Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 12:50:23
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Особенности процесса планирования закупок на предприятии

Чуднова Мария Андреевна
Бакалавр 4 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mailchudnovamaria@gmail.com
Научный руководитель – Лукиных Юлия Валерьевна
 к.п.н, доцент,
Красноярский институт экономики,
г. Красноярск, Россия
E-mailyulla@bk.ru

Любое предприятие, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, - службу снабжения. Служба снабжения одновременно является: а) элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие; б) элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия [4].  

Служба снабжения выполняет важную для всей компании функцию -обеспечивает компанию товарами. Ежедневно формируя заказы, данная служба принимает множество тактических сиюминутных решений: сколько товара положить в машину, чем заменить при его отсутствии, нужно ли везти сейчас этот товар или отложить его до следующей партии и т. д. Служба снабжения выполняет ежедневную работу по формированию и оптимизации ассортимента компании.

Процесс планирования закупок, осуществляемый службой снабжения, в большой степени влияет на конкурентоспособность фирмы. Если эта область логистики выполняется не в полном объеме, компания рискует потерять своего потребителя. Потребитель же, в свою очередь остается без нужного сырья, готовой продукции или услуги к нужному сроку, нужного качества, в нужном количестве и по нужной цене [1].  

К целям планирования закупок продукции относят:

1) снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;

2) поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;

3) координацию графика доставки и плана по производству.

При планировании снабжения необходимо определить: какие материалы требуются; количество требуемых материалов; время, когда они понадобятся; возможности поставщиков; требуемые площади собственных складов; затраты на закупки; возможности организации производства некоторых деталей на собственном предприятии цене [5].

При разработке плана закупок продукции учитывают следующие параметры и факторы:

 1) минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;

 2) скидки при изменении объема поставляемой продукции;

3) ограничения по времени (срок годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;

4) местонахождение поставщика. Если поставщик зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;

5) надежность поставщика. В случае, если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;

6) ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков [2].

Существует много методов и программных продуктов планирования закупок. Рассмотрим некоторые из них.

1. Метод «Канбан» – процесс бережливого производства, разработан в Японии. Этот метод учитывает потребность, возникающую на конечном этапе производства. По системе канбан производство осуществляется в соответствии со следующим правилом: подразделения предприятия снабжаются ресурсами в конкретном количестве и к четко определенному сроку, необходимому для выполнения заказа.

2. Система планирования материальных потребностей. Охватывает планирование на трех уровнях. Предварительный уровень – на основе опыта предыдущих периодов. Текущий уровень – выясняется при распределении сырья по производственным участкам. Будущий уровень – на основе тенденций роста производства и продаж.

3. Метод «точно в срок» («just in time»). С помощью этого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы.

 4. Система запросов. С поставщиками заключаются типовые договоры поставки на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

5. Электронно-информационный метод коммуникации клиента и поставщика. Работает на основе автоматической передачи заявок от клиента к поставщику через интернет, когда запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении. Современная технология учёта данных позволяет системе получать в 100 раз больше информации, чем при традиционной системе карточек «Канбан». Помимо увеличения объема информации, доступной поставщикам, новая система поваляет сократить время выполнения заказа [6].

 Выбор метода планирования закупок зависит от требований конкретной компании и сложившихся условий. На практике ситуация может быть настолько сложна, что требуется применение не одного, а нескольких методов планирования закупок для разных видов закупаемых ресурсов. Нет одного решения всех проблем, однако можно сказать, что выбранный для применения метод планирования закупок должен максимально гармонично соединить все плюсы существующих методов: так спланировать закупки, чтобы объем производства был соизмерим с объемом запасов в сочетании с минимизацией затрат на ведение закупочной деятельности. Для этого необходимо максимально точно прогнозировать спрос на готовую продукцию и выбрать такую политику планирования закупок, которая бы позволяла сглаживать колебания этого спроса, для чего, в свою очередь, нужно постоянно отслеживать состояние закупок и запасов, анализировать применяемые методы планирования и, в случае необходимости, менять и комбинировать их, а также вести статистику срывов для ее последующего учета [3]. 

Таким образом, эффективный процесс планирования закупок на предприятии способствует улучшению взаимоотношений с поставщиками и повышению качества закупаемых товаров, снижению издержек и времени на транспортировку материальных ресурсов, повышению эффективности управления материальными потоками и достижению производства высококачественных продуктов по конкурентным ценам [4].

Библиографический список:

1. Значение и сущность процесса планирования закупок. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.macro-econom.ru/economs-3639-1.html

2. Пахомова  А.В., Астафьева Н.В. Логистика организации процесса закупок: инновационный подход / А.В.Пахомова, Н.В. Астафьева. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005.

3. Планирование закупок как центральный элемент процесса планирования деятельности производственного предприятия.  [Электронный ресурс] -Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-zakupok-kak-tsentralnyy-element-protsessa-planirovaniya-deyatelnosti-proizvodstvennogo-predpriyatiya

4. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И.   Сергеев - М.: ИНФРА-М, 2013.

5.Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р.Сток, Д.М.Ламберт - М.: ИНФРА-М, 2005.

6.Шепелева А.Ю. Шпаргалка по логистике. Ответы на экзаменационные билеты — М.: Аллель-2000, 2005. 


Количество просмотров: 2626
теги:
07.05.2018 19:28 | qazaблог автора

Еще публикации: