Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:02:10
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Торговые сети Красноярского края: тенденции и перспективы развития

Чистякова Мария Александровна
магистрант 2 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail86731994@mail.ru
Научный руководитель – Пантелеев Владимир Иванович
к.и.н., доцент,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: vpanteleev@yandex.ru

Одной из основных целей торговли является максимально полное удовлетворение потребностей населения в потребительских товарах высокого качества по доступным ценам. Посредством торговли осуществляется рыночное уравновешивание товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. В настоящее время развитие торговли в Красноярском крае напрямую зависит от укрепления позиции торговых сетей.

По данным министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, за 2016 год в крае было открыто более 40 супермаркетов и гипермаркетов, более 260 магазинов шаговой доступности. Более 20 торговых объектов по продаже продукции собственного производства[5].

В Красноярском крае организована система взаимодействия с торговыми сетями разных форматов и региональной подчиненности. В 2016 году заключены соглашения с сетевыми торговыми компаниями, пришедшими на потребительский рынок Красноярского края («Магнит», «Холидей»).

Оценочно по итогам 2016 года доля производителей края в общем объеме товарооборота продовольственных товаров достигла в сетях в среднем 35-40 %.

Всего объем розничной торговли торговых сетей в Красноярском крае вырос на 22,4 % (120 млрд рублей). Доля торговых сетей в общем объеме товарооборота края составила 23,9 % (в 2015 году – 19,4 %). Активное развитие показывали как региональные сети, так и федеральные.

Так, ГК «Командор» в 2016 году открыто более 25 торговых объектов (супермаркеты «Командор», дискаунтеры «Хороший», гипермаркеты «Аллея»); «Енисейской торговой компанией» открыто порядка 15 новых точек розничной торговли (гастрономы «Красный Яр», дискаунтеры «Батон»). Федеральной сетью «Лента» введены в эксплуатацию 2 гипермаркета в 2016 году и еще 3 гипермаркета в 2017 году.

Региональными торговыми сетями начато развитие в малых городах края, что позволило повысить для населения доступность качественного сервиса, а также расширить ассортимент доступной продукции, в том числе краевого производства.

Согласно данным статистики на начало 2017 года, в Красноярском крае торговля обеспечивает сферу конечного потребления товаров населением общей численностью порядка 2 875,3 тыс. человек. При этом удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике – 16,6 %.

Красноярский край с 2012 г. находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа по обороту розничной торговли, который в первом полугодии 2017 года составил 333,5 млрд рублей (152,1 млрд. рублей – пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия; 181,4 млрд. рублей – непродовольственные товары), занимает лидирующие позиции, и имеет большой потенциал для развития отрасли. В 2015 году  доля оптовой и розничной торговли в формировании ВРП составила 7,2 %[5].

Оборот розничной торговли на душу населения по итогам 2016 года составил 174,6 тыс. рублей на человека, что на 5,4 % больше чем по итогам 2015 года (165,1 тыс. рублей).

На 31 декабря 2016 г. на территории края действует 20,86 тыс. торговых объектов (не считая аптек и заправочных станций). На долю Красноярска приходится более 6,49 тыс. торговых объектов.

Рынок Красноярского края активно насыщается розничными торговыми сетями. На местные рынки выходят как федеральные сети, которые имеют свои торговые точки в любом крупном городе России, так локальные торговые сети. Открываются торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, магазины формата "Cash & Carry", торгово-развлекательные комплексы).

Следует отметить, что с каждым годом все больше товаров в крае реализуется через розничные торговые сети, так как сети являются одним из крупных и современных сегментов рынка[1].

Крупные форматы торговли (торговые центры, гипермаркеты, торговые сети) вытесняют более мелкие  (малый и средний бизнес), вызывая диспропорции в развитии форматов торговли. Недостаточное многообразие форматов препятствует созданию комфортной потребительской среды, и негативно влияет на уровень конкуренции в сфере торговли. Жители городских округов Красноярского края пользуются в среднем двумя-тремя торговыми форматами. В поселениях Красноярского края ситуация намного хуже.

В современной торговле наблюдается активное развитие коллективных логистических цепей, которые, в большинстве случаев, представлены сетевыми компаниями. Среди основных тенденций развития как зарубежного, так и отечественного ритейла, к наибольшей конкурентоспособности приводит создание сбытовых сетей с привлечением товаропроводящих мощностей поставщиков и производителей и строительством собственных распределительных логистических центров.

За прошедшие годы на продуктовый рынок Красноярского края зашли несколько крупных федеральных ритейлеров – питерские сети «Окей» и «Лента», краснодарский «Магнит», немецкая оптово-розничная сеть «Метро» формата Кэш энд Керри. Федеральные сети существенно потеснили местные региональные сети, ужесточив конкуренцию за покупателя, а также внесли корректировки в развитие бизнеса в Красноярске[2].

Согласно данным министерства промышленности, энергетики и торговли края, за период с 01.01.2017 по 16.10.2017 проведено 5082 мероприятия (ярмарки, расширенные распродажи, мини-базары), что составляет 101,7 % к числу запланированных на весь 2017 год (5000)[5].

