Регион: Выбрать регион
Сейчас: 16 июня 16:57:40
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Проблемы подготовки специалистов в области логистики на региональном уровне

Щеколдин Владислав Юрьевич

кандидат технических наук,

доцент кафедры маркетинга и сервиса

Новосибирский государственный технический университет,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: raix@mail.ru

Назаркина Валерия Александровна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры маркетинга и сервиса

Новосибирский государственный технический университет,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: valeria71@bk.ru

Цой Марина Евгеньевна

кандидат экономических наук,

заведующая кафедрой маркетинга и сервиса

Новосибирский государственный технический университет,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: mtsoi@mail.ru

 

Issues in training specialists in the field of logistics at the regional level

Shchekoldin Vladislav Yurievich

Candidate of Science in Engineering (Ph.D.),

Associate Professor of Marketing and Service Department,

Novosibirsk State Technical University,

Novosibirsk, Russia

Nazarkina Valeria Aleksandrovna

Candidate of Science in Economics (Ph.D.),

Associate Professor of Marketing and Service Department,

Novosibirsk State Technical University,

Novosibirsk, Russia

Tsoi Marina Evgenievna

Candidate of Science in Economics (Ph.D.),

Head of Marketing and Service Department,

Novosibirsk State Technical University,

Novosibirsk, Russia

 

В статье поднимается актуальность и рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области логистике на региональном уровне.

Ключевые слова: логистика, высшее образование, подготовка кадров

 

The article raises the relevance and addresses issues of training specialists in the field of logistics at the regional level.

Key words: logistics, high education, trainings

 

Логистика как практическая деятельность и сфера научных интересов  в России начала формироваться в начале 90-х годов ХХ века. Переход к рыночным отношениям актуализировал задачи, связанные с повышением  эффективности обеспечения материальными ресурсами производства и построения каналов распределения готовой продукции. Специалисты в области снабжения и сбыта,  получившие образование  в период плановой экономики и командно-административной системы распределения, не обладали знаниями и навыками принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности, требующимися в рыночной экономике. Поэтому возникла необходимость подготовки таких кадров, обладающих уникальными способностями управления потоками, движущимися от производителя до потребителя и обратно (так называемая логистика возвратов и возвратных потоков) [3, 4].

Сфера высшего образования Российской Федерации не сразу отреагировала на запросы рынка труда в специалистах логистического  профиля. Однако вузы страны, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, стали включать в учебные планы логистические дисциплины в специальности и направления подготовки по государственным образовательным стандартам второго поколения [4]. С середины девяностых годов прошлого века к этому процессу присоединились и региональные вузы в крупных научных и экономических центрах России, таких, как Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск и др. Так, например, в рамках обучения по специальности «Товароведение и экспертиза товара» и направлению «Менеджмент» в Новосибирском государственном техническом университете и специальности «Коммерция (торговое дело)» в Новосибирской государственной академии экономики и управления изучались следующие дисциплины логистического цикла: логистика, товароведение, управление запасами, складское и тарное хозяйство и др.

Однако рынок по-прежнему нуждался в профессионально подготовленных специалистах в области логистики, особенно в случаях необходимости создания и развития международных транспортных коридоров, что вынуждало руководителей многих предприятий приглашать особенно на руководящие должности зарубежных логистов, которые недешево обходились в смысле уровня заработной платы, и, как правило, не отличались высокой степенью лояльности к российским предприятиям, предпочитая не возобновлять контракт по его окончанию [2].

ХХI век привнес свои тенденции в развитие теории и практики логистики. Современные информационные технологии и инструменты менеджмента радикально изменили подходы к процессам  транспортировки, хранения, комплектации грузов, формирования распределительных центров и других функций и операций, направленных на эффективное управление и оптимизацию издержек [3]. Возросла и скорость выполнения логистических операций, требования к качеству, ассортименту предоставляемых услуг, определенную роль сыграла и политическая ситуация в мире, существенное значение приобрели крупные концерны и глобальные корпорации, осуществляющие снабжение всех уголков земного шара самыми разнообразными продуктами и услугами.

Развитие логистики в России, возможно, как ни в какой другой сфере экономики, определяется реалиями и несовершенством российского рынка, обширной географией страны, спецификой построения взаимоотношений между производителями, поставщиками и торговыми сетями и т.д. Неудивительно, что во многих практических ситуациях обеспечение логистических процессов, особенно в регионах, испытывает существенный «инфраструктурный» голод, когда крайне сложно (или даже принципе невозможно) реализовать функционирование цепей поставок на современном уровне. Типичной проблемой регионов России в этом смысле является слабая их оснащенность как дорожным и транспортным фондом, так и складскими помещениями, недостаточными для удовлетворения нужд логистических операторов и их клиентов. Понимая жизненную необходимость создания крупных логистических центров на территории страны, разрабатываются различные региональные программы создания и развития логистических центров на территории Российской Федерации [2, 3].

Одним из значимых событий в области отечественной логистики является успешно проводимая в течение 14 последних лет Международная научно-практическая конференция Логистика – Евразийский Мост, которая объединяет ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области логистики и представляет собой крупнейшую за Уралом образовательную площадку для обмена и генерации свежих идей, мнений, логистических технологий и инноваций. Это способствует увеличению популярности логистических технологий, дает толчок к развитию самых разнообразных проектов, в том числе и образовательного характера, особенно в сибирском регионе .

Новосибирск является одним из крупнейший транспортных узлов страны, расположенных за Уралом, находящийся на пересечении путей перемещения грузов как в меридианальном (север-юг), так и в параллельном (запад-восток) направлениях, задействующим в этих перемещениях все современные виды транспорта. Как видится авторам, город должен быть крупным логистическим центром, таким как Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород. К сожалению, на сегодняшний момент мы можем  констатировать, что имея огромный потенциал для развития в данном направлении, Новосибирск до сих пор не пользуется им, и, как легко можно видеть, при помощи свободно распространяемых онлайн-инструментов отслеживания авиаперелетов (например, [5]), большое количество грузов проходит мимо нашего города. Глобальной причиной такого положения дел является недостаточное количество объектов логистической инфраструктуры, позволяющей формировать, принимать, обрабатывать и в общем случае управлять материальными потоками. Учитывая эти особенности, можно говорить как о развитии науки и практической деятельности в сфере логистики, так и развитии Новосибирска как логистического центра в целом. Немаловажным фактором, не позволяющим реализовать подобного рода программы, является недостаток грамотных специалистов логистического профиля, обладающих как современной теоретической базой, так и имеющих обширные практические навыки в области решения логистических задач.

Востребованность специалистов по логистике в России на сегодняшний день является весьма существенной. Как правило, на соответствующих должностях в компаниях работают сотрудники, не имеющие профильного образования, зато накопившие практический опыт организации и управления логистическими потоками самых разных типов. Согласно Интернет-ресурсам, на которых размещаются вакансии в области логистики (например, [6]), наиболее востребованными на начало 2019 г. в г. Новосибирске являются менеджеры и сотрудники отделов логистики (средняя заработная плата 25-50 тыс. рублей в месяц), операторы и диспетчеры логистики (20-30 тыс. рублей), специалисты отделов снабжения (до 75 тыс. рублей), специалисты по международным перевозкам (35-85 тыс. рублей), менеджеры по логистике автомобильных перевозок (от 50 тыс. рублей), специалисты складской логистики (20-60 тыс. рублей), логисты транспортных компаний (от 50 тыс. рублей). Кроме того, можно заметить, что многие компании периодически (раз 2-3 месяца) выставляют подобные вакансии повторно, видимо, не удовлетворяясь качеством работы рекрутированных ранее работников.

По мнению авторов, на сегодняшний день подготовка специалистов, обладающих уникальными знаниями  и навыками работы на рынке логистических услуг осуществляется в объеме, недостаточном для удовлетворения потребностей рынка труда. В настоящий момент можно выделить следующие вузы г. Новосибирска, осуществляющие подготовку логистов: Новосибирский государственный технический университет,  Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления. Обучение  студентов логистическим технологиям проводится в рамках следующих направлений и специальностей: 38.03.01 Мировая экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.05.02 Таможенное дело, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 38.03.06 Торговое дело. К сожалению, отдельного направления «Логистика» в текущем реестре направлений и специальностей подготовки по программам высшего образования не предусмотрено, несмотря на то, что его необходимость неоднократно обсуждалась на региональном и всероссийском уровнях, на научных и научно-практических семинарах и конференциях с участием ведущих ученых и практиков России ([2, 4]).

В тоже время Новосибирский государственный технический университет начал подготовку логистов в рамках направления 38.03.02 «Менеджмент» с 2015 года. Количество студентов, выбирающих логистическую направленность, с каждым годом увеличивается (почти половина абитуриентов, поступающих на направление «Менеджмент», выбирает профиль «Логистика»), что подтверждает предположения авторов о росте популярности данного профиля и профессии в будущем [1].

До настоящего времени подготовка осуществляется  по образовательным стандартам ФГОС3+, а структура образовательной программы строится учетом основного направления «Менеджмент» и выбранного профиля. Вариативная часть учебного плана формируется с учетом потребностей рынка труда и  пожеланий работодателей относительно формируемых компетенций у будущих выпускников. Дисциплины профиля объединены три больших блока: дисциплины, характеризующие функциональные циклы в логистике (закупочная логистика, производственная логистика и управление запасами), распределительная логистика); дисциплины, обеспечивающие физическое перемещение товарных потоков (транспортная логистика, складская логистика); и дисциплины, направленные на овладение навыками проектирования и моделирования логистических систем и расширения взаимодействия с зарубежными партнерами (управление проектами в логистике, моделирование логистических систем, международная логистика).

Благодаря квалифицированному педагогическому составу кафедры маркетинга и сервиса Новосибирского государственного технического университета и привлекаемым для осуществления образовательного процесса преподавателям-практикам, преподавание дисциплин ведется на современном уровне, используется практический опыт отечественных и зарубежных организаций. Преподаватели проходят стажировки и курсы повышения квалификации в Москве и Санкт-Петербурге, наукограде Сколково, за рубежом – в Нидерландах, Германии, Италии, Ирландии и Новой Зеландии. Будущие выпускники получают практические навыки использования современных информационных технологий Big Data, BlockChain, RFID, Omni-Channel Logistics и др., принимают участие в региональных и международных профильных олимпиадах и конференциях.

Таким образом, интегрированный опыт работы Новосибирского государственного технического университета будет являться залогом успешной карьеры выпускников и последующей деятельности университета по подготовке востребованных специалистов в области логистике.

Библиографический список:

1.       Долгов А.С., Щеколдин В.Ю. Анализ конъюнктуры рынка образовательных услуг на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 4(74). – С.181-194.

2.       Ефименко Д., Демин В. Результаты исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний» // Логистика. – 2017. – №3. – С.14-19.

3.       Колобкова В.А., Винник К.П. Логистика в современном мире: особенности в России и ключевые проблемы // Вестник Университета. Государственный университет управления. – 2017. – №5. – С. 30-33.

4.       Лукинский В.С., Носкова Е.В. Система высшего образования в области логистики в Санкт-Петербурге (часть I) // Логистика. – 2015.–№6. – С.40-47.

5.       Полетный радар / flightradars24.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: flightradars24.ru/flightradar24/ (дата обращения: 26.03.19).

6.       Работа в Новосибирске / novosibirsk.hh.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novosibirsk.hh.ru/ (дата обращения: 28.03.19).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 132
05.06.2019 07:36 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации:









Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама