Студентка 4 курса
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: kryncova1996@mail.ru
Ческидов Александр Андреевич
Студент 4 курса
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: alexcheskidov7@gmail.com
Научный руководитель – Товстошенко Валентина Николаевна
доцент кафедры Логистики
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф, Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: teachervalya@mail.ru
Динамичное развитие логистики, как достаточно нового научного направления и вида бизнеса в настоящее время вызывает высокий интерес. Особенно важную роль в современном мире играют внешнеэкономические торговые связи. Использование современной концепции транспортной логистики во внешнеэкономической политике многих стран оказало значительное влияние на транспортную политику в целом, вызвало структурные трансформации в характере деятельности предприятий многих отраслей, а также развитие взаимоотношений между странами [1]. Организация транспортировки и доставки груза с наименьшими затратами является основной целью транспортной логистики во внешнеэкономической деятельности, которая достигается решением следующих задач:
- анализ пунктов доставки и свойств перевозимого груза;
- выбор вида транспорта и транспортных средств;
- контроль за своевременностью доставки груза до места назначения;
- оптимизация основных параметров транспортного процесса;
- обеспечение взаимосвязи транспорта и склада;
- обеспечение информационно-правовой базы в рамках действующего законодательства.
Транспортный менеджмент во внешнеэкономической деятельности подразумевает обязательное видение концепции логистики в качестве важнейшей основы принятия решения по организации доставки груза, связанной со следующими факторами: неопределенность из-за больших расстояний в логистической цепи, разнообразия правил регулирования и ведения документации и так далее. Основным документом в данной деятельности является контракт, в котором прописываются все условия процесса поставки. В нем указываются название товара, количество, цена, стоимость, условия поставки, гарантии, санкции в случае разногласия сторон, подписывается двумя сторонами в русском и иностранном варианте. На основании данного документа перевозка происходит различным транспортом, который выбирается в зависимости от условий перевозки и вида груза [2]. Достоинства и недостатки каждого вида транспорта подвергаются тщательному анализу при определении транспортных средств и транспортно-логистической схемы доставки (таблица 1).
Таблица 1 – Достоинства и недостатки перевозки груза различными видами транспорта
Из анализа данных таблицы, видим, что перевозки за границу выполнить можно любым видом транспорта на основании договора, заключенного по внутренним правилам страны отправления, при наличии разрешения органов другого государства для пересечения границы.
Затраты эксплуатационные автомобильного транспорта одни из самых высоких, но конкурентоспособность автотранспортной доставке обеспечивает наибольшая гибкость в выборе альтернативного маршрута перевозки, а также доставку груза непосредственно получателю. В рамках логистического обеспечения процесса доставки груза воздушный транспорт является наиболее скоростным и дорогостоящим.
Издержки перевозки груза воздушным транспортом уменьшаются в зависимости от расстояния. На маршрутах, связанных с большой протяженностью, данный вид транспорта конкурентоспособен по отношению к другим видам транспорта. Сравнивая авиатранспорт с морским, видим, что достоинство второго растет с увеличением расстояния. Это связано с тем, что
затраты на морском транспорте уменьшаются по мере возрастания протяженности маршрута в большей степени, чем на авиатранспорте. Также Морской транспорт отличается относительно высокими затратами, что снижает конкурентоспособность на коротких маршрутах, но при перевозках на большие расстояния он является наиболее дешевым [4].
Использование железнодорожного транспорта производится между странами-соседками или внутри континента. Широкое применение получили смешанные перевозки - морские плюс железнодорожные, железнодорожные плюс автомобильные. Железнодорожные перевозки являются одними из основных видов транспорта, участвующих в перевозке внешнеторговых грузов. Однако маршруты ограничены ввиду определенной схемы железнодорожных путей. Логистическое обеспечение подразумевает наиболее рациональное сочетание различных видов транспорта и называется «прямое смешанное сообщение» или мультимодальные перевозки.
По данным Международного Валютного Фонда самый большой процент всех платежей и поступлений по международным транспортным операциям приходится на развитые страны, а в развитых странах данный процент увеличивается. Влияние транспортных тарифов на цены зависят от изменения стоимости перевозки, то есть чем больше доля транспортных расходов, тем влияние транспортного фактора на цену более ощутимо [5].
В настоящее время логистическая концепция управления перевозками привела к взаимодействию между продавцами и экспедиторами на основе не извлечения прибыли, а максимизации и справедливого распределения (либо прямое, либо косвенное через тарифы) [3].
Следовательно, в сложившейся системе мировых центров Россия выполняет важную роль, являясь связующим звеном между этими центрами путем интеграции транспортной системы, комплексного развития крупных транспортных коридоров. А также создание единой логистической сети, которая объединяет все виды транспорта.
Библиографический список:
1. Бауэрсокс, Доналд Дж., Клосс, Дейвид Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. – 2-е изд. / пер. с англ. К.В. Комарова. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2014. – 640 с.
2. Мате, Э. Логистика / Мате Э., Тиксье Д.; Ред. Куприенко Н.В. – 5-е изд. – СПб.: Нева, 2014. – 128 с.
3. Неруш, Ю. М. Проектирование логистических систем: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. М. Неруш, С. А. Панов, А. Ю. Неруш. — М.: Юрайт, 2014. — 422 с.
4. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: учебное пособие / Е.А. Смирнова.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016.– 120 с.
5. Троицкая, Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. – М.: АСМАП, 2008 – 174 с.