо в западные, либо восточные порты страны необходимо заплатить за перевозку порядка 4 тысяч рублей. В портах ориентировочно цена зерна составляет около 12 тыс. рублей. Соответственно, стоимость перевозки составляет 30% от цены, по которой можно продать продукцию.
Это ведет к тому, что поставки зерна на экспорт становятся нерентабельными. Регионам Ангаро-Енисейского макрорегиона крайне важна поддержка федеральных властей по субсидированию транспортных затрат, распространения ни них поддержки в виде субсидий (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом") из федерального бюджета с 2020 года на длительный, заранее определенный срок. Это позволит производителям пшеницы рассчитывать на рентабельность производства с перспективой экспортной поставки и соответственно будет их стимулировать к увеличению объемов производства. При прекращении субсидирования перевозки возможен риск перенасыщения внутреннего рынка.

Дополнительно необходимы средства для модернизации и реконструкции существующих железнодорожных путей с целью увеличения пропускной способности железных дорог.

2. В качестве альтернативы экспорта сырья в виде пшеницы целесообразно рассматривать внутреннюю переработку пшеницы с получением продуктов глубокой переработки: клейковина, модифицированные крахмалы, аминокислоты, кислоты: лимонная, молочная и т.п. Данная продукция обладает высоким экспортным потенциалом, доля перевозки в стоимости готовой продукции не превышает 10%. По имеющимся подсчетам, экспортная выручка при реализации продукции после глубокой переработки 500 тыс. тонн зерна может составить 10 млрд. рублей (остальная продукция на 6 млрд.рублей может быть реализована на внутреннем рынке, при этом объем перевозки 140 тыс. тонн не вызовет серьезной нагрузки на перевозчика, профицитный объем пшеницы будет реализовываться через глубокую переработку, не будет зависеть от экспортного спроса на пшеницу и решений государства по субсидированию перевозок.
Предложение: предусмотреть при реализации проектов глубокой переработки субсидирование в объеме перерабатываемой продукции (по мощности завода) на период простой окупаемости проекта.


3. Важным стимулом расширения экспортных возможностей Ангаро-Енисейского макрорегиона призвано стать сооружение железной дороги Курагино - Кызыл. Соединение этой транспортной артерии через Монголию с Китаем (а такие проекты, как известно, реально существуют) может дать возможность территориям Ангаро-Енисейского макрорегиона и смежных территорий получить самый короткий, а соответственно экономически эффективный путь из России в Юго-Восточную Азию, в Китай и Индию. Федеральным и региональным властям предлагается взять под особый контроль сооружение магистрали Курагино - Кызыл, при этом предусмотреть создание соответствующей логистической инфраструктуры: складов, логистических центров, подъездных путей и пр.

4. Большое значение для экспорта продукции, в том числе продовольственной, призван иметь Северный морской путь. В настоящее время ведется очень значительная работа по реализации этого проекта, строятся ледоколы с целью организации эффективной круглогодичной эксплуатации Северного морского пути. Однако важно учесть при реализации этого проекта возможности и экспорта продукции АПК: строительство зернового терминала на реке Енисей, а также судов-зерновозов класса «река-море».

5.  Для формирования устойчивого экспорта продукции сибирских брендов, необходимо разработать механизмы поддержки МСП, способствующие осуществлению экспорта небольших партий товаров (от 300 кг до 1 т). В первую очередь это касается логистических затрат, особенно чувствительных при участии в зарубежных ярмарках, выставках.


6. Одна из проблем, которую надо решить для реализации задачи по расширению экспорта продовольствия - создание информационной платформы, которая могла бы связать производителей продукции с потенциальными клиентами, а также потенциальными перевозчиками. На сегодня уже действует сайт созданного по линии государства АО «Российский экспортный центр», который помогает находить российским поставщикам клиентов за рубежом, оказывает необходимые консультации. Предлагается проработать проект по интеграции этого ресурса с экспортно-ориентированной электронной торговой площадкой, созданной по инициативе и под патронажем государства.


7. Необходима инициализация законодательных инициатив на федеральном и региональном уровне по созданию   условий для реализации высокотехнологичных проектов в Сибирском регионе - строительство объектов логистической инфраструктуры и предприятий по переработке продукции сельхозпроизводителей. Это позволит направлять на экспорт продовольственную продукцию с высокой добавленной стоимостью, в себестоимости которой транспортная составляющая не будет играть большой роли.

8. Одна из проблем высокой стоимости перевозки продукции, в том числе продовольственной, заключается в том, что в сельской местности зачастую отсутствуют организационные условия по консолидации мелких партий грузов в сравнительно большие, выгодные для перевозки. Для решения этой проблемы предлагается на федеральном и региональном уровне инициировать процесс совершенствования нормативной базы по государственной поддержке экспортно-ориентированных кооперативов предприятий АПК малого и среднего бизнеса, их интеграции с компаниями, специализирующимися на контейнерных перевозках.    

9. Требуется скоординировать научные тенденции, существующие на рынке, логистику, маркетинг, менеджмент, рекламную и образование. Необходимо согласовать действия органов власти, железной дороги, предпринимателей и науки по формированию   нового инструмента для АПК, который называется логистическая инфраструктура. Она состоит из материальной части - объектов и нематериальной - науки. Соответственно стоит задача не только создания материальной инфраструктуры, но и интеллектуального инновационный продукта.  Для этого предусмотреть на федеральном и региональном уровне выделение грантов на научные проработки схем встречных поставок, развитие сопутствующих логистических сервисов таких, как консолидация товаров, экспертиза, новые транспортные схемы для евразийских коммуникаций.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 571-р в декабре 2019 года должна быть разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона. Бывает, от нескольких строчек, вовремя вставленных в тот или иной документ, зависит финансирование очень важных проектов. Поэтому было принято решение бумажную версию газеты с материалами круглого стола, а также его предложения по совершенствованию логистической инфраструктуры Ангаро-Енисейского макрорегиона направить в Правительство и Федеральное собрание РФ, в рабочую группу по подготовке Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона, а также руководителям субъектов Федерации Ангаро-Енисейского макрорегиона.  



Количество просмотров: 5069
22.11.2019 19:18 | 1vpanteleevблог автора

Еще публикации: