Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 13:15:22
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие электронной оптовой торговли на основе блокчейна в логистике

Ню Цзяхуэй

аспирант каф. логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vvt@unecon.ru

 

Development of electronic wholesale trade based on the blockchain in logistics

Niu Jiahui

post-graduate student

of the department of logistics and supply chain management,

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье обосновываются предпосылки развития электронной оптовой торговли. Определяются факторы, сдерживающие ее становление. Раскрывается роль блокчейна в устранении трансакционных ограничений в электронной оптовой торговле. Характеризуется зависимость между уровнем безопасности цепей поставок и использованием блокчейна в логистике в электронной оптовой торговле.

Ключевые слова: безопасность; блокчейн; интернет; логистика; цепи поставок; электронная оптовая торговля; электронные торговые площадки

 

The article substantiates the prerequisites for the development of electronic wholesale trade. The factors constraining its formation are determined. The role of the blockchain is revealed in the elimination of transactional restrictions in electronic wholesale. Characterized by the relationship between the level of security of supply chains and the use of blockchain in logistics in electronic wholesale trade.

Key words: security; blockchain; the Internet; logistics; supply chain; electronic wholesale; electronic trading platforms

 

Российский внутренний товарный рынок, несмотря на экономическую рецессию, является для китайских предприятий очень перспективным. Его привлекательность определяется не только перспективами развития розничной, но и оптовой торговли в РФ. Одним из аргументов в пользу этого утверждения служат высокие темпы возрастания объемов оптовых продаж в стране, тогда как в сфере российской розничной торговли стали заметны отрицательные тенденции (рис.1). Следует отметить, что ожидания китайских предприятий в отношении расширения торгового сотрудничества между КНР и РФ связаны, прежде всего, с электронной оптовой торговлей. Мировая практика свидетельствует о том, что этот вид коммерческой деятельности становится все более востребованным. Согласно данным официальной статистики мировые объемы продаж в ее рамках более, чем в три раза превышают оборот электронной розничной торговли. Однако эта закономерность в РФ пока еще не проявилась, причем этот вывод правомерен не только в отношении российской электронной оптовой торговли, но и электронной розничной торговли. Динамика изменения доли последней в общем обороте этого вида торговли является положительной (рис.2). Однако темпы роста объемов продаж в этом сегменте бизнеса крайне низки. Справедливости ради нужно констатировать, что в РФ принимаются институциональные усилия по развитию дистанционной торговли. В частности, планируется, что к 2020 году ее доля возрастет более, чем в 5 раз. Достижение этой цели между тем остается под вопросом. Кроме того, следует отметить, что в российской национальной стратегии развития торговли речь идет только об электронной розничной торговле. Понятие дистанционная торговля, используемое в этой концепции, не имеет отношения к электронной оптовой торговле. Все это актуализирует анализ предпосылок развития последней в РФ с учетом мировых драйверов ее становления.

 c0c7c76d30bd3dcaefc96f40275bdc0a.jpg

 

Рисунок 1 – Динамика изменения объемов оборота оптовой торговли в РФ [4]

2838023a778dfaecdc212708f721b788.jpg 

 

Рисунок 2 – Динамика изменения доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в РФ [4]

 

Наши исследования показывают, что одним из факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в РФ, выступает крайне низкое задействование потенциала Интернета российскими производственными и торговыми предприятиями. Согласно данным ФСГС РФ прогресса в этом вопросе не наблюдается (рис.3). Интернет в управлении снабженческо-сбытовой деятельности (закупках и продажах) использует более 70% таких организаций. Однако эта цифра, по нашему мнению, не является показательной. Рис.4 наглядно иллюстрирует тот факт, что использование такими предприятиями Интернета носит ограниченный характер. В частности, в 2017 году только около 40% российских предприятий размещало заказы на поставки материальных ресурсов (товаров), используя Интернет. Еще хуже обстоят дела в сфере его применения в области продаж (рис.5). В частности, в 2017 году только около 20% российских предприятий получало заказы на товарные поставки через Интернет.  Все это позволяет сделать вывод о том, что экономика РФ в вопросе широкого применения современных способов электронных коммуникаций и мобилизации рыночного потенциала сети Интернет в коммерческой (предпринимательской) деятельности пока далеко не соответствует лучшим достижениям практики в рассматриваемой отрасли.

9a1158154dfa42caddbd0694a4e9bdc8.jpg 

 

Рисунок 3 – Динамика изменения удельного веса российских предприятий, которые использовали Интернет для продаж и закупок [4]

 d82c8d1619ad8176d665453cfb2e55f0.jpg

 

Рисунок 4 – Характеристика функциональной направленности использования российскими предприятиями Интернета в сфере закупок в 2017 году [4]

a684eceee76fc522773286a895bc8436.jpg 

 

Рисунок 5 – Характеристика функциональной направленности использования российскими предприятиями Интернета в сфере продаж в 2017 году [4]

 

Однако существуют все основания утверждать следующее. Во-первых, в РФ достаточно четко просматривается нацеленность на перевод системы отношений купли-продажи между поставщиками и покупателями в электронную форму. Во-вторых, доверие российских предприятий к электронной оптовой торговли возрастает. В-третьих, в РФ наблюдается достаточно интенсивное строительство специализированной логистической инфраструктуры, которая необходима для становления рассматриваемой отрасли. Аргументом в пользу последнего утверждения следует считать устойчивое развитие в РФ системы электронных торговых площадок (их существование не объясняется только институциональной практикой осуществления государственных и муниципальных закупок). В последнем контексте обращает на себя международная информационно-сервисная электронная B2B платформа RSTrade, которая призвана расширить торговое сотрудничество между странами ЕврАзЭС и Южной и Юго-Восточной Азии [15]. Необходимо отметить, что формирование в РФ системы электронных площадок отвечает императивам российской концепции построения национальной информационной системы (цифровой платформы общего пользования). Такая платформа призвана сформировать общее информационное пространство РФ, благодаря чему удастся достичь следующих результатов: 1) перевести большинство коммерческих операций в виртуальную реальность; 2) исключить значительную часть трансакционных ограничений; 3) снизить время поиска партнеров по бизнесу и повысить качество их отбора; 4) повысить скорость отклика на запросы потребителей и др. В-четвертых, симптомом становления в РФ электронной оптовой торговли следует считать интенсификацию деятельности коммерческих (торговых) онлайн-платформ (цифровых платформ). В-пятых, масштабное использование блокчейна в логистике открывает совершенно новые перспективы для развития электронной торговли не только в РФ, но и в мире. Практика блокчейна тем положительна, что она достаточно эффективно устраняет трансакционные ограничения в сфере торговли [2, 12-14]. Дело в том, что блокчейн позволяет отслеживать выполнение договоров поставки материальных ресурсов в режиме реального времени и при необходимости заблокировать неоправданные логистические действия одной сторон торговой сделки. Кроме того, его использование позволяет устранить институт непроизводительного торгового посредничества. Блокчейн также позволяет решать совершенно на новом уровне проблему обеспечения безопасности цепей поставок. Уместно напомнить, что существует целый кластер международных стандартов качества ISO, который регламентирует особенности придания цепям поставок такого свойства. Однако реализация, приведенных в них рекомендаций, на практике сложна не только из-за не проработанности теории моделирования цепей поставок, но и из-за трудности отслеживания ответственности владельцев внешних логистических процессов [1, 2; 5-11]. В-шестых, в РФ активизируется формирование сектора логистических провайдеров различного вида. Его наличие является одной из необходимых предпосылок для полноценной работы торговых онлайн-платформ.

 

Библиографический список:

1. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.

2.  Могайар У. Блокчейн для бизнеса / У. Могайар.  - «Эксмо», 2016. – 156 с.

3. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

4. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./. - М.: Росстат, 2018. – 694 с.

5. Ткач В.В. Контрактная стратегия управления цепями поставок // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. - №3. – С.142-145.

6. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок// Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №3. – С.156-160.

7. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып.17. - №8(225). – С.173-177.

8. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. – 2005. - №2. – С.60 – 65.

9. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство (окончание). – 2005. - №4. – С.73 – 76.

10. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2010. Вып.16. - №39(215). – С.106-110.

11. Ткач В.В. Проблемы обеспечения надежности плана поставок// Экономика и управление (г. Санкт-Петербург). – 2012. - №1 (75). – С.73-77.

12. Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями//Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №3. – С.110-113.

13. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.  - 2017. - №3. – С.40-46.

14. Ткач В.В., Клунко А.Н. // Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью// Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.

15. http://www.ved.gov.ru

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019

***

Блокчейн: биржа EXMO


Количество просмотров: 1732
06.06.2019 15:54 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: