Григорьев Михаил Николаевич
к.т.н., профессор
Балтийский государственный технический университет
«ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: grigorievmn@ya.ru
Уваров Сергей Алексеевич
д.э.н., профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: s_uvarov@mail.ru
Logistic view on the role of agricultural unmanned systems in the development of the digital economy of the Russian Federation
Grigoriev Mikhail Nikolaevich
Ph. D., Professor
Baltic state technical University
"VOENMECH". D. F. Ustinov
Saint Petersburg, Russia
Uvarov Sergey Alekseevich
doctor of Economics, Professor
St. Petersburg state University of Economics
Saint Petersburg, Russia
В работе рассматриваются проблемы и пути развития сельского хозяйства в контексте реализации Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации. Развитие этой сферы проходит в рамках формирования инновационной технологической основы национальной экономики и выстраивания новой глобальной экономической экосистемы. В работе показаны исключительные возможности сельскохозяйственных беспилотных систем в решении исследуемой проблемы.
Ключевые слова: логистика, цифровая экономика, сельское хозяйство, беспилотные системы.
The paper deals with the problems and ways of development of agriculture in the context of the program of development of the digital economy in the Russian Federation. The development of this sphere takes place within the framework of the formation of innovative technological basis of the national economy and building a new global economic ecosystem. The paper shows the exceptional capabilities of agricultural unmanned systems in solving the problem.
Key words: logistics, digital economy, agriculture, unmanned systems.
Развитие нашего отечества на ближайшие 20 лет в значительной мере задается Программой развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года, которая определяет основные направления государственной политики страны в этой области в целях соблюдения национальных интересов и реализации национальных приоритетов.
В документе указано, что он, наряду с ранее принятыми нормативными и правовыми актами, регламентирует сферу информационных и коммуникационных технологий применительно к формированию новой технологической основы отечественной экономики.
Из введения в Программу следует, что она является национальной и предполагает реализацию потенциала нового экономического уклада для отечественного благосостояния при полноценном участии государства в выстраивании новой глобальной экономической экосистемы.
О размахе предстоящей работы можно судить по заявлению Председателя Правительства России Дмитрия Медведева, которое он сделал 1 февраля 2019, участвуя в работе международного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии». Он сообщил, что Программа предусматривает создание практически всех компонентов экосистемы для роста цифровой экономики, а ее финансировании на ближайшие пять лет запланировано в объеме порядка 1,8 трлн. рублей.
Отрадно заметить, что среди основных направлений цифровой трансформация в документе среди других технологий в области взаимодействия с окружающей средой указаны беспилотные технологии.
Согласно Программе, беспилотные технологии – это комплекс, оборудованный системой автоматического управления, который может передвигаться без участия человека.
Анализ Программы показывает, что беспилотные технологии упомянуты в ней 9 раз, из них 6 раз в подразделе 5.1. AeroNet.
Согласно этому подразделу, над территорией РФ к 2035 году постоянно в режиме 24/7/365 могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики. Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем (БАС) составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.
Интересно отметить, что в параграфе 4.2.3. Цифровая трансформация сельского хозяйства нет ни слова об использовании беспилотных технологий.
По мнению авторов это свидетельствует о том, что разработчики Программы при ее создании не руководствовались логистическим подходом, который однозначно указывает на неразрывную связь всех логистических потоков.
Использование очевидных и не очевидных синергетических связей между потоками, которые позволяет выявить и, при необходимости, усовершенствовать современная логистика, позволяет существенно уменьшить время достижение поставленных целей, снизить расходы и добиться положительных эффектов в смежных отраслях.
Проиллюстрирует высказанные положения на примерах, касающихся темы данной работы.
Анализ текущих изменения природной среды на планете с логистических позиций позволяет констатировать большую вероятность увеличение засух в районах, поставляющих зерновые. Постоянный рост населения на Земле и возможное снижение предложения на мировом рынке зерна создают основу для развития этого направления в нашей стране. Рост населения планеты требует удвоить производство сельскохозяйственной продукции к 2050 году, в то время как ограниченность пахотных земель и их истощение обязывает находить более эффективные пути управления ресурсами и оптимизировать использование оборудования, агрохимикатов, семян.
Объективные предпосылки к этому в России есть, это, прежде всего, необрабатываемые посевные площади в удаленных и малообитаемых районах страны. Основным препятствием для введения этих угодий в хозяйственный оборот является отток трудоспособного населения из села. Среди многих причин этому способствующих, можно назвать тяжелый монотонный труд, свойственный широко используемым сегодня технологиям возделывания зерновых.
Очевидный способ решения задачи – привлечение из сопредельных государств людей согласных на такую работу решает проблемы развития этих государств, но тормозит развитие экономики России, поскольку мы вкладываем свои ресурсы в воспроизводство технологий вчерашнего дня.
Нам представляется целесообразным сосредоточить значительную часть финансовых средств, предусмотренных в ближайшие 5 лет для создания практически всех компонентов экосистемы цифровой экономики, на комплексной цифровизации растениеводства. Для этого в первые годы реализации Программы акцент в развитии беспилотных систем перенести на создание и освоение робототехнических комплексов для возделывания зерновых по методу точного земледелия.
Практическая отработка беспилотных систем на территории сельскохозяйственных угодий в отличие от дорог общего пользования или воздушного пространства городов будет сопровождаться минимальными рисками нанести вред кому-либо, что снизит издержки по уменьшению рисков, свойственных любым испытаниям.
К настоящему времени в нашей стране уже накоплен достаточный опыт прецизионного управления объектами, имеющими хороший доступ к сигналам сетевых спутниковых радионавигационных систем, включая дифференциальный их режим. Над сельскохозяйственными угодьями хорошо распространяются сигналы, несущие информацию о пространственном положении робототехнических комплексов и окружающей их обстановке.
Эти обстоятельства позволят уменьшить стоимость создания и эксплуатации отечественных робототехнических комплексов для возделывания зерновых по методу точного земледелия.
Опыт, накопленный при отработке таких комплексов, может быть легко распространен на транспорт для внутрихозяйственных перевозок, а затем адаптирован применительно к дорогам общего пользования.
Организационно такую работу с точки зрения современной логистики эффективнее осуществлять в рамках сельскохозяйственных районов опережающего развития, выбрав в качестве таковых, например, малонаселенные районы Дальнего Востока.
Комплексный характер цифровизации этих территорий позволит осуществить своеобразную Программу освоения целинных и залежных земель XXI века на новой технологической основе.
Наличие постоянно растущего спроса на зерновые со стороны Китая позволит сократить издержки на вывоз товарной продукции ее потребителю, с большой вероятностью привлечет китайские инвестиции в сельскохозяйственные районы опережающего развития.
Создание в сельскохозяйственных районах опережающего развития цифровизированных рабочих мест, отвечающих требованиям современной молодежи, даст возможность привлечь на Дальний Восток молодых амбициозных людей, способных по достоинству оценить возможности этой части России.
Изложенный в работе взгляд на роль сельскохозяйственных беспилотных систем в развитии цифровой экономики Российской Федерации дает возможность переосмыслить с логистических позиций последовательность действий по осуществлению стоящих перед страной в XXI веке задач.
Библиографический список:
1. Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А. Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 7-11.
2. Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. Учебник. В 3 томах. Том I. Информационные системы в логистике. - 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
3. Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. Учебник. В 3 томах. Том III. Эффективные технологии логистического менеджмента. - 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
4. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Управление цепями поставок и логистические аспекты использования беспилотного транспорта в точном земледелии//В сборнике: Логистика - евразийский мост материалы ХI международной НПК. 2016. С. 54-59
5. Григорьев М.Н. Технологии радиочастотной идентификации в логистических системах//В книге: Логистика: современные тенденции развития V Международная научно-практическая конференции: тезисы докладов. Ответственный редактор В. С. Лукинский, С. А. Уваров, Е. А. Королева. СПб., 2006. С. 65-68.
6. Григорьев М.Н., Бойко А.М., Дигусов Н.Н. Инновационно-логистический анализ отдельных перспективных направлений развития беспилотных систем//В сборнике: Седьмые Уткинские чтения Труды международной научно-технической конференции. 2016. С. 172-179.
7. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система для передачи информации, патент на изобретение RUS 2158967 03.07.1998
8. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система визуального воспроизведения информации с дистанционным управлением, патент на изобретение RUS 2133496 19.01.1998
9. Григорьев М.Н., Семичев П.М. Логистический подход к развитию телематических сервисов на основе данных от глобальных навигационных спутниковых систем//В сборнике: МОЛОДЕЖЬ. ТЕХНИКА. КОСМОС статьи и доклады IX Общероссийской МНТК. Сер. "Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ» №37", СПб., 2017. С. 320-324
10. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Инновационная роль беспилотного транспорта в развитии современной логистики и управления цепями поставок//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XIV Международной НТК. 2015. С. 133-136.
11. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика в стратегии инновационного развития РФ//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XI Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет"; Редколлегия: В. С. Лукинский (отв. ред.), Н. Г. Плетнева, С. А. Уваров. 2012. С. 326-329.
12. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система "НАВСТАР"//Зарубежная радиоэлектроника. 1980. № 8. С. 52-83.
13. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы//Зарубежная радиоэлектроника. 1989. № 1. С. 5-32.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019