Регион: Выбрать регион
Сейчас: 20 апреля 12:11:39
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Конфигурации международных цепей поставок чая

Юань Сяохуэй

Аспирант каф. логистики и управления цепями поставок

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vvt@unecon.ru

 

Configurations of international tea supply chains

Yuan Xiaohui

post-graduate student

of the department of logistics and supply chain management,

Saint-Petersburg state university of economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье обосновываются приоритеты оценки инвестиционного замысла построения международной цепи поставок чая из КНР в РФ. Аргументируется целесообразность полного учета ограничений в проектировании таких цепей. Доказывается необходимость проведения имитационного моделирования функционирования перспективной международной цепи поставок китайского чая.

Ключевые слова: безопасность цепей поставок; логистические риски; международные цепи поставок; пищевая продукция

 

The article substantiates the priorities for evaluating the investment plan for building an international tea supply chain from China to the Russian Federation. The expediency of fully taking into account the limitations in the design of such chains is argued. Proved the need for simulation of the functioning of a promising international supply chain of Chinese tea.

Key words: supply chain security; logistics risks; international supply chains; food products

 

Привлекательность российского рынка продовольственных товаров для производителей КНР постоянно возрастает. Этому обстоятельству способствует ряд факторов. Во-первых, торговое сотрудничество между РФ и КНР усиливается, в результате которого выход китайских предприятий на российский рынок в значительной части упрощается. Во-вторых, население РФ в определенной степени уже преодолело долго существовавшее недоверие к некоторым видам китайских товаров. Репрезентативным примером здесь выступает явная тенденция увеличения масштабов приобретения российскими физическими лицами и частными компаниями китайских легковых автомобилей. В-третьих, в РФ на постоянной и временной основе находится достаточно большая группа китайских граждан. Хотя их дислокация ограничивается присутствием в больших агломерационных центрах РФ и федеральных округах, территории которого граничат с КНР, эта группа граждан уже сегодня формирует самостоятельный вид спрос на китайские, в том числе, продовольственные, товары. В-четвертых, в условиях геополитической изоляции (не совсем полной) РФ предприятия этой страны все чаще обращают внимание на возможность приобретения в КНР тех видов продовольственных товаров, которые в РФ на внутреннем рынке не представлены. Следует сразу оговориться, что на пути организации поставок таких товаров по импорту из КНР в РФ существует ряд институциональных ограничений. В частности, одно из них соотносится с низкой степенью возможности поставок китайских продовольственных товаров для нужд государственных и муниципальных российских учреждений. Хотя в теоретическом плане такие поставки могли бы быть более выгодными, в частности, в Дальневосточный ФО РФ, нежели поставки на территорию этого округа с европейской части РФ. Очевидно, что эта ситуация обусловлена, прежде всего, необходимостью с одной стороны обеспечить национальную экономическую безопасность РФ, а с другой стороны стремлением поддержать российских производителей продовольственных товаров. Ее существование не является препятствием для поставок ряда китайской пищевой продукции в РФ, в перечень которой входит чай. Однако формирование международных цепей поставок китайского чая в эту (равно как и в другую страну) требует предварительной оценки инвестиционного замысла такого логистического проекта. Причем одной только констатации факта предельной наценки на китайский чай в РФ, который почти в 20 раз превышает его отпускную цену в Китае недостаточно. Приоритетным объектом упомянутой нами ранее оценки, прежде всего, должна стать конфигурация рассматриваемой цепи поставок. Она должна быть жизнеспособной.

Такую конфигурацию определяют, по крайней мере, четыре основных фактора: 1) форма и структура международной цепи поставок; 2) конкурентоспособный уровень логистического сервиса, оказываемый конечным потребителям; 3)  конфигурация складов (логистических мощностей); 4) транспортно-технологическая схема доставки грузов.

Наши исследования показывают, что в КНР производителями чая являются как чайные фабрики, так и фермерские хозяйства. Однако вторые преимущественно производят продукцию для первых и для внутреннего потребления (хотя и отпускают ее зарубежным покупателям мелкими партиями). Чай для институциональных потребителей реализуется путем оптовой торговли. Практикуются продажи этой продукции и через чайные аукционы. Однако этот подход распространяется только на элитные сорта и за пределами КНР. Чайные фабрики КНР не развивают собственные дистрибьютерские сети. В РФ их нет, хотя существует несколько компаний, которые называют себя торговыми представителями таких фабрик (однако их статус носит номинальный характер). Нужно отметить, что задача получения китайскими производителями права на экспорт своей продукции не имеет простых решений. Именно поэтому организация поставок чая из КНР в РФ сегодня осуществляется с использованием практики торгового посредничества (российских компаний, в том числе, интернет-магазинов, и китайских интернет-магазинов) и прямых закупок предприятиями розничной торговли чая в КНР. Первый способ делает китайский чай более доступным для приобретения его российскими магазинами. Это достигается за счет уменьшения минимальной партии отгрузки чая. Однако ее размер остается высоким (не менее 0,1 т), причем доля одного вида сорта должна быть не менее 10 кг. Учитывая, что показатель широты ассортимента должен превышать 50 видов чая, то возникает вопрос о перспективах продажах этой продукции в розничной торговле. Российские предприятия оптовой торговли китайским чаем при этом предлагают достаточно ограниченный ассортимент. Необходимо отметить, что длительность выполнениями этими организациями российских заказов на мелкопартионную поставку китайского чая может достигать 20 дней (в зависимости от местонахождения покупателя). Чтобы придерживаться таких сроков поставки российские торговые посредники вынуждены держать два склада вблизи государственной границы КНР с РФ (на китайской и российской территории соответственно). Надо констатировать, что такая практика размещения подобных логистических мощностей отвечает мировой тенденции. Она с одной стороны позволяет осуществлять отсрочку выплаты таможенных платежей (до выяснения структуры спроса на чай), а с другой стороны способствует сокращению временных затрат на осуществление таможенных процедур в случае поступления непредвиденных заказов на поставки китайского чая в РФ. Закупка чая в китайском интернет-магазине является достаточно рискованной операцией для потребителей (риск приобрести чай не лучшего качества очень высок). Второй способ подходит, главным образом, для индивидуальных предпринимателей.

В российских сетях розничной торговли продовольственными товарами развесной китайский чай не представлен. Он, как правило, продается в специализированных чайных магазинах или сетях чайных «бутиков». Ориентация на поставки китайского чая в торговые структуры последнего типа нам представляется неперспективной, поскольку достичь выхода на требуемую рентабельность продаж в этом случае возможно. Вход в российские сети розничной торговли продовольственными товарами возможен. Однако здесь возникает ряд проблем. Во-первых, необходимо убедить такие структуры в востребованности китайского чая и разработать маркетинговую структуру взаимодействия с российскими торговыми сетями. Для этого, в том числе, требуется рассмотреть вопрос о поставках пакетированного китайского чая, который неизбежно связан с дилеммой «осуществлять вторичную переработку чая в КНР или РФ».  Во-вторых, необходимо понять какие требования будут предъявлять российские торговые сети к уровню логистического обслуживания, т.е. к надежности поставок китайского чая, степени покрытия спроса на эту продукцию, степени доступности этого чая (минимальной партии отпуска товара потребителю), функциональности циклов исполнения китайскими поставщиками заказов на поставку чая и др. условиям [8-11]. В-третьих, актуализируется дилемма «формировать собственную складскую сеть или встраиваться в логистические системы российских торговых предприятий». Заметим, что ее решение во многом предопределяет как конфигурацию складов в проектируемых международных цепях поставок китайского чая, так разработку транспортно-технологических схем доставки этого чая в РФ. В-четвертых, на повестку дня выходит еще одна дилемма «устанавливать с торговыми сетями прямые хозяйственные связи или опосредованные». Ее особенностью является то, что она требует многоуровневого решения. Дело в том, что опосредованные хозяйственные связи можно формировать с использованием торговых представителей, дистрибьюторов и филиалов (логистические риски и затраты в каждом отдельном таком случае будут отличаться). В-пятых, следует отдавать отчет тому, что российские торговые сети, несмотря на антимонопольное законодательство, продолжают оказывать рыночное давление на поставщиков. Последние вследствие этого нередко вынуждены соглашаться на маржу, которая не является для них оптимальной. В-шестых, особое значение в обосновании логистического проекта формирования международной цепи поставок китайского чая в РФ приобретает оценка устойчивости такой структуры в условиях волатильности российского рубля, неопределенности развития структуры спроса на чай в РФ и т.п. Кроме того, не последнюю роль здесь играет обеспечение безопасности поставок такой пищевой продукции [5-7].

Все это выступает дополнительным аргументом в пользу более тщательной оценки замысла формирования международных цепей поставок чая из РФ в КНР с учетом разнообразия альтернативных вариантов их конфигурации и присущих им логистических рисков [12-14].

Построение международных цепей поставок пищевой продукции, в том числе, чая, всегда связано с логистическими рисками и инвестициями в развитие логистических систем подобных множественных организационных структур, т.е. сетей логистических мощностей (складов). Виды логистических рисков и причины их возникновения в рассматриваемых цепях поставок различны. Нами в первую очередь выделяются проектные логистические риски и риски в операционной логистической деятельности. Управление рисками первого вида должно предусматривать комплексное технико-экономическое обоснование проекта построения международной цепи поставок чая, неотъемлемой частью которого следует считать оценку инвестиционного замысла ее формирования. В решении этой проблемы следует руководствовать рекомендациями, которые даны в стандарте ISO «Менеджмент рисков проектов». В частности, особое внимание нужно уделять верификации целей логистического проекта и степени полноты учета ограничений и возможных событий, которые способны воспрепятствовать достижению желаемых результатов функционирования международной цепи поставок. Управление логистическими рисками второго вида должно осуществляться в соответствие с общей практикой риск менеджмента, но с учетом особенностей возникновения логистических рисков в рассматриваемых нами международных цепях поставок. В основе этого решения лежит выработка алгоритма идентификации, анализа и оценивания таких рисков, в том числе, контрактных, и обоснования интегрированных, в том числе, упреждающих, воздействий на логистические процессы в международных цепях поставок чая с целью предотвращения или снижения логистических рисков до приемлемого уровня [1-4]. Особое значение в этом контексте приобретает обоснование причинно-следственных связей трансляции отрицательных последствий наступления логистических рисковых событий в таких цепях поставок. Обязательным следует считать проведение имитационного моделирования скорости распространения подобных процессов в международных цепях поставок чая.

 

Библиографический список:

1. Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство. – 2005. - №2. – С.60 – 65.

2.  Ткач В.В. Оценка инвестиционного замысла (идеи) проекта логистической системы // Российское предпринимательство (окончание). – 2005. - №4. – С.73 – 76.

3. Ткач В.В. Контрактная стратегия управления цепями поставок // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. - №3. – С.142-145.

4. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок// Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №3. – С.156-160.

5. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып.17. - №8(225). – С.173-177.

6. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2010. Вып.16. - №39(215). – С.106-110.

7. Ткач В.В. Проблемы обеспечения надежности плана поставок// Экономика и управление (г. Санкт-Петербург). – 2012. - №1 (75). – С.73-77.

8. Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями// Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №3. – С.110-113.

9. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях// РИСК. – 2012. - №2. – С.77-80.

10. Ткач В.В., Воробьева О.А. Трансакционные ограничения интегрированного планирования поставок // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.  - 2017. - №3. – С.40-46.

11. Ткач В.В., Клунко А.Н. // Логистические приоритеты управления снабженческо-сбытовой деятельностью// Аудит и финансовый анализ. – 2016. - №6. – С.295-298.

12. Ткач, В.В. Логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли/ В.В. Ткач// Логистика – евразийский мост: материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск). – Ч.2. – Красноярск: КГАУ, 2016. – 362 с. - С.220-225.

13. Ткач, В.В. Императивы интегрированного планирования цепей поставок/ В.В. Ткач// Логистика: современные тенденции развития: материалы XIV Междунар, науч.-практ, конф. 9, 10 апреля 2015 г.: мат. докл. / отв. ред. B.C. Лукинский. - СПб.: ГУМРФ им. С.О. Макарова, 2015. - 472 с. – С.354-357.

14. Ткач, В.В. Методологические проблемы формирования концепции управления цепями поставок/ В.В. Ткач// Логистика: современные тенденции развития: материалы ХIII Междунар, науч.-практ. конф, 24, 25 апреля 2014 г.: мат. докл. / ред. кол.: B.С. Лукинский (отв. ред.) и др. - СПб.: ГУМРФ им. адмирала C.О. Макарова, 2014. - 386 с. – С.286-289.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 2101
05.06.2019 05:41 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама