Вересов Вячеслав Андреевич
Выпускник
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: veresov88@mail.ru
Каптельникова Ксения Борисовна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: kbk1098@gmail.com
Топалова Милена Владимировна
студент 4 курса
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: milen.lena2010@yandex.ru
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирович
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Interaction of participants of foreign economic activity in the conditions
of digitalization
Veresov Vyacheslav Andreevich
Graduate
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Kaptelnikova Ksenia Borisovna
4th year student
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Topalova Milena Vladimirovna
4th year student,
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovich
doctor of Economics, Professor, Deputy Director
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Статья посвящена определению оптимальных маршрутов доставки грузов на основе сетевого графика и выбор наиболее оптимального логистического провайдера с применением цифровых технологи. Для достижения данной цели были использованы следующие инструменты: многокритериальные методы принятия решений при выборе маршрутов доставки груза на основе сетевого графика; многофакторные модели выбора логистического провайдера; метод рейтинговых оценок и парных сравнений; анализ транспортно-логистических операций компании ООО «Роял Логистика» в международных цепях транспортировки.
Ключевые слова: оптимизация, доставка, рынок транспортно-логистических услуг.
The article is devoted to determining the best routes for the delivery of goods based on the network schedule and the choice of the most optimal logistics provider using digital technology. To achieve this goal, the following tools were used: multi-criteria decision-making methods when choosing routes for cargo delivery based on a network schedule; multifactor models of the choice of a logistics provider; method of rating and pair comparisons; analysis of transport and logistics operations of Royal Logistics LLC in international transportation chains.
Key words: optimization, delivery, transport and logistics services market.
Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая сфера деятельности. До падения административно-командной системы экономика государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности. В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. При этом важное значение имеет правильный анализ транспортного рынка и выбор логистического провайдера, что стало возможным в условиях цифровизации информационных технологий на базе концепций, стратегий и методик, приведенных в работах [1-13].
Одна из решаемых задач – выбор оптимального маршрута для мультимодальной транспортировки груза по маршруту Шанхай – Москва на основе сетевого графика. Для этого рассматриваются характеристики груза (на примере пластиката изоляционного), различные варианты доставки. Последовательное описание операций, необходимых для транспортировки груза и их стоимость сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Характеристика маршрутов доставки
Номер маршрута |
Характеристики |
Виды транспорта |
1 |
Шанхай - (20-25 дней) –Гамбург – СПб - Москва |
Морской + автотоанспорт |
2 |
Шанхай – Владивосток -Москва |
Морской + автотранспорт |
3 |
Шанхай – Владивосток -Москва |
Морской + ж.-д. + автотранспорт |
Сетевой
график для альтернативных вариантов изображён на рисунке 1.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис.1. Сетевой график доставки пластика изоляционного в контейнерах
из Шанхая в Москву
Маршрут 1 (Шанхай – Гамбург – СПб – Москва) : 1-2 - затаможивание груза в Шанхае, 178 $; 2-3 - оформление экспортной ДТ (декларации на товары) и погрузка на судно в порту Шанхай, 56 $; 3-4 - доставка морским транспортом в порт Гамбург; 620 $; 31 день; 4-5 - разгрузка в порту Гамбург, 120 $; 5-6 - выпуск контейнера из порта Гамбург под гарантию Таможенного перевозчика в порт Санкт-Петербург, 190 $; (3 дня); 6-7 - проведение Таможенного оформления в порту Санкт-Петербург, 450 $; 7-15 - автодоставка до склада получателя в Москву, 185 $; Итого: 1799 $.
Маршрут 2 (Шанхай – Владивосток – Москва) : 1-2 - затаможивание груза в Шанхае, 178 $; 2-3 - оформление экспортной ДТ (декларации на товары) и погрузка на судно в порту Шанхай, 56 $; 3-8 - доставка морским транспортом в порт Владивостока, 360 $; (3 дня); 8-9 - растаможка в порту Владивостока и разгрузка, 600 $ + 135 $ = 735 $; 9-10 - выпуск контейнера из порта Владивосток под гарантию таможенного перевозчика, 170 $; 10-15 - доставка таможенным перевозчиком автотранспорта до Москвы, 470 $, (8 дней); Итого: 1969 $.
Маршрут 3 (Шанхай – Владивосток – Москва) : 1-2 - затаможивание груза в Шанхае, 178 $; 2-3 - оформление экспортной ДТ (декларации на товары) и погрузка на судно в порту Шанхай, 56 $; 3-8 - доставка морским транспортом в порт Владивостока, 360 $, (3 дня); 8-9 - разгрузка в порту Владивосток,135 $; 9-11 - подача контейнера, ж.-д. погрузка; 390 $; 11-12 - транспортировка по железной дороге до станции «Кунцево-2» (Москва), 389 $; 12-13 - станционный сервис на «Кунцево-2», 170 $; 13-14 - проведение таможенного оформления на «Кунцево-2», 650 $; 14-15 - автодоставка до склада получателя, 48 $; Итого: 2376 $.
Далее с помощью критериев Вальда, Сэвиджа, Гурвица и Лапласа находится оптимальный маршрут транспортировки в условиях неопределенности путем поиска наименьших показателей. Таким образом, проанализировав данные по этим показателям можно заключить, что оптимальным является второй маршрут : Шанхай – Владивосток - Москва (сборный контейнер + авто).
Далее осуществляется выбор перевозчика для конкретной схемы доставки. Компания «Роял Логистика» осуществляет поиск логистических провайдеров на основе многокритериального анализа. Важнейшими критериями выбора перевозчика являются следующие параметры: надежность времени доставки; тарифы доставки «от двери до двери»; общее время доставки «от двери до двери»; готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа; гибкие условия оплаты и финансового сервиса.
Дадим краткое описание компаний-перевозчиков, занимающихся международными доставками груза.
Перевозчик 1. Склад компании находится в Финляндии, поставки осуществляются из любой страны. Компания является участником ВЭД, занимаясь международными грузоперевозками с 2006 года. На рынке существует 12 лет, начинала свою деятельность с Российских поставок.
Перевозчик 2. Компания занимается перевозками с 2008 года, является участником ВЭД. Имеет склады в Литве и Финляндии, а также работает с Европейскими перевозчиками. Специализация компании- международные перевозки.
Перевозчик 3. Склад предприятия находится в Шанхае, перевозки осуществляются с 2010 года, при этом посредник также является участником ВЭД. Налажены поставки, как с Европейскими, так и Азиатскими поставщиками. Специализация на сборных грузах.
Рассмотрим перевозку портативной дозирующей установки (1 шт.) из Испании. Тарифы на перевозку приведены в таблице 2.
Таблица 2
Тарифы на перевозку портативной дозирующей установки
из Испании в Литву
Тарифы на транспортировку портативной дозирующей установки (Мадрид - Вильнюс) |
|||
|
Перевозчик 1 |
Перевозчик 2 |
Перевозчик 3 |
Стоимость доставки, $ |
550 |
390 |
420 |
Тарифы таможенного оформления, $ |
160 |
120 |
170 |
Анализируя таблицу, приходим к выводу, что наибольшую стоимость поставки имеет первый перевозчик, тогда как наименьшую – второй, что возможно, обусловлено его связями с Европейскими партнерами.
Следующая перевозка подразумевает доставку ресторанного оборудования из Вильнюса в Санкт-Петербург. Тарифы на перевозку приведены в таблице 3.
Таблица 3
Перевозка ресторанного оборудования из Вильнюса в Санкт-Петербург
Тарифы на транспортировку ресторанного оборудования (Вильнюс - Санкт-Петербург) |
|||
|
Перевозчик 1 |
Перевозчик 2 |
Перевозчик 3 |
Стоимость доставки, $ |
1900 |
1480 |
1600 |
Тарифы таможенного оформления, $ |
650 |
430 |
490 |
В данном случае 2 логистический провайдер также лидирует, таможенные тарифы и цены на саму грузоперевозку являются минимальными среди рассматриваемых альтернатив.
После подробного описания и сравнения ценовых тарифов на доставку груза из Европы, рассмотрим временные рамки доставки груза. Данный аспект требует обширного анализа, поскольку сроки поставок могут сильно различаться зависимо от связей с таможенными представителями, квалификации персонала, конкретных параметров перевозки и других характеристик. Как показала практика, наиболее оптимальным перевозчиком с этой стороны для европейских перевозок оказался посредник № 2, тогда как третий посредник имел сокращенные сроки поставки из Азиатских стран, Индии и Китая. Наиболее значительными критериями выбора перевозчика для компании «Роял Логистика» являются общее время доставки «от двери до двери» и надежность времени доставки, тогда как гибкие условия оплаты и финансового сервиса не являются одним из самых важных критериев выбора. Данный выбор может быть основан на актуальности перевозок груза с меньшими временными издержками в современных экономических условиях. Для того чтобы обеспечить своевременные доставки груза, поставщики должны иметь развитые логистические каналы, а также располагать возможностями доставки в разные точки мира с помощью собственного автотранспорта, либо с аутсорсинга.
Таким образом, в ходе комплексных исследований и расчётов, решена проблема повышения эффективности транспортировки внешнеторговых грузов на основе сетевого графика при помощи выбора наиболее оптимальной альтернативы доставки груза согласно ключевым критериям транспортировки.
Проблема оптимизация выбора провайдера транспортно-логистических услуг решилась при помощи применения многофакторной модели выбора перевозчика, а также алгоритмов выбора логистического провайдера, метода рейтинговых оценок и парных сравнений.
Библиографический список:
1. Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт.- 2016.- № 6.- С.73-77.
2. Деружинский Г.В. Логистические центры, как инструмент организации смешанных перевозок // Материалы 7-й региональной научно-технической конференции: Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России. - Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2008.- С.80-82.
3. Деружинский Г.В. Совершенствование тарифов и тарифного регулирования // Транспортное дело России.- 2003.- С.98-99.
4. Деружинский Г.В. Улучшение взаимодействия различных видов транспорта (организационно-экономические аспекты) // Транспортное дело России.- 2003.- С.101-103.
5. Деружинский Г.В. Управление инвестиционными процессами в условиях модернизации транспортного комплекса региона: методологические подходы, модели, инструменты: дис. док. экон. наук: 08.00.05 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009.
6. Куренков П.В., Калушин А.А. Логистический подход к выбору схемы поставки товаров // Железнодорожный транспорт.- 2000.- № 11.- С.40-43.
7. Вересов В.А., Астафьев А.В., Кизимиров М.В. Совершенствование взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности // Вестник транспорта.- 2019.- № 2.- С.35-42.
8. Куренков П.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г., Преображенский Д.А., Баженов Ю.М., Астафьев А.В. СИНХРОмодальность, КО-модальность, А-модальность и ТРИмодальность - важные составляющие современной ПОЛИтранспортной логистики // Бюллетень ОСЖД.- 2018.- № 5-6.- С.37-44.
9. Куренков П.В., Преображенский Д.А., Астафьев А.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Перспективные направления развития политранспортной логистики // Железнодорожный транспорт.- 2019.- № 3.- С.36-41.
10. Самуйлов В.М. Интеграция региональной терминально-логистической сети в международные транспортные коридоры / В.М. Самуйлов, О.Д. Покровская, Т.П. Воскресенская // Инновационный транспорт.- 2013.- № 1 (7).- С.33-37.
11. Покровская О.Д. Методика построения сетевого графа структуры логистического объекта / О.Д. Покровская, О.Б. Маликов // Мир транспорта.- 2017.- № 1.- Т.25.- С.18-27.
12. Покровская О. Д. Алгоритмизация задачи комплексного расчета параметров терминальной сети региона / О. Д. Покровская, И. В. Воскресенский // Транспорт Урала.- 2011.- № 1 (28).- С.10-13.
13. Самуйлов В.М. Практика и эффективность формирования транспортно-логистических кластеров / В.М. Самуйлов, О.Д. Покровская // Вестник УрГУПС.- 2016.- № 4 (32).- С.76-88.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019