Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 апреля 5:22:17
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Закупочно-заготовительная логистика на предприятии

Никонюк Алеся Александровна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет,
г. Брест, Беларусь
E-mailalesja.nikonjuk@mail.ru
Труневская Лидия Васильевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет,
г. Брест, Беларусь
E-maillida_pisatel@mail.ru
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна
ассистент кафедры экономической теории и логистики,
магистр экономических наук
 Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mailvna_brgtu@mail.ru

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

В литературе отмечено, что за рубежом сфера деятельности по обеспечению организаций необходимой продукцией (услугами) традиционно называется Purchasing/Procurement - закупки - управление закупками - снабжение. Возросший интерес к управлению закупками привел к появлению различных концепций в сфере снабжения. Такие термины, как «закупка», «управление закупками», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и материалами», «сорсинг», «снабженческий менеджмент» и т.д., являются почти взаимозаменяемыми. Единого мнения на определение каждого из этих терминов не существует. В некоторых источниках термин «закупка» означает разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и материалов. В таком случае этот термин относится к тактической сфере деятельности отдела закупок фирмы. А термин «снабжение» описывается как процесс осуществления закупочной деятельности: выявление необходимости (в материалах, сырье и услугах), поиск, анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене, качеству и прочим условиям, отслеживание качества поставляемого товара и т.д. Это скорее можно отнести к стратегической сфере деятельности компании.

Осуществление снабжения (закупок) является одной из важнейших функций в каждой организации. Закупочную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: тактическом (оперативном) и стратегическом.

Осуществление закупок в тактическом (оперативном) плане — это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения (материальных ресурсов - MP или готовой продукции - ГП). Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут причинить неудобства конечному потребителю продукции или услуги.

Стратегическая сторона закупок - это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, потребностями и запросами конечных потребителей, планирования и разработки новых закупочных схем и методов и т.п.

Важнейшей комплексной функцией закупочной (заготовительной) логистики является планирование, организация и контроль обеспечения основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными совокупными затратами. Материальные ресурсы, образующие материальные потоки, ограничены, поэтому большое значение в закупочной логистике имеет их оптимальное приобретение, доставка и распределение в процессе производства. Главным объектом внимания закупочной (заготовительной) логистики являются материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства и обладают общим свойством, заключающимся в высокой потенциальной возможности их участия в производственном процессе.

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Логистика закупок, являясь первой логистической подсистемой, которая представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами предприятия, вопрос цен - главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.

Логистика закупок выполняет следующие функции:

• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

• выбор поставщиков;

• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

• контроль за сроками поставки материалов;

• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.

Основной целью снабжения (закупок) является надежное и качественное обеспечение подразделений организации (предприятия) предметами снабжения и услугами, необходимыми для выполнения запланированной производственно-финансовой деятельности.

Достижение этой цели возможно с различными затратами ресурсов, поэтому перед менеджментом организации возникает проблема оптимизации как в логистической цепи «снабжение — производство» (например, минимизация издержек на закупки MP при ограниченной вероятности сбоя в поставках или максимизация надежности и качества поставок MP при ограничениях на затраты), так и в цепи поставок в целом (например, задача минимизации общих логистических издержек, в том числе и на закупки, при ограничении на вероятность удовлетворения спроса конечных потребителей).

Основными целями логистики снабжения в разрезе поддержания корпоративной стратегии организации являются:

• обеспечение производственных/сбытовых подразделений компании предметами снабжения и услугами в соответствии с их требованиями;

• обеспечение нормального функционирования компании в результате ее бесперебойного снабжения ресурсами жизнеобеспечения;

• оптимизация затрат на закупки в составе себестоимости/цены продукции;

• обеспечение закупки предметов снабжения и услуг, соответствующих установленным стандартам качества;

• осуществление эффективного управления поставщиками. [1]

Закупочная деятельность на предприятии включает несколько этапов.

На первом этапе процесса закупочной деятельности необходимо провести маркетинговые исследования, для того чтобы выявить какие именно товарные позиции пользуются наибольшим спросом среди потребителей. При проведении маркетингового анализа рекомендуется, так же, использовать два инструмента: ABC-анализ и XYZ-анализ.

С помощью программы 1С: «Торговля и склад» можно осуществлять прогнозирование объемов сбыта регулярно потребляемых товаров и осуществлять их своевременную закупку.

Вторым этапом рекомендуется составить план закупок на планируемый период с разбиением по месяцам. Данный план будет основываться на подробном анализе товарной номенклатуры, прогнозе спроса на товары с устойчивым спросом и корректировкой по показателю уровня обслуживания клиентов.

Далее необходимо найти решение задачи оптимизации товарных запасов. В процессе решения задачи для каждого планово-учетного периода необходимо определить количество продукции каждого наименования, которое следует закупить, при выполнении требования максимизации полученного дохода от продажи всех наименований продукции. Последовательно решив задачи оптимизации для каждого планируемого отрезка времени можно составить план закупки для предприятия. [2]

Закупочная логистика отдает предпочтение устойчивым хозяйственным связям с надежными поставщиками, обеспечивающими ритмичные поставки материально – технических ресурсов по согласованным с промышленным предприятием графикам. В организации обеспечения предприятий материальными ресурсами закупочная логистика руководствуется принципом «точно вовремя», т.е. поставкой материальных ресурсов на промышленные предприятия в оптимальном режиме. Это означает, что по номенклатуре, срокам, объему, качеству и другим параметрам поставки материальных ресурсов полностью сопряжены с ходом производственного процесса. Использование принципа «точно вовремя» предполагает стратегическое и тактическое управление производственными запасами, за счет чего происходит более интенсивная мобилизация оборотных средств, ускоряется оборачиваемость запасов, сокращаются расходы промышленного предприятия по их содержанию. В целом практическое применение закупочной логистики в материально – техническом обеспечении промышленного предприятия создает материально – вещественные предпосылки для реальной рыночной ориентации промышленного предприятия. [3]

 

 Библиографический список:

 

1.      Закупочная логистика : курс лекций по одноим. дисциплине для слушателей специальности 1-26 02 85 «Логистика» заоч. формы обучения / Р. А. Лизакова. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2013. – 76 с.

2.     Я.А. Яркова, В.А. Гальцова. Организация процесса закупочной деятельности торгового предприятия.

3.     Л. М. Лапицкая. Закупочная логистика в сфере снабжения промышленного предприятия.


Количество просмотров: 1349
теги:
07.05.2018 17:27 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама