Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:03:24
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Практика и проблема системы контроллинга на стадии банкротства предприятия

Пилюгина Маргарита Александровна
Магистрант 1 курса,
Сибирского государственного университета,
г.Красноярск, Россия
Научный руководитель – Лукиных Валерий Фёдорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: somcl@mail.ru

Контроллинг — один из наиболее действенных методов эффективного хозяйствования на рынке, инструмент антикризисного управления.

Контроллинг - это система, которая соединяет в себе учет, планирование, маркетинг, анализ в единую управляемую систему. Система контроллинга помогает предприятию четко определить цели деятельности, принципы и методы управления, способы их реализации. Контроллинг направлен на решение проблем, возникающих в процессе работы компании, ориентацию на будущее в соответствии с принятыми и определенными целями, на достижение положительных результатов деятельности с максимальным использованием методов оперативного и стратегического управления. Система контроллинга рис.1.

7ef605fc8dba5425d6965fbd4c8fbe1f.jpg
Рис.1

Целью контроллинга является предоставление руководству комплексной информации, необходимой для управления развитием предприятия.

Задачи контроллинга

• построение системы стратегических и оперативных (тактических) целевых показателей деятельности предприятия;

• использование механизмов контроля в целях обеспечения согласованной работы коллектива предприятия в направлении поставленных целей;

• исследование альтернативных вариантов достижения поставленных целей, обоснование выбора оптимального варианта;

• группировка и обобщение затрат и результатов в различных аналитических разрезах (по видам затрат и результатов, местам формирования, центрам ответственности, объектам калькулирования);

• координация деятельности структурных подразделений, отделов и сотрудников предприятия, планирование, бюджетирование;

• анализ деятельности предприятия, обоснование необходимости осуществления корректирующих воздействий;

• оценка эффективности и целесообразности инвестиционных проектов и тактических управленческих решений

Функции контроллинга

Цели и задачи контроллинга реализуются в ходе выполнения следующих функций контроллинга:

1. измерительная — разработка системы подконтрольных показателей оценки деятельности предприятия, структурных подразделений, отдельных сотрудников, мониторинг деятельности предприятия и состояния экономики предприятия.

2. внутреннего контроля деятельности предприятия структурных подразделений и отдельных сотрудников.

3. координирующая — координация деятельности всех звеньев предприятия.

4. корректирующая — использование механизмов обратной связи при принятии корректирующих мер управленческого воздействия.

5. сервисной — предоставление менеджерам необходимой для управления информации.

Под контроллингом понимается система управления бизнесом,

управленческий процесс, обеспечивающий достижение целей. При этом обязательно необходимо понимать, что контроллинг - это не контроль, а некая технология эффективного управления предприятием. Своевременные и эффективные решения позволяют организации форсировать конкурентные преимущества и за счет этого получать устойчивый рост производства.

В международной практике до сих пор нет единого понимания контроллинга. Имеется множество существенно отличающихся определений и мнений (разнятся, в частности, подходы, характерные для европейских и азиатских стран, а также США). Если исходить из функционального обоснования и институционального представления контроллинга, то можно выделить три превалирующие группы концепций: ориентированные на бухгалтерский учет, на систему менеджмента и на информатизацию. Существование множества концепций говорит о сложности данного явления и о том, что контроллинг как система продолжает. Многочисленные исследования, проводимые американскими и европейскими специалистами, отчетливо показывают, что до настоящего времени нет и общепринятых моделей контроллинга.

Как показывает практика, внедрение и применение контроллинга в российских компаниях сталкивается с различными препятствиями и сопровождается, к сожалению, многочисленными ошибками. Большинство из них являются типичными и в разном "наборе" проявляются едва ли не на каждом втором предприятии.

К примеру, многие отечественные предприятия непрозрачны не только для внешнего мира, но и для своих руководителей и владельцев. На определенном этапе, когда собственники начинают осознавать, что внутренняя непрозрачность компании тормозит дальнейшее развитие и ставит под угрозу будущее их бизнеса, они задумываются о внедрении управленческого учета. Это действительно решает проблему.

Одной из главных ошибок на предприятиях является отсутствие стратегических целей развития, разбитых и закрепленных за каждым структурным подразделением компании. Важным моментом здесь будет постановка такой системы управленческого учета, которая бы сделала прозрачными данные по достижению этих целей. В настоящее время среднее промышленное предприятие не обладает грамотно разработанной стратегией развития и не всегда может точно сказать, какие показатели (кроме прибыли) отслеживаются и анализируются в центрах ответственности, а иногда и не имеет этих центров ответственности вообще.

Таким образом, в условиях отсутствия стратегии, грамотно поставленного учета, отчетности и планирования (в том числе финансового), учитывая слабый уровень менеджмента в целом, выраженный в отсутствие культуры принятия управленческих решений, контроля и ответственности, российские предприятия в настоящее время являются неконкурентоспособными и не в состоянии принимать эффективные управленческие решения для выживания компании в жесткой конкурентной среде. Поэтому одним из главных решений существующих проблем для большинства компаний будет разработка и успешное внедрение системы контроллинга.

Планирование на предприятиях также характеризуется слабой культурой, вызванной отсутствием четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможностью спланировать конечные показатели деятельности по центрам финансовой ответственности. При этом, предприятия, находясь на грани банкротства, по-прежнему принимают решения по устаревшим стереотипам, используют те же подходы и методы, которые применялись ранее:

• строго централизованные или децентрализованные системы управления;

• командно-административные методы руководства;

• направление инвестиций в поддержку, а не на обновление производства;

В качестве примера, рассмотрим компании
ОАО «Красноярский хлеб», Сакура Моторс Красноярск, АО «РОСТА». . В данных компаниях система контроллинга имеют ключевое значение.

 a8f15eda80c50adb0e71943adc8015cf.jpg


Библиографический список:

 

1.     Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебник. - М.: Инфра-М, 2005.

2.     Жигун Л.А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3.     А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова. Контроллинг: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2011.

4.     Кононова О.Н. Совершенствование механизма управленческого контроля в системе менеджмента интегрированных промышленных компаний. - Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2007.


Количество просмотров: 1215
теги:
07.05.2018 17:47 | qazaблог автора

Еще публикации: