Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 21:41:15
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Принципы деловой логистики в цепях поставок

Яковлева Анна Владимировна
магистрант 2 курса,
Петербургский государственный университет
путей сообщения императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mailyakov-anyutka2013@yandex.ru
Научный руководитель – Слободчиков Николай Александрович
к.в.н., профессор, доцент кафедры Логистика и коммерческая работа,
 Петербургский государственный университет
путей сообщения императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mailkola_slob@mail.ru

Существует не менее двадцати определений логистики. Большинство из них, используемых в России, определяют логистику как науку о планировании и управлении грузопотоками. Такие определения не объясняют, в чем состоит новизна логистического подхода, так как грузопотоки всегда планировались и всегда ими более или менее успешно управляли, а определение логистики только как науки о планировании оставляет за пределами рассмотрения материальные процессы осуществления реальных перевозок грузов.

Можно дать более точное и емкое определение логистики.

Деловая логистика это комплексная система методических правил и технических средств и действий, обеспечивающих планирование и организацию эффективных грузопотоков, управление ими и их осуществление с целью, соответствующей стратегии предприятия и потребностям рынка товаров определенного (целевого) сегмента экономики.

Цепь поставок, так же как любая логистическая цепь, оперирует грузопотоками, эффективная передача которых и является конечной целью и цепи поставок, и логистической цепи [2, c.13].

В упрощенном представлении грузопоток – это процесс перемещения грузов в пространстве и во времени из пункта А в пункт Б.

Однако грузопоток характеризуется многими параметрами, в том числе такими:  род груза; дальность перевозок, пункты отправки и назначения; используемый вид транспорта; {Qi} – количество грузов (т, шт., м3, руб.), перевозимых за единицу времени (год, месяц, сутки, час); размер транспортной партии; число наименований грузов в транспортной партии; тип и параметры транспортной тары и упаковки;тип и параметры укрупненных грузовых транспортных единиц; интервалы времени между прибытием и отправлением транспортных  партий; закономерности изменения параметров (постоянные, случайные) [1, c. 21].

Все логистические системы, в том числе и цепи поставок, формируются на основе следующих методических принципов, составляющих основу теории деловой логистики.

1.     Системность построения и анализа.

2.     Главное – потребности рынка товаров и услуг (работа на потребителя).

3.     Приоритет распределения товаров перед их производством (не производить товары, которые не найдут спроса на рынке).

4.     Оптимальный уровень обслуживания клиентов.

5.     Семь необходимых для потребителя элементов товара: ТКВМКС-Ц (Т – нужный товар, К – в нужном количестве, В – в нужное время, М – в нужном месте, К – нужного качества, С – в нужном состоянии, Ц – по приемлемой цене).

6.     Проведение анализа всей логистической цепи при совершенствовании отдельного ее звена.

7.     Тянущая система анализа логистической цепи – с конца процесса в направлении, обратном направлению грузопотока.

8.     Сравнение всех конкурентоспособных вариантов по экономическим показателям.

9.     Знание и использование стоимости каждой логистической операции (информационной и материальной).

10.   Полная информация о товарах, рынке, потребителях, транспорте, складах, партнерах.

11.   Отношения с партнерами на основе учета интересов и компромиссов.

12.   Принятие всех решений в соответствии со стратегией предприятия.

13.   Использование локальных принципов: cоздание службы логистики на предприятии, подбор компетентных кадров, учет всех мелочей и т. д.[1, с. 22].

Далее обсуждаются основные методические принципы деловой логистики, позволяющие успешно решать проблемы, связанные с организацией продвижения грузопотоков от изготовителей до потребителей, на примере некоторого производственного предприятия.

Первый принцип – это системное построение деловой логистики предприятия на основе методологии общей кибернетической теории систем с фиксированием основных моментов системного подхода: цели создания системы деловой логистики; обоснованного выбора ее элементов и структуры, направленных на достижение поставленной цели; функционирования этой системы, ее взаимодействия с внешней средой; анализа результатов деятельности и сравнения его с поставленной целью [3,  с. 24].

Второй принцип деловой логистики состоит в том, что главное в процедуре организации грузопотока – это учет потребностей рынка. Не нужно организовывать грузопоток, затрачивать на него ресурсы и усилия, если нет полной уверенности в том, что эти товары будут востребованы рынком, найдут сбыт своего потребителя. Для того чтобы убедиться в этом, предварительно на этапе планирования и организации грузопотока исследуют потребности рынка. Кроме этого, делают расчеты возможных объемов продаж товара, чтобы убедиться, что окупятся затраты на производство этого товара, и может быть получена прибыль, достижение которой является основной целью системы деловой логистики.

Третий принцип деловой логистики состоит в том, чтобы обеспечить доставку потребителям товаров с шестью нужными для них характеристиками по приемлемой цене. Этот принцип можно обозначить так: ТКВМ – КС – Ц, где Т – доставка нужных товаров; К – доставка товаров в нужном количестве; В – доставка товаров в нужное для потребителя время; К – доставка товаров нужного качества; С – доставка товаров в нужном состоянии; Ц – доставка товаров по согласованной, приемлемой для клиента цене.

Четвертый принцип деловой логистики утверждает приоритет распределения товаров над их производством, то есть считается важнее спланировать и предусмотреть распределение и сбыт товаров, чем их изготовить. На первый взгляд, это кажется некоторым парадоксом или недоразумением, так как представляется, что главное – изготовить товары, чтобы они были в наличии, а уж потом их как-нибудь можно продать. В действительности ненужные товары, не соответствующие по каким-либо параметрам потребностям рынка, не найдут своего потребителя на рынке или будут проданы по пониженной цене и таким образом приведут к убыткам. На их изготовление были затрачены некоторые ресурсы (время, пространство, материалы, труд, энергия, деньги), которые не окупятся, что не позволит начать новый цикл деловой логистики (приобретение материалов, производство) без дополнительных затрат. Коротко говоря, этот принцип деловой логистики заключается в следующем: не нужно производить ненужные товары.

Пятый принцип деловой логистики заключаются в том, что необходимо выбирать оптимальный уровень обслуживания клиентов (под клиентом здесь и далее подразумевается любой потребитель товаров, работ, услуг, предлагаемых предприятием на рынок). На первый взгляд, кажется, что в соответствии со вторым принципом деловой логистики, чем выше уровень обслуживания, тем больше расходы на изготовление и доставку товаров потребителю, а, следовательно, и выше цена товаров. Поэтому следует выбирать обоснованное компромиссное решение по уровню обслуживания: он должен быть не очень низким  и не слишком высоким.

Шестой принцип деловой логистики состоит в том, что анализ логистической цепи следует вести с конца процесса, то есть от пункта прибытия или назначения грузопотока и в направлении, обратном грузопотоку. Этот принцип корреспондирует со вторым принципом – о том, что при планировании грузопотока следует исходить из потребностей рынка товаров и услуг. Также и каждая логистическая операция в цепи должна проектироваться так,  чтобы наилучшим образом отвечать потребностям и условиям последующих операций (по ходу грузопотока).

Седьмой принцип деловой логистики заключается в том, что при совершенствовании или проектировании заново какого-либо отдельного звена логистической цепи следует рассматривать не изолированно это звено, а всю логистическую цепь (начиная с конца процесса в соответствии с предыдущим принципом) и проанализировать, как изменения в одном звене логистической цепи повлияют на весь грузопоток и общие результаты логистического процесса.

Восьмой принцип деловой логистики рекомендует выполнить расчеты и использовать в технико-экономических обоснованиях решений по организации грузопотока стоимость каждой элементарной логистической операции как в материальной подсистеме грузопотока, так и в подсистеме его информационного обеспечения. Такими элементарными операциями в материальной подсистеме могут быть разгрузка одного вагона или автомобиля, формирование транспортного пакета, складирование 1  т груза в течение одного дня и т. д., а в информационной подсистеме – проведение переговоров, выполнение расчета, заключение договора.

Девятый принцип деловой логистики заключается в том, чтобы выбирать варианты логистической системы на основании сравнения их технико-экономических показателей. Таким образом, следует не просто рассматривать различные возможные варианты технических и организационных решений, а определять по ним технико-экономические показатели (используя, в частности, и стоимости отдельных логистических операций, упомянутых при изложении восьмого принципа) и на основании их сравнения выбирать оптимальные решение и вариант.

Десятый принцип деловой логистики состоит в том, что все решения по планированию и организации грузопотоков должны соответствовать стратегии предприятия, которая включает в себя совершенствование номенклатуры продукции, отношение к товарным рынкам, конкурентам, другим предприятиям, ценовую политику, текущее и перспективное состояние самого предприятия, корпоративную этику (внутреннюю и внешнюю).

Одиннадцатый принцип деловой логистики говорит о том, что нужно иметь и использовать наиболее полную информацию о товарах, грузопотоках, изготовителях товаров, потребителях товаров, транспортных и складских предприятиях, возможных торговых посредниках, конкурентах, банках и страховых компаниях, изготовителях подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, поддонов и других средств пакетирования тары и упаковки, строительных организациях, законах и нормативных актах.

Двенадцатый принцип деловой логистики заключается в том, что при организации и осуществлении грузопотоков необходимо создавать и поддерживать деловые, партнерские отношения с другими предприятиями – участниками логистической цепи на основе учета взаимных интересов и компромиссов. Явное противодействие друг другу участников логистического процесса приводит к дополнительным препятствиям и задержкам логистического процесса, конфликтным или даже враждебным отношениям, в условиях которых становится все труднее организовать эффективные грузопотоки.

Рассмотрение компонентов и основных принципов деловой логистики показывает, что проектирование и организация систем деловой логистики требует специалистов очень высокой квалификации, широко эрудированных во многих областях техники, производства, транспорта, экономики и финансовой деятельности.

 

 Библиографический список:

1.      Маликов О. Б. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.

2.     Маликов О.Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О.Б. Маликов .— М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2014. – 537 с.

3.     Маликов О. Б. Деловая логистика. – СПб.: Политехника, 2003. – 223 с.


Количество просмотров: 1865
теги:
07.05.2018 19:53 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама