Асадуллина Наиля Рамильевна
к.э.н., доцент
Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,
г. Ташкент, Узбекистан
E-mail: rasadullina@mail.ru
Efficient regulation of logistic tools
Asadullina Nailya Ramilevna
PhD, associate professor
Plekhanov Russian University of Economics
Tashkent, Uzbekistan
В данной статье обосновывается эффективное регулирование логистических инструментов деятельности плодоовощного комплекса. Разработан механизм регулирования эффективности на основе инвестиционного, информационного и инфраструктурного обеспечения. Раскрыты инструменты логистического механизма регулирования и форм их взаимосвязи.
Ключевые слова: регулирование, инновация, стимулирования развития логистической цепи, применение логистических инструментов, конкурентной средой организации, мониторинга и регулирования.
This article substantiates the effective regulation of logistics tools of fruit and vegetable complex activity. A mechanism has been developed for regulating the efficiency on the basis of investment, information and infrastructure support. Tools of logistic mechanism of regulation and forms of their interrelation are revealed.
Key words: regulation, innovation, promotion of development of logistics chain, use of logistics tools, competitive organization, monitoring and regulation.
Эффективное регулирование представляет собой одну важнейших стадий управленческого цикла, вытекающую из того, что всякий самоуправляемый объект в инновационной экономики подвержен действию противоречивых тенденций. Таких как тенденция к организации, обеспечиваемая деятельностью объекта управления, и тенденция к дезорганизации, обусловленная, как правило, влиянием внешних факторов. Это, к примеру, приток инновационных элементов в систему, нарушающий организацию сложившихся взаимосвязей ее компонентов, формулировка новых задач, связанных с изменением существующего порядка и новым упорядочением системы управления, называемым на практике реорганизацией или инновационным периодом. Дезорганизация может быть и следствием недостатков в системе функционирования объекта управления.
В условиях постоянных возмущающих воздействий на систему задача субъекта управления состоит в том, чтобы посредством регулирования обеспечить или адаптацию внешних влияний, то есть включение их в рамки существующей организации, или их нейтрализацию. В результате система должна сохранять способность своей динамической устойчивости, относительного постоянства. Если перед системой ставятся новые задачи, то субъект управления должен перестраивать, реорганизовывать систему в соответствии с требованиями новых задач, используя для этого уже имеющиеся компоненты или сознательно вводя в объект управления новые элементы из окружающей среды. В случае, когда признаки дезорганизации, приводящие к нарушению нормального функционирования объекта, проявляются в самом субъекте, то субъект самореорганизуется, саморегулируется [1].
Наконец, при обнаружении препятствий в прохождении прямой и обратной информации эти препятствия устраняются, тем самым восстанавливаются связи объекта и субъекта регулирования.
Регулирование выступает в качестве важного и необходимого процесса не только потому, что предприятия плодоовощного комплекса вынуждены поддерживать состояние упорядоченности системы посредством адаптации или противодействия факторам дезорганизации и реорганизации в целях решения поставленных перед ними конкурентной средой новых задач, необходимой самореорганизации для преодоления недостатков в собственном функционировании, но и потому, что внешняя по отношению к транспортному комплексу среда, постоянно движется и развивается. Происходят существенные макроэкономические изменения, меняется рынок, инвестиционный климат, происходят инновационные процессы в технике и технологии производства, изменяются люди - повышается их квалификация, профессиональный и культурный уровень, национальный менталитет. Система регулирования должна своевременно улавливать все существенные изменения и соответствующим образом воздействовать на предприятия, чтобы обеспечить не только динамическое равновесие системы их функционирования, но и ее постоянное совершенствование, развитие [2,3,4].
Формы, методы и механизмы регулирования экономических объектов весьма разнообразны. В инновационных моделях рыночной экономической политики государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему. Обычно регулирование экономики осуществляется с помощью трех основных механизмов – рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования. Эти механизмы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, их соотношение весьма подвижно. На макроэкономическом уровне они должны обеспечить экономический рост и экономические пропорции, которые складываются в первую очередь под воздействием рыночного регулирования - механизмов конкуренции, свободного рынка. Их инструментами служат цены, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и др. Сложная система диверсифицированных рынков и товаров, капиталов, труда, валюты, ценных бумаг через складывающуюся на них систему меновых, курсовых сигналов направляет ресурсы в сферы их эффективного использования. Давление конкуренции, побуждая к инновациям, регулирует динамику издержек, качества продукции. Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют предприятиям осуществлять самонастройку применительно к императивам экономического роста, инновациям, быстро меняющимся внутренним и внешним условиям[5].
В условиях растущей диверсификации производства и интеграции предприятий в крупные многоотраслевые производственные конгломераты повышается роль кластерного регулирования развития и повышения эффективности таких крупных объектов как плодоовощной комплекс. Многоотраслевые конгломераты такого типа обладают высокой конкурентоспособностью, мощным воздействием на распределение ресурсов, структуру рынков и существенным влиянием собственной логистической системы на развитие всей экономики. Формы кластерного регулирования многообразны и базируются на сочетании иерархических принципов управления и контроля над ресурсами внутри многоотраслевых конгломератов, долгосрочных стратегий в области производства, маркетинга и логистики с образованием гибких и автономных производств, ячеек на микроуровне, налаживанием интеграционных связей между фирмами в инновационной сфере, инвестиционного, информационного и инфраструктурного обеспечения.
Государственное регулирование дополняет и корректирует действие механизмов рыночного и интеграционного регулирования, создает условия для их функционирования и нейтрализует связанные с ними негативные тенденции. В этих целях используется обширный арсенал средств административного и правового, прямого и косвенного регулирования в различных формах экономического регулирования, прежде всего на основе косвенных, кредитно-денежных регуляторов. Эта система регуляторов диктует правила экономического поведения субъектам рынка правила экономического поведения.
Вместе с тем, современные рыночные отношения, складывающиеся в конкурентной среде, требуют использования новых механизмов регулирования для повышения эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспортного комплекса. Этим новым механизмом может стать логистический подход. Он не отвергает иных механизмов регулирования – макроэкономического, финансового и т.п., но развивает и дополняет их. При этом выступая как важнейший способ саморегулирования деятельности предприятий антиэнтропийной направленности. В отличие от других механизмов регулирования он имеет свои собственные, присущие только ему инструменты и рычаги.
Однако они не однородны и делятся на две группы. В первую входят инструменты и рычаги общего характера. Они в определенной степени подобны такого же рода инструментам, используемым в иных механизмах. Вторую же группу образуют исключительно специфические элементы, присущие только логистике.
К первой группе относится программирование потоков (материальных, финансовых и информационных), предполагающее разработку стратегических и текущих программ формирования хозяйственных связей между предприятиями. А также организация потоков, включающая установление контрактных отношений, определение форм, условий и направлений поставок, в-третьих, обеспечение мониторинга материальных, финансовых и информационных потоков, в-четвертых, стимулирование создания эффективных потоков.
Вторая группа инструментов логистического механизма регулирования эффективности предприятий плодоовощного комплекса включает следующие элементы:
Ш реализация конкурентоспособной стратегии;
Ш ориентированное обслуживание потребителей;
Ш снижение издержек;
Ш стратегическое управление временем выполнения заказов;
Ш управление цепью поставок и запасами.
Раскрытие инструментов логистического механизма регулирования и форм их взаимосвязи позволяет сформулировать методологию формирования логистических потоков и анализа эффективности их реализации на предприятиях плодоовощного комплекса. Они вытекают, во-первых, из открытого принципа множественности воздействия на регулируемый объект и во-вторых, из интегрального влияния, определяющего синергетического воздействие на эффективность предприятий.
Таким образом, как мы полагаем анализ эффективности должен вестись на основе не одного, а целой системы критериев, при этом синергетический эффект достигается не суммой отдельных эффектов от реализации действия того или иного инструмента регулирования, а от упорядоченной эксплуатации дополнительных возможностей, возникающих при реализации всей совокупности логистических инструментов, синхронизации на базе этого индивидуальных, групповых и общих действий по регулированию материальных, финансовых и информационных потоков, достижения таким путем лучших результатов, чем это можно было бы сделать при применении каждого инструмента регулирования в отдельности. Иными словами, можно априори говорить о том, что общий эффект от запуска всего логистического механизма значительно превышает суммарный эффект от частного использования его инструментов.
Библиографический список:
1. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
2. Гордон, М.П., Логистика товародвижения: учебник / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. – Москва: Центр экономики и маркетинга, 2015. – 376 с.
3. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие / Е.А, Смирнова.– Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2016.– 120 с.
4. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. Учебник и практикум / В.Д. Герами, А.В. Колик. - М.: Юрайт, 2016. - 440 c.
5. А.Ф. Расулев, К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина. Экономика Узбекистана в условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве: РАН. ИНИОН. /Россия и современный мир М.: 2014. №3 (84) стр.157-168.
Материал
размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019