    Основные тенденции и перспективы развития торговли в крае изложены в проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Так согласно данный стратегии, к 2030 году на потребительском рынке края в результате развития торговой и логистической инфраструктуры, реализации мер, направленных на продвижение продукции местных товаропроизводителей (в том числе путем развития ярмарочной, рыночной и развозной торговли, потребительской кооперации) будет выстроена система, обеспечивающая баланс интересов всех участников отношений в сфере торговли:

 - потребителя, который в условиях развитой конкурентной среды, будет иметь свободу выбора и возможность в удобном для себя месте приобретать товары, в первую очередь отечественного и местного производства, на свой вкус, по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и организаций, осуществляющих розничную торговлю;

 - производителя качественной, безопасной и востребованной продукции (как крупных, так и малых субъектов предпринимательства), у которого будет иметься возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар;

 - субъекта торговой деятельности (в том числе и ее оптового звена) выполняющего функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслирующего производителю запросы и предпочтения потребителей, который будет иметь возможность открывать, вести и расширять свой торговый бизнес в комфортных условиях, созданных, в том числе государством;

 - государства, осуществляющего разработку и реализацию государственной политики в области торговой деятельности с учетом необходимости соблюдения интересов граждан;

- развитие логистической инфраструктуры, включая строительство оптово-распределительных центров поставок, осуществляющих прием, хранение, предпродажную подготовку и формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;

Планируется оказание содействия развитию краевой потребительской кооперации, через различные форматы торговли (включая собственную оптовую и розничную торговлю), обеспечивающей продовольственное снабжение населения, в том числе и экологически чистыми дикорастущими плодами, ягодами, орехами, грибами и другими пищевыми лесными ресурсами, а также занимающейся доставкой товаров первой необходимости в удаленные от центров поставок сельские населенные пункты, содействие в организации поставок традиционных для северных территорий края продуктов питания, таких как оленина, северная рыба, ягода и пр., в города и районы края и за его пределы, в том числе через создаваемые оптово-распределительные центры поставок и развитие малых и средних субъектов торговой деятельности[4].

Результатами развития потребительского рынка края к 2030 году должно стать:

- увеличение фактической обеспеченности населения муниципальных образований площадью торговых объектов до 1150 кв.м на 1 тысячу населения или на 32% (2014 год – 870 кв.м), что повысит доступность продовольственных и непродовольственных товаров для населения в добросовестной конкурентной среде;

 - организация розничных рынков, осуществляющих реализацию сельскохозяйственной и иной продовольственной продукции, доведение к 2030 году их числа до 45 единиц;

- увеличение доли товарооборота, приходящегося на розничные рынки и ярмарки, в общем объеме оборота розничной торговли на 10% (с 2,6% до 12,6%);

- развитие логистической инфраструктуры, в том числе за счет строительства и организации оптово-распределительных центров поставок в четырех городах края (Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск);

- развитие сети магазинов «шаговой доступности», увеличение их количества до 6 тысяч к 2030 году;

- развитие развозной торговли, как формы собственного дополнительного или основного канала сбыта для краевых товаропроизводителей, а также обеспечения жителей удаленных от центров поставок сельских населенных пунктов товарами первой необходимости;

- обеспечение качества и безопасности приобретения и потребления товаров жителями и гостями края путем стимулирования выпуска качественной продукции местными товаропроизводителями, а также недопущения ввоза на территорию края и попадания в оптовую и розничную торговлю контрафактной продукции, представляющей угрозу жизни и потери здоровья, в особенности суррогатов алкоголя[4].

Управление логистикой торговой компании заключается в создании и налаживании такой системы управления товарными потоками и связанной с ними информацией, которые служили бы основой выполнения корпоративной стратегии фирмы. Предназначение логистики в типичном торговом предприятии должно рассматриваться через призму качества обслуживания покупателей, наличия издержек и достижения оперативных целей. Взаимосвязь логистики, как со стратегическим видением бизнеса, так и с традиционными функциями розничной торговли[3]. Поэтому подводя итоги, следует сказать о том, что повышенные требования, предъявляемые к качеству выпускаемых и реализуемых в крае продуктов питания, меры стимулирования, направленные на выпуск местными товаропроизводителями безопасной и качественной продукции, позволят не только обеспечивать жителей края полноценными продуктами питания, но и будут способствовать развитию здоровой конкуренции.

Библиографический список:

1. Пантелеев В.И. Логистическая логика торговли// Красноярский рабочий. - 2016. - 22 июня.

2. Семеновская М.А. Лукиных В.Ф. Обзор распределительных цепей в торговых сетях Красноярского края//  Логистика – евразийский мост: мат-лы 11-й Международ. науч.-практ. конф. (28-30 апреля 2016 г., Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Ч.1. –Красноярск, 2016. – С. 125-129.

3. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / [Текст] Под обш. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева,— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — XXX, 634 с.

4. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года// Красноярский край (официальный портал). -URLhttp://www.krskstate.ru/promtorg/torg  (дата обращения 17.12.2017).

5. Сайт министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа - URL: http://www.krskstate.ru/promtorg/ (дата обращения 17.12.2017).


Количество просмотров: 2776
теги:
07.05.2018 19:27 | qazaблог автора

Еще публикации: