Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 12:54:25
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Классификация бизнес-процессов

Лемешевская Светлана Владимировна
студентка 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. БрестБеларусь
Замковец Даяна Игоревна
студентка 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. БрестБеларусь
Научный руководитель - Вакулич Наталья Александровна
Старший преподаватель кафедры экономической теории и логистики, экономических наук,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru

Бизнес-процесс (далее БП) — комплекс процедур и задач по конструированию, производству и реализации материальных ценностей или услуг для определенной целевой аудитории потребителей или одного заказчика. Понятие заключает в себе определенный алгоритм действий, начинающийся с поступления запроса в компанию и заканчивающийся продажей заказчику готовых продуктов.

Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса.

При использовании декомпозиции бизнес-процессов их можно разделить на 2 уровня: верхний и нижний.

На верхнем уровне располагаются укрупненные группы бизнес-процессов:

•  Планирование (Plan) – объединяет и координирует деятельность
всех участников и подразделений предприятия;
•  Снабжение (Source) – операции, связанные с получением
предметов снабжения для производства товара или его продажи.
Определяются ключевые элементы управления снабжением;
•  Производство (Make) – операции, связанные с производством товара
(физического продукта или услуги);
•  Доставка (Deliver) – операции по доставке товара потребителям как собственными подразделениями компании, так и наемным транспортом. Состоит из управления заказами, складом и транспортировкой;
•  Организация возвратных потоков (Return) – операции, связанные с управлением возвратными материальными потоками – с возвратом бракованной продукции, оборотной тары, утилизацией отходов или брака.

 Второй уровень – это декомпозиция Б-П первого уровня – описание и детализация основных процессов.

Все бизнес-процессы на предприятии можно классифицировать по следующим признакам:

1. По выполняемой б-п роли можно выделить:

функциональные бизнес-процессы – отвечают за состав системы бизнес деятельности и выполнения ряда задач – поиск своих покупателей и самого рынка, развития будущей стратегии компании и ее миссии, разработка новых услуг и продуктов, продажи и продвижение, изготовление новых товаров (услуг), выставление счетов;

структурные бизнес-процессы – направлены на развитие основных объектов инфраструктуры и их поддержание в оптимальном состоянии.

Основная цель – обеспечить нормальное существование бизнеса. К таким процессам относится – управление и развитие, управление информацией, внешними и физическими ресурсами, реализация программного управления на внешнюю среду, контроль финансов, решение задач по организационному развитию.

2. По влиянию на добавочную стоимость:

основные бизнес-процессы –отвечают за выпуск продукции для внешних потребителей. Здесь имеет место следующий цикл. Закупка материала и сырья, необходимого для производства, изготовление самого товара, продажа продукции и ее доставка потребителям, сделки по продаже услуг контрактного производства;

Основные бизнес-процессы определяют доходы компании. Именно они определяют профиль бизнеса, именно они имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. Именно эти процессы конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли. По мере функционирования компании основные бизнес-процессы развиваются или умирают в зависимости от востребован- ности рынка и стратегии компании.

Таблица 1 - Характеристики основных бизнес-процессов

d1f491a404d6854880943e5c3cd9ca25.jpg

обеспечивающие бизнес-процессы – гарантируют протекание нескольких главных процессов, благодаря своевременной поставке ресурсов в нужное время и место. К таковым процессам можно отнести – административно-хозяйственно и юридическое обеспечение, связь и ИТ-обеспечение, строительство и капитальный ремонт, модернизацию и ремонт оборудования, обеспечение гарантий безопасности;

Обеспечивающие бизнес-процессы могут производить продукты, которые могут продаваться на внешнем рынке, но эти продукты не являются основными, они являются второстепенными или побочным. Обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения.

Таблица 2 – Характеристика обеспечивающих бизнес-процессов

9b8619251a19057cff70779273e95aa6.jpg

- управляющие бизнес-процессы (менеджмент) – их задача  обеспечение своевременной реорганизации управляющего аппарата и его функционирования. Здесь можно выделить – стратегическое управление, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом, качеством и бизнес процессами, управление проектами перспективного развития.

Таблица 3. – Характеристика управляющих бизнес-процессов

1afa34a7f984eeabdbb0a7d494132ee5.jpg

3. По границам реакции процессы делятся на:

- внешние – процессы, которые связанны не только с компанией а еще и с ее контрагентами; они в свою очередь подразделяются на входные и выходные;

- внутренние – процессы, которые происходят исключительно в самой компании.

4. Процессы можно группировать по степени их сложности:

•  Монопроцессы – односложные повторяющиеся действия;

•  Вложенные процессы – цепочки действий, выстроенные из монопроцессов;

•  Связанные процессы – последовательные цепочки монопроцессов в рамках алгоритмов.

5. По принципу иерархии:

•  Индивидуальные горизонтальные процессы – действия отдельных сотрудников;

•  Межфункциональные горизонтальные процессы – пограничные взаимодействия сотрудников «соседних» отделов;

•  Горизонтальные процессы – взаимодействие по горизонтали;

•  Вертикальные процессы – взаимодействие по вертикали (чистая иерархия);

•  Интегрированные процессы – цепочки действий сотрудников по вертикали и горизонтали одновременно.

Таким образом классифицировать бизнес-процессы можно различными способами в зависимости от объекта рассмотрения, а также хочется добавить, важно чтобы классификация давала возможность более детально изучить бизнес-процессы и оптимизировать их.

 

Библиографический список:

1. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы. монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.

2. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - М.: Символ, 2015. - 512 c.

3. Процессный подход к управлению бизнес-процессами Елиферов В. Г., Репин В. В., 2004, Инфра-М, 319 с.

4. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.


Количество просмотров: 1421
теги:
07.05.2018 16:35 | qazaблог автора

Еще публикации: