Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 августа 13:59:16
Среда
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Развитие технологии блокчейн в транспортно-логистических системах

Дмитриев Александр Викторович

к.э.н., доцент  кафедры Логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: poliskasko@bk.ru

 

Development of blockchain technology in transport and logistics systems

Dmitriev Alexander Viktorovich

candidate of economic sciences, docent of

 Logistics and supply chain management department

Saint-Petersburg State Economic University,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье исследуются вопросы развития технологии блокчейн в транспортно-логистических системах, рассматривается отечественный и зарубежный опыт внедрения блокчейн-проектов, анализируются стимулирующие и сдерживающие факторы применения распределенных реестров в транспортной логистике, оценивается эффективность смарт-контрактов в рамках организации доставки грузов, обосновывается решающее значение блокчейна при оптимизации цифровых цепей поставок

         Ключевые слова: блокчейн, цифровая трансформация, транспортная логистика, цифровизация цепей поставок, смарт-контракт

 

The article examines the development of blockchain technology in transport and logistics systems, examines domestic and foreign experience in implementing blockchain projects, analyzes the stimulating and limiting factors of using distributed registries in transport logistics, evaluates the effectiveness of smart contracts as part of cargo delivery organization, and decides the blockchain when optimizing digital supply chains

         Key words: blockchain, digital transformation, transport logistics, digitalization of supply chains, smart contract

 

В современных экономических условиях эффективность глобальной торговли зависит, прежде всего, от надежности и устойчивости цепей поставок, оптимальному функционированию которых пока еще препятствует целый ряд нерешенных логистических проблем. Данные, опубликованные аналитическими агентствами на Всемирном экономическом форуме, позволяют сделать вывод, что при снижении числа логистических барьеров дополнительный прирост мировой торговли мог бы составить около 15%, а глобального ВВП – не менее 5%, что в пересчете на денежный эквивалент будет эквивалентно 4 трлн. долл. США ежегодно [5].

Поиск путей дальнейшего формирования и развития эффективной логистической системы доставки грузов, в том числе, в международном сообщении, предполагает организацию работы с обширными массивами структурированных и неструктурированных данных, налаживание интеграционных процессов и межорганизационной логистической координации между субъектами цепей поставок, а также проектирование и внедрение современных цифровых систем, позволяющих автоматически, быстро и безопасно обрабатывать поступающие заказы на перевозку грузов для обеспечения доступности товаров в необходимых пунктах промежуточного и конечного потребления [3].

Однако, до сих пор, соблюдение этих компонентов в совокупности на практике является достаточно сложной и трудно решаемой задачей, поскольку грузовладельцы зачастую не обладают полной информацией о товародвижении и не могут отслеживать свои грузы в режиме «онлайн». Участникам процесса транспортно-логистического обслуживания не всегда вовремя приходят оповещения о моментах отправления грузов, их местонахождении и времени прибытия в пункт назначения. Подобная неотлаженная система существенно снижает качество торговли и управления цепями поставок [1].

По итогам 2018 года Всемирным банком в очередной раз был составлен рейтинг эффективности логистики в различных странах мира (табл. 1) [5].

Таблица 1 – Мировой рейтинг эффективности логистики 2018

Страна

Рейтинг LPI

Показатель LPI

% от первого места

Таможня

Инфраструктура

Международные перевозки

Ранг

Очки

Ранг

Очки

Ранг

Очки

Германия

1

4,19

100,0

1

4,09

1

4,38

4

3,83

Голландия

2

4,07

97,2

3

3,97

2

4,23

6

3,76

Швеция

3

4,07

97,2

4

3,95

3

4,22

2

3,88

Бельгия

4

4,05

96,9

13

3,74

10

4,03

1

3,97

Сингапур

5

4,05

96,6

2

4,00

5

4,14

8

3,72

Англия

6

4,01

95,7

8

3,85

7

4,09

10

3,69

Япония

7

3,99

95,3

5

3,91

4

4,19

14

3,61

Австрия

8

3,99

95,2

14

3,71

8

4,07

5

3,78

Китай

9

3,96

94,6

9

3,85

11

4,02

3

3,85

США

10

3,92

93,7

11

3,76

6

4,10

23

3,54

Россия

85

2,69

64,2

131

2,25

73

2,64

105

2,59

Страна

Рейтинг LPI

Показатель LPI

% от первого места

Качество логистики

Отслеживание

Своевременность

Ранг

Очки

Ранг

Очки

Ранг

Очки

Германия

1

4,19

100,0

1

4,26

1

4,22

1

4,40

Голландия

2

4,07

97,2

2

4,12

7

4,08

6

4,30

Швеция

3

4,07

97,2

5

4,04

11

4,02

4

4,32

Бельгия

4

4,05

96,9

3

4,10

4

4,11

2

4,40

Сингапур

5

4,05

96,6

4

4,08

8

4,05

3

4,34

Англия

6

4,01

95,7

7

4,04

5

4,10

5

4,32

Япония

7

3,99

95,3

8

4,03

9

4,03

9

4,24

Австрия

8

3,99

95,2

6

4,04

2

4,13

11

4,22

Китай

9

3,96

94,6

10

3,94

13

3,95

13

4,18

США

10

3,92

93,7

11

3,93

3

4,13

16

4,14

Россия

85

2,69

64,2

73

2,74

88

2,67

74

3,23

Методология определения места в рейтинге учитывает эффективность работы таможенных органов, состояние транспортно-логистической инфраструктуры, оперативность осуществления международных перевозок. Кроме этого, важную роль сыграли своевременность доставки и возможность отслеживать грузы.

Согласно проведенному исследованию, Россия находится в настоящий момент на 85 позиции из 167 проанализированных стран, следуя за Малави и Парагваем и немного опережая Доминиканскую республику и Марокко. Самое низкое место (131 или 2,25 балла из 5), как ни странно, Россия заняла по показателю эффективности таможенного администрирования, а также по международным перевозкам, которые получили оценку 2,59 балла из пяти, что позволило России по этому параметру занять только 105 место.

Совершенствовать также необходимо и работу в области обеспечения своевременности доставки и отслеживания грузов, так как в рейтинге эти значения находятся соответственно на уровне 74 и 88 места (3,23 и 2,68 балла). Потенциалом улучшения последних двух показателей, может стать применение технологии распределенного реестра, известной также как «блокчейн», позволяющей, как раз, решить одну из основных проблем российской логистики – отслеживание грузов в режиме реального времени (рис. 1).

8e296a067a37563370ded05f5a3bf3ec.jpg

Рис. 1. Принципиальная схема технологии блокчейн в транспортно-логистических системах.

Эволюцию технологии блокчейн в экономике и логистике можно проследить в виде следующей последовательности:

1) Блокчейн 1.0. – появление криптовалют, представляющих собой разновидность цифровых валют, создание (майниг), подтверждение транзакций (конфирмация) и контроль за которыми базируются на криптографических методах. Криптовалюты имеют текущий биржевой курс, обладают высокой степенью ликвидности, выполняют все функции денег, могут применяться в различных приложениях, системах денежных переводов и цифровых платежей.

2) Блокчейн 2.0. – развитие смарт-контрактов. Внедрение целого класса приложений экономического и финансового характера, в основе которых лежит распределенный реестр, позволяющий оперировать умными активами и умными контрактами в области управления векселями, акциями, фьючерсами, облигациями, залогами и т.д.

3) Блокчейн 3.0. – это класс приложений с наиболее широкой сферой применения: государственное управление, здравоохранение, наука, образование, культура и искусство, сфера услуг, промышленное производство, торговля, а также транспортно-логистическое обслуживание.

В цифровой системе учета транспортно-логистической деятельности каждую совершенную транзакцию и сделку автоматически записывают в реестр, используя уникальный шифр, содержащий данные о дате, времени, стоимости и участниках операций. Наличие подробной информации позволяет решать сразу несколько проблем, в частности, снижать уровень коррупции в цепях поставок. Всем участникам сделки моментально приходят сведения о любых изменениях и обновлениях в логистических процессах, можно отследить любые неточности и отклонения от плановых показателей [2].

Таким образом, повышается надежность и устойчивость функционирования цепей поставок и сокращается время доставки товаров. Актуальность и достоверность информации о грузах, доступная всем заинтересованных сторонам, позволяет предиктивно вырабатывать решения потенциальных проблем в работе транспортно-логистических систем и получать существенный экономический эффект. Цифровые цепи поставок на основе блокчейн-технологии предоставляют логистическим операторам возможности перенаправления материальных и финансовых ресурсов и оптимизации работы персонала, то есть снизить уровень совокупных логистических затрат на производство товара, его транспортировку и доведение до конечного потребителя [4].

Мировой опыт использования распределенного реестра в логистике уже достаточно внушителен. Например, в 2016 году система блокчейн была реализована крупнейшим в Европе торговым портом Роттердам. В 2018 году американским производителем программного обеспечения IBM и датской судоходной корпорацией AP Moller Maersk было объявлено о запуске blockchain-платформы TradeLens для отслеживания грузовых отправок. С помощью платформы грузовладельцы и перевозчики обмениваются данными о транзакциях и передают друг другу финансовые и товаросопроводительные документы, такие как коносаменты и инвойсы, в режиме реального времени. Пользователями платформы являются 94 организации, в том числе, более 20 портовых и терминальных структур по всему миру, а также таможенные органы Австралии, Нидерландов, Сингапура и Саудовской Аравии [5].

В России также начинают появляться логистические blockchain-проекты. Распределенный реестр уже сейчас используется в работе ОАО «РЖД». На основе блокчейн создается база данных с информацией о запасных частях для ремонта вагонов и локомотивов, избавляя компанию от лишних ошибок в документации и повышая безопасность данных. Разработчиком этого блокчейн-проекта выступила компания Bitfury, представившая демо-версию системы, основу которой составляет фреймворк Exonum. Основная задача системы заключается в упрощении обслуживания железнодорожного парка, уменьшении количества простоев и сокращении стоимости ремонтных работ.

Система «Эльбрус» также использует определённый ряд возможностей данной технологии путем выстраивания автоматических графиков движения грузовых составов, используя прогнозное имитационное моделирование, что обеспечивает экономию энергии и увеличивает скорость движения железнодорожных составов [6, 7].

Таким образом, благодаря технологии блокчейн, открываются широкие перспективы автоматизации и алгоритмизации основных бизнес-процессов в логистике, а также совершенствования прогностической аналитики в части оптимизации логистических потоков и транспортных маршрутов, повышающей коэффициент эффективности использования активов транспортно-логистических компаний.

Хотя преимущества использования блокчейн в цепях поставок очевидны, развитие данной технологии сдерживает слабо разработанная нормативно-правовая база, а технологическая неготовность транспортно-логистических компаний внедрять современные цифровые технологии при доставке грузов.

 

Библиографический список:

1.       Логистика и управление цепями поставок: учебник для академического бакалавриата / В.В. Щербаков [и др.]; под ред. В. В. Щербакова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 582 с.

2.       Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сборник научных статей международной научной конференции. СПбГЭУ. - 2017. - С. 103-108.

3.       Дмитриев А.В. Формирование цифровой среды транспортной логистики // Логистика -евразийский мост: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Красноярск. 2018. Ч.1. - С.88-92.

4.       Дмитриев А.В. Современные тенденции развития логистики цифровых платформ // Логистика и управление цепями поставок: Сб. науч. трудов. – Вып. 1 (14) / Под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ. – 2017. C. 35-40

5.       Дмитриев А.В. Цифровые технологии в транспортной логистике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – № 4. – 2017. С. 14-18.

6.       Blockchain Conference Moscow. 2018 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:// https://moscow.bc.events/ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

7.       Блокчейн на службе РЖД [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://bits.media

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 405
05.06.2019 07:36 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:


Комментарии

Оценка публикации: пока не оценили
Комментариев к этой публикации нет.

Чтобы оставить свой комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.







Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама