Регион: Выбрать регион
Сейчас: 11 декабря 11:20:52
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЛОГИСТИКА КАК МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА АГРОБИЗНЕСА

1bce4e50df38ff6bb19c41d90fdffc7a.jpgВот уже тринадцать лет подряд на берегах Енисея каждый год проходит международная научно-практическая конференция «Логистика - Евразийский мост». Заведующий кафедрой логистики Красноярского ГАУ, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии Валерий ЛУКИНЫХ не только стоит у истоков этого ежегодного мероприятия, но и является ее бессменным модератором. Он - наш собеседник. 

 КУДА ИДЕТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК        

  - Валерий Федорович, на конференции вы представили  доклад, подготовленный совместно с заместителем председателя правительства -  министром сельского хозяйства и торговли края Л.Н. Шороховым и ректором Красноярского аграрного университета Н.И. Пыжиковой. В чем суть доклада, какие проблемы вы и ваши соавторы пытались решить, готовя выступление...

- Человек всегда желает употреблять в пищу качественные продукты, приобретая их по наименьшей цене. Цель же тех, кто производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию, заключается в том, чтобы потребитель выбирал именно его продукт, а не тот, который произвел другой. Это противоречие было и будет всегда. Власти любого региона заинтересованы в том, чтобы его жители как можно больше покупали продуктов питания, произведенных на подведомственной им территории. Потому что в этом случае, конечно же, налогов больше поступит в местную казну, а главное люди, которые живут в этой местности, будут иметь больше возможностей для сбыта своей продукции и, соответственно иметь больший доход.

Красноярский край вполне приличный для ведения сельского хозяйства, развития пищевой и перерабатывающей промышленности регион. Пищевая переработка представлена всеми ключевыми производствами: молочным, мясным, рыбным, мукомольно-крупяным, хлебобулочным, кондитерским, макаронным, овощеконсервным, пивобезалкогольным, масложировым. Более того, год от года сельчане и переработчики сельхозпродукции наращивают объемы производства. Однако сбыт их продукция находит не всегда. Жители края, по имеющимся оценкам, на 50-70 процентов потребляют продукты питания, произведенные в других регионах или за рубежом. 

Причем импортная  продукция отнюдь не лучше по качеству той, что произведена в нашем крае. Именно крупные федеральные бренды особенно грешат тем, что, пытаясь снизить цену, сознательно ухудшают качество продукции. Но потребитель выбирает то, что дешевле. В итоге продукция местного производства остается, как бы, не у дел. Горько это сознавать, но до 30 процентов первичной овощной продукции, производимой  в крае, не доходит до потребителя, банально гниет, уходит в навоз или попросту выбрасывается.  

ТОРГОВЫЕ СЕТИ ПРАВЯТ БАЛ  

- В чем же причины сравнительно низкой конкурентоспособности местных производителей?

- Одна из главных причин - действующая сегодня система торговли продовольствием.  С 2012 года Красноярский край является лидером среди субъектов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли. В 2017 году оборот розничной торговли в крае составил порядка 515 миллиардов рублей. Свыше 45 процентов от этой суммы - это торговля продуктами питания.

Рынок Красноярского края активно насыщается розничными торговыми сетями. На местные рынки выходят как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки в любом широкомасштабном городе России, так и открываются локальные торговые сети. Крупные форматы торговли (торговые центры, гипермаркеты, торговые сети) вытесняют объекты поменьше (малый и средний бизнес). Причем этот процесс идет очень быстро.

Возьмем, к примеру, город Красноярск. Если в  2015 году на крупные розничные торговые сети здесь приходилось 45 процентов продовольственного рынка, то в 2016 году - почти 53 процента. Доля же муниципальных (кооперативных) рынков, где может найти сбыт продукция малого бизнеса,  за этот период сократилась с 2 до 1,3 процентов. 

Мы провели анализ цен на продовольствие.  На рынках цены не ниже, чем в торговых сетях. По большому счету именно торговые сети задают на рынке правила игры. Им не с руки работать с малым бизнесом, который не может дать большие объемы. Они предпочитают работать с крупными агрохолдингами. В итоге продукция, произведенная фермерами и личными подсобными хозяйствами,  на прилавки торговых сетей практически не попадает.  

- Где же эта продукция находит сбыт?  

- Проблемы со сбытом есть. В целях развития региональной товаропроводящей инфраструктуры и улучшения доступности для населения свежих продуктов краевые власти  совместно с органами местного самоуправления организуют ярмарки, расширенные распродажи, мини-базары, на которых представлена, в основном, продукция краевых сельхозтоваропроизводителей, в том числе граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.

Данные мероприятия позволяют населению покупать продукцию  по ценам ниже рыночных на 10-15 процентов, и являются дополнительными каналами сбыта для краевых товаропроизводителей. Количество мероприятий  растет. Так, на  2017 год было запланировано 5000 мероприятий, а реально проведено  на 8 процентов больше. Однако эффективность подобных акций, увы, снижается. В 2009 году оборот розничной торговли на рынках составил 24 млрд. рублей, а в  2016 году - только 6,8 млрд. рублей.  

В это же время продажи  в торговых сетях выросли в три раза - с 67,2 до 172 млрд. рублей. Даже индивидуальные предприниматели увеличили объемы продаж с 122 до 192 млрд. руб. Можно сказать, что розничные рынки и ярмарки - это не перспективное направления  для развития регионального рынка сбыта. Нужно искать другие пути.  

ЛОГИСТИКА ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ  

- И где же выход?
   

- Один из путей решения вопроса - логистика. Важнейшая проблема существующей региональной логистической системы на продовольственном рынке - это недостаточное развитие интеграционных отношений в сфере АПК для  обеспечения заготовки, переработки сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителя. Когда предприятия грамотно объединяют усилия для решения общих задач, то они, как правило, выигрывают.

Приведу один очень яркий пример. Во второй половине прошлого года около 40 красноярских предприятий агробизнеса  скооперировались вокруг торговой марки «Енисейский стандарт». И сразу получили результат. В последнем квартале пошлого года объемы продаж участников этой ассоциации выросли на 30 процентов.

Соответственно стоит задача таким образом спроектировать логистическую сеть АПК края, чтобы все ее участники от фермера и главы личного подсобного хозяйства  были связаны, как говорится, одной цепью, имели условия для эффективного сбыта своей продукции. Для этого необходимо создать отлаженную систему по сбору продукции  у   производителей,  ее транспортировке на перерабатывающие предприятия и оптово-распределительные центры как районного, так и межрайонного  и регионального уровня, в точки продаж. Решение этой задачи по управлению товарными потоками требует большой аналитической и организаторской работы. Но в целом эта проблема решаема.

По имеющимся аналитическим наработкам,   применение научно обоснованных методов логистики при формировании и совершенствовании логистической сети продукции АПК края позволит снизить затраты на ее производство и доставку потребителю на 20 процентов, уменьшить объем товарных запасов на 30-70 процентов, сократить время обращения товаров на 20-50 процентов. Все это приведет к появлению конкурентных изменений цен продовольственной продукции участников логистической сети Красноярского края в благоприятную для населения сторону. Товаропроизводители получат возможности для расширения объема продаж, а население - качественную продукцию по более низкой цене.         

Таким образом, логистическая сеть  АПК региона    выступит  как один из важных  механизмов  развития экономической системы Красноярского края в интересах сельхозтоваропроизводителей и жителей региона. В конце марта этот проект, после обсуждения на Губернаторском совете, был поддержан губернатором края Александром Викторовичем Уссом.  Так что есть надежда, что он будет в ближайшие три года реализован.  

- Есть ли аналоги этому проекту в России и в мире?

- Прямых аналогий найти невозможно. Очень интересные наработки по попыткам объединения усилий фермеров через кооперирование и на этой основе выстраивание их взаимоотношений с торговыми сетями есть в Словении. В России же, по нашей информации, подобных проектов нет.  

КАДРЫ РЕШАЮТ МНОГОЕ                  

- Как стать логистом?


- Логистика - системная наука и системный образ действий в бизнесе и в жизни людей. Это комплексная наука - мы ее называем - пять специальностей в одной, а именно, специалист по логистике обладает умениями руководителя  отдела снабжения, отдела сбыта, транспортного отдела, информационного отдела, производственного отдела. Такие отделы есть в любом предприятии, поэтому спектр трудоустройства широкий. 

Стать логистом можно в любом возрасте. Для школьников - надо поступить в бакалавриат на направление Менеджмент - профиль Логистика в Красноярский государственный аграрный университет. Можно поступить на очное или заочное  отделения. Для тех, кто имеет  высшее образование, можно поступить в магистратуру  на программу «Логистика и управление цепями поставок» в Аграрный университет, либо в СФУ. Разницы нет, так как программы обучения похожие.

Для профессионалов бизнеса можно повысить свою квалификацию на  программе дополнительного профессионального образования «Логистика» в течение одного года. Тем, кому нравится  заниматься исследованиями, и он хочет стать  кандидатом наук или доктором наук, можно поступить в аспирантуру по экономике на профиль Логистика  в аграрном университете. Такого комплекса образовательных услуг   по Логистике нет ни в одном университете Красноярска  и Сибири. Так случилось, что центр логистического образования сосредоточился в центре Красноярска, на ул. Мира,90, на кафедре Логистики Красноярского государственного аграрного университета.

Владимир КРУТИКОВ       

Количество просмотров: 1001
19.05.2018 05:28 | rootблог автора

Еще публикации:


Комментарии

Оценка публикации: пока не оценили
Комментариев к этой публикации нет.

Чтобы оставить свой комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.







Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама