Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:28:28
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Система комплектации заказов на складе торговой компании

Кудрявцева Татьяна Сергеевна
магистрант 2 курса,
Петербургский государственный университет
путей сообщения императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mailkudta@yandex.ru
Научный руководитель – Арефьев Игорь Борисович
д.т.н., профессор, профессор кафедры Логистика и коммерческая работа,
 Петербургский государственный университет
путей сообщения императора Александра I,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-maili.ariefiew@am.szczecin.pl

Комплектация заказов на складе – задача очень значимая. То, как быстро и качественно проводится этот процесс, показывает качество работы склада в целом. Широкий ассортимент и большое количество комплектуемых заказов требуют особых технологий, и только их применение может обеспечить высокую производительность.

Системы мелкой отборки товаров на складах и комплектации заказов по заявкам магазинов очень разнообразны. Возможны десятки вариантов комплектации заказов, отличающихся:

       по месту комплектации заказов (в зоне хранения, у зоны хранения, вне зоны хранения на участке комплектации, на оперативном комплектовочном складе);

       по положению грузов и комплектовщиков (системы «комплектовщик – к грузам» и «грузы – к комплектовщику»);

       по числу этапов комплектации заказов (в один этап – комплектация по заказам и в два этапа – комплектация по наименованиям, потом раскладка товаров по заказам);

       по применяемым средствам механизации (с ручной тележкой, с вилочным погрузчиком, с мостовым или стеллажным краном-штабелером, с комплектовочным погрузчиком или краном-штабелером с подъемной кабиной, с комплектовочными горизонтальными и вертикальными конвейерами) и т.д [1, с. 112].

В связи с этим методики проектирования систем комплектации могут быть разнообразными. В порядке примера, рассматриваются методы расчетов пяти вариантов систем комплектации заказов. Эти варианты отличаются друг от друга:

       Местом отборки грузов;

       Устройствами, применяемыми при мелкой отборке грузов.

Во всех представленных вариантах комплектация ведется сразу по заказам, в один этап.

Таблица 1 - Классификация и обозначения рассматриваемых вариантов комплектации

5ef059938ba799aaa845e1c2e8a762bd.jpg

В варианте ХРТ отборка грузов по заказам ведется с нижних ярусов стеллажей в зоне хранения в ручную тележку на которой установлен комплектовочный поддон. В настоящее время это наиболее распространенный способ комплектации заказов на российских складах. Недостаток этого способа в том, что в нижних ярусах стеллажей должны находиться все необходимые для комплектации наименования грузов, которые периодически должны пополняться грузами с верхних ярусов стеллажей. При отсутствии нужных наименований грузов в нижних ярусах стеллажей, они должны сниматься штабелирующей машиной с верхних ярусов, что замедляет и затрудняет процесс комплектации.

В варианте ХКШ отборка грузов ведется из всех ярусов по высоте стеллажей из подъемной кабины напольного комплектовочного погрузчика или стеллажного крана-штабелера.  При этом отбираемые грузы укладываются в комплектовочный поддон, установленный на вилах штабелирующей машины. Преимуществом этого варианта комплектации, помимо возможности отборки грузов по всей высоте стеллажей зоны хранения, является быстрое перемещение комплектовщика от одних адресов к другим в полуавтоматическом режиме. Это увеличивает производительность комплектовщика.

Данные два варианта системы комплектации относятся к группе «комплектовщик-к-грузам». Рассмотрим другие три варианта, относящиеся к классу систем комплектации «грузы-к-комплектовщику».

В варианте УСТ рабочее место комплектовщика – комплектовочный стол, расположенный у торцов стеллажей, со стороны участка выдачи грузов со склада. Груженые поддоны вывозятся штабелирующей машиной и устанавливаются на комплектовочный стол, рядом с порожним поддоном, в который комплектовщик отбирает груз. За это время штабелирующая машина обратным рейсом отвозит назад – в зоны хранения ранее выданный поддон с предыдущим грузом. При этом комплектовщик не тратит время на передвижения – он занят только отборкой грузов.  Все это обеспечивает высокую производительность отборки грузов и комплектации заказов.

В варианте ВХП грузы вывозятся на поддонах из зоны хранения штабелирующими машинами на участок комплектации и устанавливаются на пол. Комплектовщик перемещается с ручной вилочной тележкой между гружеными поддонами и отбирает с них грузы для своего заказа. Скомплектованные заказы перевозятся на этих же тележках на участок отправки. Недостатками – большие расстояния перемещения перемещений комплектовщиков с гружеными тележками и большая требуемая площадь участка комплектации для размещения на нем всех наименований грузов и проходов между ними.

В варианте ВХК поддоны с грузами вывозятся из зоны хранения штабелирующими машинами и устанавливаются на приемную секцию горизонтально-замкнутого конвейера, установленного на участке комплектации. Рабочие места комплектовщиков расположены вдоль трассы этого конвейера, и отборка нужных грузов осуществляется с поддонов, циркулирующих мимо комплектовщиков на конвейере, в поддоны. Скомплектованные заказы отвозятся на поддонах на участок отправки [2, с.352].

Технико-экономические показатели рассмотренных вариантов комплектации заказов приведены в таблице 2.

Для приведения технико-экономических вариантов комплектации заказов были рассчитаны количество поддонов, прибывающих в сутки на склад (16 штук), суточный объем комплектации Q (92 под) .

Таблица 2 - Технико-экономические показатели по вариантам комплектации заказов на складах

07e1cd7dca89a1678042477183b7ac3f.jpg

Для упрощения расчетов в таблице 2 число заказов в сутки n принималось равным суточному грузопотоку Q, т.е. размер одного заказа k равен емкости одного поддона N.  В последующем может быть исследовано влияние этого параметра на выбор варианта комплектации заказов на складе.

Были проведены расчёты: одного заказа; времени комплектации одного поддона для каждого из вариантов; общие трудозатраты на комплектацию для каждого из вариантов; число комплектовщиков для каждого из вариантов; расходы на заработную плату комплектовщиков для каждого из вариантов; эксплуатационных расходов по дополнительной площади для каждого из вариантов; общие капитальные и эксплуатационные затраты. Для сравнения и анализа вариантов комплектации были определены приведенные затраты.

Результаты расчетов для Т = 2, 3, 5, 7, 10 лет по рассмотренным вариантам комплектации приведены в таблице 3.

Для наглядности и удобства анализа результаты расчетов приведенных затрат по вариантам комплектации заказов показаны в виде графиков на рисунке 1.

Таблица 3 - Приведенные затраты по вариантам комплектации

da4fb5c6e93e74d3df8527599fa62642.jpg

Рисунок 1 - Зависимость приведенных затрат по вариантам комплектации к сроку окупаемости

Анализ результатов исследования рассмотренных вариантов систем комплектации заказов на торговых складах при заданных величинах параметров позволяет сделать следующие выводы:

1)    В независимости от поставленного условия окупаемости затрат, наиболее дешевым и приемлемым является вариант ХРТ - с комплектацией заказов в зоне хранения в ручную тележку с нижних ярусов стеллажей.

2)    Наиболее дорогим и наименее рациональным вариантом является во всех случаях вариант ВХК – комплектация вне зоны хранения с применением горизонтально-замкнутого комплектовочного конвейера.

3)    Варианты комплектации ХКШ (комплектация из подъемной кабины штабелирующей машины), ХРТ (с комплектацией заказов в зоне хранения в ручную тележку с нижних ярусов стеллажей) и УСТ (комплектация на стационарных местах у торцов стеллажей, вне зоны хранения) занимают промежуточное положение между указанными вариантами и могут быть эффективными при несколько других значениях исходных параметров (например, при большей заработной плате комплектовщиков или при более быстрой отборке товара).

 

Библиографический список:

1.     Маликов О. Б. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.

2.     Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы: Справ. - СПб: Бизнес-пресса, 2005. - 648 с.


Количество просмотров: 1502
теги:
07.05.2018 16:07 | qazaблог автора

Еще публикации: