студентка 1 курса,
Сибирский государственный
автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
г. Омск, Россия
E-mail:mlankonskaya@mail.ru
Научный руководитель – Авдейчикова Елена Викторовна
к.т.н., доцент кафедры «Логистика»,
Сибирский государственный
автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
г. Омск, Россия
E-mail: avdeich@mail.ru
В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция развития новых логистических технологий, без которых уже сложно представить полноценно существующую организацию. Каждое производственное предприятие является открытой системой, которая связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями материальным и информационным потоками. Данные связи, определяют некоторые сбои в осуществлении деятельности каждым из участников в общей системе сотрудничества. Поэтому необходимо комплексно подходить к решению проблемы развития логистики в XXI веке. Одним из наиболее важных и актуальных направлений является информационное обеспечение. Грамотное управление информацией - важнейший аспект в любой слаженной работе. Благодаря успешному управлению информационными потоками можно например сократить затраты на складирование, а так же ускорить процесс транспортировки. Интегрирование и модернизация уже существующих логистических технологий, так же позволит повысить эффективность деятельности предприятия.
Логистика, по мнению В.И Сергеева – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, связанных с ними потоков информации и финансовых средств в определенной системе (микро или макро) соответственно с поставленной перед нею целью [1,c. 20]. Немецкие ученые считают логистику наукой о планировании, управлении и контроле за материальными потоками и соответствующими им информационными потоками, циркулирующими между внешней средой и предприятием, а также внутри самого предприятия[6, с.317]. Очевидно, что рациональная организация потоков информации, умелая их компьютеризация, основанная на современных информационных технологиях, позволяет значительно повысить продвижение материальных ресурсов и их использование в производстве.
Остановимся подробнее на отдельных важных направлениях развития логистики на современном этапе:
· Развитие информационной логистики.
В июне 2017 года Правительство Российской Федераций утвердила программу «Цифровая Экономика РФ», которой поставлена крайне важная и очень трудная задача создания в стране совершенно нового формата социально-экономического развития, подразумевающего как перевод на современные технологии традиционных отраслей хозяйственного комплекса РФ, так и появление новых высокотехнологичных секторов и рынков [4,c.6]. Для этого было принято решение рассмотреть внедрения современных технологий в практике зарубежных компаний. Отечественным предпринимателям весьма интересна технология DLT (Distributed Ledger Technology – технология распределенной книги) или блокчейн (blockchain).Одним из главных преимуществ этой технологии является возможность отслеживать отгрузку в режиме реального времени, просматривать стадии движения груза на единой электронной карте. По сути, технология блокчейн обеспечивает тесную связь между финансовыми, логистическими частями коммерческих транзакций с возможностью унификации платежей и доставки.Технологию blockchain протестировала Международная ІТ-компания IBM и предложила некоторым крупным организациям из различных сфер деятельности применить новые разработки, основанные на принципе blockchain. Одной из первых пыталась протестировать новую технологию IBM американская компания WalMart, управляющая крупнейшей в мире сетью оптово-розничной торговлей. Как полагают в компании, её внедрение повысит эффективность управления запасами на поставках манго в США и свинины в Китае и обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания. Блокчейн позволит получать полную информацию о любой партии товара, занесенной в базу данных, за считанные секунды. Прозрачность цепи поставок принесет пользу и конечным потребителям, которые смогут убедиться в безопасности продукции [4, c.6].
· Внедрение современных технологий в складской сектор.
Компания Modula известный производитель автоматизированных складских систем для коммерческих и промышленных предприятий, предлагает по-новому подойти к организации складских помещений. История компании Modula тесно связана с продуктом: автоматизированный полочный вертикальный стеллаж для хранения был впервые разработан в 1987 году и впервые внедрен на итальянском рынке, открыв дорогу на международный рынок автоматизированного хранения. Автоматизированные складские системы нового поколения позволяют сократить логистические расходы и снизить затраты на выполнение складских операций. Механизм вертикальных каруселей, применяемый компанией Modula, позволил максимально повысить уровень надежности и долговечности промышленного оборудования, а также улучшить его производительность. Автоматический склад Modula позволяет экономить время, оптимизировать затраты на персонал при операциях поиска, подборе и загрузке материалов в складах любого масштаба. Внутри стеллажей склада Modula полки с товарами перемещаются карусельной платформой, доставляя необходимые наименования оператору подбора.[3, с.12] Автоматизированный склад можно трансформировать для оптимизации его использования в зависимости от имеющейся площади помещения. Производителем предусмотрена возможность удаленного подключения к Modula WMS через интернет. В случае возникновения неполадок в системе, модуль удаленной помощи позволяет проводить диагностику и оперативно исправлять ошибки.
Развитие интегрированной логистики.
Примером внедрения в логистику новой интегрированной технологии является безналичная оплата проезда в троллейбусах и трамваях города Омска. Для использования данной системы была разработана новая цифровая платежная карта. Считать QR-код с карты получается за несколько секунд. После пилотных испытаний безналичный расчет планируют внедрить в автобусах города Омска. Концепция этого нововведения заключается в возможности выбора способа оплаты проезда для любого пассажира. Для использования данной технологии необходимо установить приложение «Sigma – цифровая платёжная система» на смартфон. Карты с QR-кодами Sigma уже выдали всем кондукторам трамваев и троллейбусов. До весны 2018 систему будут тестировать, а после этого внедрят в автобусах. Новое внедрение информационной технологии помогает упростить оплату билетов для пассажиров.
· Развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры
По мнению зарубежных экспертов, основой цифрового транспорта в мире станет цифровая железная дорога: инновационные технологии позволят увеличить пропускную способность существующих и новых железных дорог как минимум на 50% и вдвое снизить стоимость перевозки. Стратегия Российских железных дорог (РЖД) предусматривает строительство 10 крупных транспортно-логистических центров вдоль широтного транспортного коридора с запада на восток страны. РЖД к 2030 году превратят Большое Седельниково на южной окраине Екатеринбурга в крупнейшую в стране «грузовую деревню».[5] Данный объект объединит транспортную, распределительно-логистическую, складскую и сервисную инфраструктуры и по своей мощности будет способен обрабатывать от 3 до 5 млн тонн грузов. В настоящая время ведется пред проектная проработка, окончательная готовность проектной документации ожидается в течение трех лет.
Современные тенденции развития логистики связаны с такими технологиями, как: 3D Printing (3D-печать) – это взрывная технология, которая изменит логистику завтрашнего дня, добавив новое разнообразие в стратегии производства [7, с.13]. Инновационные поставщики логистических услуг могут стать лидерами в организации сложных сетей, включающих традиционных и 3D-производителей.
Cloud Logistics или Облачная логистика. Облачные вычисления, идеально подходящие для сложных нестабильных сред, обеспечивают новые бизнес-модели logistics-as-a-service (LaaS). Облачные сервисы-это модель предоставления удобного сетевого доступа в режиме «по требованию» к коллективно используемому набору настраиваемых вычислительных ресурсов, которые пользователь может оперативно задействовать под свои задачи при сведении к минимуму числа взаимодействий с поставщиком услуги или собственных управленческих усилий [7, с.13].
Поставщики логистических услуг могут активировать и деактивировать настраиваемые модульные облачные сервисы по требованию с использованием подхода «плата за использование».
Логистика оказывает значительное воздействие на все сферы жизни общества. Постоянно развивающиеся технологии, интеграции и нововведения кардинально улучшают не только работу производства предприятий, но и качество жизни населения страны. Современные коммуникационные технологии, обеспечивающее быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья до конечного потребителя.[2, c.26] В настоящее время улучшается уровень комфорта и доступность в использовании любой логистической услуги. Применение информационной и интегрированной логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса. Модернизация в складировании позволяет выровнять разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых запасов. Новые складские системы позволят сократить логистические расходы, а так же снизить затраты на выполнение различных складских операций. Таким образом, развитее логистики происходит масштабно и затрагивает многие аспекты. Выше перечисленные направления в развитии логистики сейчас кажутся не реальными, но время показывает, что нет ничего не возможного для современного человек, мир инноваций и глобализации ведет общество к единой сети распределения товаров во всем мире.
Библиографический список:
1. Основы логистики: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев, Д.В. Гудков, К.И. Атаев; Под ред. В.А. Гудкова. – 3-е изд., доп. – М.: Горячая линия -Телеком, 2013. – 386 с.
2. Шаш Н.Н., Азимов К.А., Шепелова А. Ю. Логистика : конспект лекций. – М. : Издательство Юрайт, 2009. – 205 с.
3. Нестеров, М. Вертикальный автоматический склад новое слово в искусстве хранения от Modula /М. Нестеров, А. Стариков // Журн. Логистика – 2018 - №1 с.12-13
4. Маркевич, А. Цифровой формат для логистики – не фантастика, а ближайшее будущее /А. Маркевич // Журн. Логистика – 2017 - №11 с.6-7
5. Ханина, Н. РЖД к 2030 превратят Большое Седельниково в крупнейшую в стране «грузовую деревню»[Электронный ресурс] // Интернет газета Знак : https://www.znak.com/2017-07-12/rzhd_k_2030_prevratyat_bolshoe_sedelnikovo_v_krupneyshuyu_v_strane_gruzovuyu_derevnyu Дата обращения : 18.03.2018
6. Дыбская, В. В. Логистика в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев ; под общ. ред. В. И. Сергеева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 317 с.
7. Сергеев В.И, Перспективы развития цифровой логистики и SCM в России и роль Школы логистики НИУ ВШЭ / В. И. Сергеев // Журн. Логистика и управление цепями поставок – 2017- №6.-С.13-15.