Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 23:32:00
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Роль логистики в организации современного строительного производства

Сюй Цзинцин
магистрант 1 курса,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail1425020568@qq.com
Научный руководитель – Долгов Александр Петрович
д.э.н., профессор,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mailad-logman@yandex.ru

В реалиях наших дней логистика (или ее отдельные элементы: подход, принципы, модели и методы) применяется в каждой области производства. Учитывая, что строительство – это одна из основных отраслей хозяйствования (вид экономической деятельности) каждой страны, то и для российской экономики это не является исключением. Проблемы в снабжении стройматериалами и многочисленные простои на строительных площадках приводят к срыву сроков сдачи объектов заказчикам и финансовым потерям. Роль логистики заключается в том, чтобы минимизировать экономические потери, добившись бесперебойных поставок и достаточного уровня надежности снабжения строительными материалами, конструкциями и оборудованием.

В данной статье предпринята попытка уточнения и обоснования роли и значения логистики применительно к строительной отрасли (вида экономической деятельности), выделения имеющихся проблем, а также в работе приведены некоторые возможные пути их разрешения.

Существует множество определений понятия «логистика», ведь она проникла во все сферы хозяйственной деятельности (главным образом, производственно-коммерческой). Как принято считать, самое точное и простое для понимания определение: «Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции» [2]. Еще одно более широкое и точное толкование этого термина: «Логистика – это наука и область практической деятельности по формированию и управлению потоковыми средами и их импульсами кинетических процессов преобразований в естественных, искусственных и смешанных системах, органично входящих в интеллектуальные, инновационные, экономические, социальные, культурные, технические, политические и военные сферы» [1]. Таким образом, роль логистики состоит в том, чтобы обеспечить и получить продукты и услуги там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются, и при этом стремиться к минимизации затрат.

Логистика (логистический менеджмент) присуща таким сферам, как, например, коммерция (включая оптовую и розничную торговлю), транспорт, промышленное производство, сельское хозяйство и пр. Однако, на наш взгляд, именно в строительной индустрии она проявляет наибольший эффект, так как даже небольшой перерыв в строительном производстве из-за сбоев в снабжении приводит к значительным проблемам и последующим финансовым потерям.

Выделяют следующие основные факторы логистической восприимчивости современного строительного производства [7]:

1.                 Рост потребности в рациональной организации (в идеале – оптимизации) строительства, направленной одновременно на сокращение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов (предпроектная, проектно-изыскательская и собственно строительная стадии) и увеличение жизненного цикла объектов недвижимости.

2.                 Строительные компании теперь во все большей степени ориентируются на индивидуальные запросы заказчиков (потребителей), перестают быть узкофункциональными.

3.                 Унификация технологий современного строительства; высокая материалоемкость строительного производства, требующая поиска дополнительных резервов снижения доли материальных затрат (в 2016 г. она в российском строительстве составила 56,2 % [6, с. 519], занимая третье место среди всех видов экономической деятельности) в полной себестоимости строительной продукции.

4.                 Рост индивидуализации производственного процесса в строительстве, который приводит к увеличению номенклатуры необходимых материально-технических ресурсов, количества схем оплаты готовой продукции, строительно-подрядных работ, услуг производственного характера и пр.

5.                 Территориальная разобщенность строительных объектов организации (компании), увеличивающая транспортно-логистические расходы при материально-техническом обеспечении, что также вызывает необходимость их снижения.

6.                 Использование нефинансовых форм расчетов (так называемый бартер) за выполненные строительно-монтажные работы и услуги (особенно в жилищном строительстве), что способствует к обращению к посредникам или созданию собственных сбытовых служб.

В логистике каждой сфере хозяйствования (вида экономической деятельности) имеются свои специфические проблемы. Для строительной сферы характерны следующие основные проблемы логистики [3; 4]:

1.                 Невысокий уровень развития логистики по всей стране, так и логистики как отрасли хозяйствования, низкий уровень профессиональных знаний в области логистики у менеджеров среднего и высшего звена в строительных компаниях, наличие резервов повышения эффективности в сфере продаж и производства вне логистики.

2.                 Логистика постоянно поддается влиянию самого характера и специфики строительного производства (инвестиционный характер строительства, жизненный цикл строительного производства, специфика готовой продукции строительного производства и пр.).

3.                 Строительные компании в основном являются не «собственниками» логистического процесса, а потребителями в логистических системах производителей и поставщиков строительных материалов, конструкций и комплектующих.

4.                 Существуют огромные возможности для использования логистического аутсорсинга в строительстве.

На наш взгляд, последняя проблема требует внимательного разбора, поскольку она довольно актуальна в современных условиях.

С помощью аутсорсинга строительные компании могут все внимание уделять основному бизнесу, так как второстепенные вопросы отдаются другим организациям. Не нужно тратить время и силы на непрофильные функции, что позволяет увеличить эффективность работы, повысить производительность труда, больше внимания уделить качеству продукции и услуг, а также решению текущих проблем и дальнейшему развитию. Еще одно преимущество в сокращении издержек в работе, снижение эксплуатационные затраты за счет передачи не свойственных для строительной компании функций в управление профессиональным и специализированным организациям.

Среди основных направлений, которые может отдать на аутсорсинг строительная компания (организация) можно выделить: сбор и подготовка необходимых документов и разрешений; выполнение проектно-изыскательских и проектно-сметных работ; закупка материалов, конструкций, комплектующих и оборудования; складское хранение и грузопереработка; продажа готовых объектов; послепродажный сервис; транспортные услуги; проведение маркетинговых исследований состояния рынка строительных работ и услуг; поиск инвестиций; услуги по реализации работ и услуг; бухгалтерский учет и внутренний аудит; ИТ-обслуживание и связь; охрана объектов и др. [8].

При выборе стратегии аутсорсинга компании должна рассчитывать на долгосрочное партнерское сотрудничество. Именно такой вариант сотрудничества позволит уменьшить инвестиционные затраты на основные фонды, уделить внимание текущим задачам и иметь возможность быстро реагировать на изменение рынка. Не маловажный момент, что аутсорсинг влияет на уменьшение накладных расходов на содержание дополнительных штатных работников в части их обучения, информационной поддержки, оплаты труда. Более того, учитывая сезонность работ, аутсорсинг позволяет строительным компаниям использовать намного меньшие заёмные средства для финансирования строительных объектов [5].

Строительные компании при организации системы логистики, ее ключевых операций могут гибко использовать основы контрактного аутсорсинга для повышения качества управления материальными и иными потоками, сервисного обслуживания потребителей, усиления конкурентного потенциала.

Долгосрочное сотрудничество на условиях аутсорсинга требует реструктуризацию строительной компании. Она состоит в том, что часть хозяйственной деятельности компании выделяется из организационной структуры и передается независимой организации на условиях контракта. Такой аутсорсинг называется контрактным.

Основные преимущества системы аутсорсинга логистических функций в строительной компании [1]:

-        концентрация усилий компании на основном виде бизнес-деятельности;

-        повышение организационной гибкость предприятия (фирмы);

-        повышение качества выполнения непрофильных функций и решения задач;

-        повышение оперативности в принятии управленческих решений;

-        использование инновационных методы в работе;

-        увеличение инвестиционной привлекательности;

-        разделение рисков между заказчиком и компанией-аутсорсером;

-        сокращение расходов на содержание, подготовку и повышение квалификации собственного штата специалистов и других категорий персонала;

-        осуществление дистанционного сотрудничества.

В современных реалиях система аутсорсинга существенно облегчает жизнь строительным компаниям, позволяет повысить уровень концентрации на основном виде деятельности с целью повышения эффективности бизнеса.

 

Библиографический список:

1.                 Борисова Л.А. Использование логистики в строительстве в условиях кризиса // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2015. – № 5(77). – С. 43.

2.                 Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс : учебник. 3-е изд., изм. – М. : Юрайт, 2015. – 734 с.

3.                 Долгов А.П. О тенденциях в развитии организаций строительного комплекса России // Теория и практика управления в строительстве : Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. А.А. Петрова. – СПб. : СПбГАСУ, 2013. – С. 40-44.

4.                 Долгов А.П., Рыбнов Е.И. Логистика снабжения и запасов в строительстве: стратегии, методы, модели. – М. : Изд-во АСВ; СПб. : СПбГАСУ, 2003. – 232 с.

5.                 Плетнева Н.Г., Власова Н.В. Развитие логистики в строительстве: особенности, перспективы, методы принятия решений // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2(30). – С. 251-253.

6.                 Российский статистический ежегодник. 2017 : Стат. сб. / Росстат. – М., 2017. – 686 с.

7.                 Синяев В.В. Развитие коммерческой системы аутсорсинга в сфере строительных услуг (теория, методология, практика) : автореф. дис. … д-ра экон. наук. – М., 2009. – 42 с.

8.                 Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве : учебное пособие. – М. : Изд-во «Приор», 2001. – 176 с.


Количество просмотров: 1034
теги:
07.05.2018 18:47 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама