Бизнес-процесс (далее БП) — комплекс процедур и задач по конструированию, производству и реализации материальных ценностей или услуг для определенной целевой аудитории потребителей или одного заказчика. Понятие заключает в себе определенный алгоритм действий, начинающийся с поступления запроса в компанию и заканчивающийся продажей заказчику готовых продуктов.
Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса.
При использовании декомпозиции бизнес-процессов их можно разделить на 2 уровня: верхний и нижний.
На верхнем уровне располагаются укрупненные группы бизнес-процессов:
• Планирование (Plan)
– объединяет и координирует деятельность
всех участников и подразделений предприятия;
• Снабжение (Source) – операции,
связанные с получением
предметов снабжения для производства товара или его продажи.
Определяются ключевые элементы управления снабжением;
• Производство (Make) – операции,
связанные с производством товара
(физического продукта или услуги);
• Доставка (Deliver) – операции
по доставке товара потребителям как собственными подразделениями компании, так и
наемным транспортом. Состоит из управления заказами, складом и
транспортировкой;
• Организация возвратных потоков
(Return) – операции, связанные с управлением возвратными материальными
потоками – с возвратом бракованной продукции, оборотной тары, утилизацией
отходов или брака.
Второй уровень – это декомпозиция Б-П первого уровня – описание и детализация основных процессов.
Все бизнес-процессы на предприятии можно классифицировать по следующим признакам:
1. По выполняемой б-п роли можно выделить:
- функциональные бизнес-процессы – отвечают за состав системы бизнес деятельности и выполнения ряда задач – поиск своих покупателей и самого рынка, развития будущей стратегии компании и ее миссии, разработка новых услуг и продуктов, продажи и продвижение, изготовление новых товаров (услуг), выставление счетов;
- структурные бизнес-процессы – направлены на развитие основных объектов инфраструктуры и их поддержание в оптимальном состоянии.
Основная цель – обеспечить нормальное существование бизнеса. К таким процессам относится – управление и развитие, управление информацией, внешними и физическими ресурсами, реализация программного управления на внешнюю среду, контроль финансов, решение задач по организационному развитию.
2. По влиянию на добавочную стоимость:
- основные бизнес-процессы –отвечают за выпуск продукции для внешних потребителей. Здесь имеет место следующий цикл. Закупка материала и сырья, необходимого для производства, изготовление самого товара, продажа продукции и ее доставка потребителям, сделки по продаже услуг контрактного производства;
Основные бизнес-процессы определяют доходы компании. Именно они определяют профиль бизнеса, именно они имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. Именно эти процессы конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли. По мере функционирования компании основные бизнес-процессы развиваются или умирают в зависимости от востребован- ности рынка и стратегии компании.
Таблица 1 - Характеристики основных бизнес-процессов
- обеспечивающие бизнес-процессы – гарантируют протекание нескольких главных процессов, благодаря своевременной поставке ресурсов в нужное время и место. К таковым процессам можно отнести – административно-хозяйственно и юридическое обеспечение, связь и ИТ-обеспечение, строительство и капитальный ремонт, модернизацию и ремонт оборудования, обеспечение гарантий безопасности;
Обеспечивающие бизнес-процессы могут производить продукты, которые могут продаваться на внешнем рынке, но эти продукты не являются основными, они являются второстепенными или побочным. Обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения.
Таблица 2 – Характеристика обеспечивающих бизнес-процессов
- управляющие бизнес-процессы (менеджмент) – их задача обеспечение своевременной реорганизации управляющего аппарата и его функционирования. Здесь можно выделить – стратегическое управление, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом, качеством и бизнес процессами, управление проектами перспективного развития.
Таблица 3. – Характеристика управляющих бизнес-процессов
3. По границам реакции процессы делятся на:
- внешние – процессы, которые связанны не только с компанией а еще и с ее контрагентами; они в свою очередь подразделяются на входные и выходные;
- внутренние – процессы, которые происходят исключительно в самой компании.
4. Процессы можно группировать по степени их сложности:
• Монопроцессы – односложные повторяющиеся действия;
• Вложенные процессы – цепочки действий, выстроенные из монопроцессов;
• Связанные процессы – последовательные цепочки монопроцессов в рамках алгоритмов.
5. По принципу иерархии:
• Индивидуальные горизонтальные процессы – действия отдельных сотрудников;
• Межфункциональные горизонтальные процессы – пограничные взаимодействия сотрудников «соседних» отделов;
• Горизонтальные процессы – взаимодействие по горизонтали;
• Вертикальные процессы – взаимодействие по вертикали (чистая иерархия);
• Интегрированные процессы – цепочки действий сотрудников по вертикали и горизонтали одновременно.
Таким образом классифицировать бизнес-процессы можно различными способами в зависимости от объекта рассмотрения, а также хочется добавить, важно чтобы классификация давала возможность более детально изучить бизнес-процессы и оптимизировать их.
Библиографический список:
1. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы. монография / А.И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
2. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - М.: Символ, 2015. - 512 c.
3. Процессный подход к управлению бизнес-процессами Елиферов В. Г., Репин В. В., 2004, Инфра-М, 319 с.
4. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.