Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 13:41:27
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Пути развития логистической инфраструктуры железнодорожного транспорта

Атаджанова Зулфия Сапарбаевна

Старший преподаватель Ташкентского  института инженеров железнодорожного транспорта

г. Ташкент, Узбекистан

E-mail: rasadullina@mail.ru

Мурадов Абдурахим Саипович

Старший преподаватель Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог

г. Ташкент, Узбекистан

E-mail: rasadullina@mail.ru

 

Ways of developing of logistics infrastructure of railway transport

Atadjanova Zulfiya Saparbaevna

Lecturer at Tashkent institute of Railway Engineers

Tashkent, Uzbekistan

Muradov AbduraKhim Saipovich

Lecturer at Tashkent institute of design construction

 and maintenance of automobile roads

Tashkent, Uzbekistan

 

Развитие логистической инфраструктуры считалась весьма актуальной проблемой на железнодорожном транспорте. В связи с этим, данный процесс требует функционально-структурный подход. Один из путей развития логистической инфраструктурына железнодорожном транспорте - является организация крупных центров грузовых перевозок на базе грузовых станций.

Ключевые слова:  логистика, инфраструктура,  сервис, вагонопоток, система

 

The development of logistics infrastructure was considered as a very urgent problem in railway transport. Therefore, this process requires functionally structured approach. One of the ways of developing logistic infrastructure in railway transport is organization of large freight traffic centers on the basis of freight terminal.

Key words: logistic, infrastructure, service, car traffic  system.

 

Деятельность транспорта республики Узбекистан в прошлом не осуществлялось в должной мере. Так как, изучение данного вопроса были направлены в основном на: касающихся на различные сферы деятельности транспорта; на обеспечение транспортной независимости Республики Узбекистан; реструктуризации железнодорожного транспорта, о ликвидации Министерства автомобильного транспорта и образовании Ассоциации автоперевозчиков, и т.д.

При этом все это осуществлялось в условиях, отсутствия комплексной программы развития транспортной системы республики с учетом развития логистической инфраструктуры. В результате, все виды транспорта пытались за истекшие годы интегрироваться в мировую транспортную систему. При этом не учитывались эффективность проводимых мероприятий, окупаемость капитальных вложений. В республике отсутствовал орган, который координировал деятельность всех видов транспорта. Применение логистических принципов установил сферу рационального применения каждого вида транспорта, разработал экономичный  механизм координации  В настоящее время интеграция республики в мировое экономическое пространство послужил толчком  к организации современных предприятий, технологий и форм управления во всех отраслях национальной экономики Узбекистана[4 c. 15].

Очередным решающим шагом интеграции республики в мировое экономическое пространство является Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года «Стратегии действий  по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах». В программе предусмотрено проведение активной инвестиционной политики, направленной на техническое и технологическое обновление производства, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.

Для выполнение поставленных задач в данном документе большое значение имеет развитие логистической инфраструктуры республики.По мнению авторов в области транспортной логистики  эффективность логистики напрямую зависит от инфраструктуры.

По территории республики Узбекистан проходит несколько транспортных коридоров. Анализ объемов перевозок грузов транзитам по территории страны показывает, что существующие возможности используются не на должном уровне. Основными причинами такого положения является недостаточное развитие инфраструктуры объектов транспортного рынка. Для улучшения качества оказываемых транспортных услуг соответствующих международным стандартам требует развития  логистической инфраструктуры [5, с.10].

Логистическая инфраструктура  - комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование системы закупок, поставок, хранения и доставки продукции до потребителя [1, с. 6].

Основными объектами логистической инфраструктуры являются:

- разветвленная сеть грузовых терминалов и многофункциональных терминальных комплексов для консолидации, сортировки, складирования и перевалки различных грузов;

- таможенные склады, склады временного хранения и другие инфраструктурные подразделения для таможенного оформления импортно- экспортных грузов;

- транспортные коммуникации;

- сеть СТОА, АЗС, охраняемых стоянок, мотелей и других объектов транспортно-логистического сервиса;

- объекты телекоммуникационной инфраструктуры и система транспортно-логистических центров и др. [2, с. 552].

Состояние логистической инфраструктуры республики оценивается следующими показателями:

- уровень развитиятранспортно-экспедиционных компаний;

- состояние региональных грузо-распределительных центров;

- уровень развития и дислокации  логистических центров;

- наличие3PL,4PLкомпаний;

- состояние товарных и фондовых бирж;

- состояние страховых организаций;

- уровень развития  информационно-аналитических центров;

-наличие консалтинговых компаний, центров дистрибьюции;

- уровень развития  предприятий транспорта и связи;

- наличие высших учебных заведений и центров по повышению

  квалификации кадров, т.е. логистов и т.д.

Реализация функционально-структурного подхода к развитию логистической инфраструктуры требует:

- определения объемов инвестиций и привлечения отечественного и зарубежного капитала;

- разработка целевой программы развития логистического инфраструктурного комплекса, исходя из определения минимального соотношения типов, видов и числа инфраструктурных элементов в региональном комплексе и их территориального размещения;

- комплексного учета всех факторов, определяющих необходимость развития логистической инфраструктуры и воздействующих на ее создание региональных составляющих (экономических, эколого-географических, организационных, производственно-технических) [5, с. 10].

Транспорт играет ключевую роль в развитии логистической инфраструктуры республики.В связи с этим по указу президента республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года № УП-5647 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта» и постановлению Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года № ПП-4143 «Об организации деятельности Министерства транспорта Республики Узбекистан» создано Министерство транспорта. В структуре министерства предусмотрена деятельность  центра изучения проблем по  развитию транспорта и логистики. Основная цель центра  является изучение  проблемы транспорта и логистики и разработка комплекса мер по их развитию.

Для достижения поставленной цели определены следующие первоочередные задачи:

-  формирование доступной и устойчивой транспортной логистической системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности и обеспечения условий для реализации потребностей в перевозках;

-  совершенствование  логистической  инфраструктуры транспорта;

-  разработка мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности железной дороги, а также повышение скоростей движения и уровня транспортного обслуживания;

-   внедрение современных механизмов организации перевозок и т.д.

В стратегическом развитииУзбекистана транспортная система, в частности железнодорожный транспорт имеет особое значение. За годы независимости в Узбекистане проделана большая работа по формированию новых стальных магистралей. На сегодняшней деньразвернутая    протяженность железнодорожных путей  по  республикесоставляет  4842,4  км., в том числе электрифицированных  2675,7  км станционныхпутей.АО  «Ўзбекистон темир йўллари» имеет развитую инфраструктуру так как, в последние годы уделяется большое внимание на развитие инфраструктуры данной отрасли.С целью обеспечения бесперебойной работы, улучшения деятельности и повышения рентабельности АО «УТЙ»в 2018 году осуществлены инвестиционные проекты на сумму  601,01 млн.долл.США (табл.1).

Таблица 1.

Источники инвестиционных проектов АО «УТЙ»

Проект

Сумма вложений (млн.долл.США)

Доля инвестиции от общей суммы

Новое строительство

415,11

69,1

Модернизация и реконструкция

126,74

21,1

Другие направления

59,16

9,8

Всего инвестиции

601,01

100

 

По нашему мнению важным направлением в развитии элементов логистической инфраструктуры, особенно в железнодорожной отрасли является создание центров грузовых перевозок в крупных транспортных узлах (грузовых станциях). В процессе изучения вопросов логистической системы зарубежных стран нами выявлено, что развитие региональных логистических структур дала возможность формированию логистической инфраструктуры в целом.

Например, в Западной Европе и США происходит процесс создания и расширения так называемых центров грузовых перевозок (ЦГП). Они открываются в районах крупных промышленных центров. Между ЦГП курсируют прямые маршрутные поезда по так называемой системе карго. С логистической точки зрения ЦГП, или их еще называют распределительными центрами (РЦ), имеют ряд преимуществ. Главные потери железных дорог – непроизводительные простои вагонов, достигающие 75 % времени оборота. Основные затраты приходятся на переработку вагонопотоков при их пропуске по сортировочным станциям, которая обходится в 8 раз дороже транзитного перемещения поездов. При использовании системы карго экономия достигает 90 %.Эффект от создания всего семи ЦГП и введения прямых грузовых поездов между семнадцатью крупнейшими промышленными центрами в Германии позволил сократить объем переработки вагоно-потоков на 65% и привлечь до 20% грузов с автомобильного транспорта. Закрытие в Японии всех 110 сортировочных станций для переработки вагоно-потоков и 388 грузовых станций привело к увеличению грузооборота железных дорог на 30 %[3, с. 86].

Зарубежный опыт можно применить в условиях железнодорожного транспорта Узбекистана.В составе АО “ЎТЙ»существует 6  региональных железнодорожных узлов (Ташкент, Коканд,  Бухара, Кунград, Карши, Термез).  В каждом региональном узле действует от 25 до 65 грузовых станций.

Таким образом, для развития инфраструктуры логистики на железнодорожном транспорте необходимо проводить комплексные мероприятия в части маркетинговых исследований, изучать территории  прилегающие к станциям. Для этого следует определить станции с большим объемом грузопотоков, расстояния между ними, состав грузов, их объем, маршрут следования, что даст возможность создания нескольких крупных грузовых центров.  При этом следует предусматривать оптимальное размещение  грузовых центров, т.е. для этого необходимо обеспечить площадью для выполнения технологических операций вагонов, складами, подъездными путями, средствами автотранспорта, погрузочно-разгрузочными механизмами, контейнерными и контрейлерными площадками. Это в свою очередь приведет к улучшению таких показателей как сокращение оборота вагона, своевременной подачи вагонов, качества оказываемых услуг и автоматизации перевозочного процесса.

 

Библиографический список:

1.                Дмитриев А.В. Логистическая инфраструктура: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2012. – 65с.

2.                Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И, Стерлигова А.Н. Логистика: Учебник.– М.: Эксмо, 2008.- 944с (Польный курс МВА)

3.                Балалаев, С. А. Транспортный сервис в грузовых перевозках: учеб. пособие / Хабаровск : Изд-во ДВГУПС,  2006. – 121 с.

4.                Асадуллина Н.Р. Роль логистики в повышении эффективности и росте конкурентоспособности предприятий В сборнике: Логистика - евразийский мост материалы 12-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 15-19.

5.                Асадуллина Н.Р., Павлов К.В. Транспортная логистика как фактор динамичного развития республики Узбекистан В сборнике: Логистические системы и процессы в современных экономических условиях Материалы Международной заочной научно-практической конференции.. 2013. С. 4-14.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1693
04.06.2019 05:08 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: