Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:46:23
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Методическое обеспечение подходов к оценке результативности деятельности логистической компании: состояние и перспективы

Кривоносов Никита Алексеевич
магистрант,
Государственный университет управления,
г. Москва, Россия
E-mail: niket2008@yandex.ru
Научный руководитель – Родкина Татьяна Анатольевна
Д.э.н., профессор
Государственный университет управления,
г. Москва, Россия

Оценка результативности своей работы помогает логистическим компаниям определять рамки соотношения достигнутых целей и понесенных при этом затрат. По итогам анализа получается выбрать лучшие методы повышения эффективности работы. В ходе проведения анализа эффективности результатов работы компании, необходимо дать оценку целому ряду показателей хозяйственной и финансовой жизни предприятия. Важно чтобы сформированная оценка была максимально достоверной, цельной и полностью отражала особенности деятельности данного логистического предприятия.

Оценка результативности работы логистической компании строится на таких основных принципах, как:

-                   связь между поставленной целью и полученным результатом;

-                   оптимальное соотношение между достижением минимальных и максимальных параметров данной системы;

-                   взаимосвязь между жизненным циклом организации и ключевыми показателями оценки ее деятельности.

Следует также понимать, на чем именно сделать акцент в ходе анализа эффективности работы предприятия. Чтобы достичь данной цели, стоит фокусироваться на показателях, которые отражают возможности развития компании, при условии максимизации чистой прибыли [3, с. 185].

Каждая компания должна иметь стратегические и оперативные цели своей деятельности. В первую очередь, особого внимания заслуживает разработка стратегических целей. Для того, чтобы их разработать, логистическая компания должна провести оценку своего положения на рынке, проанализировать внутреннюю среду и финансовое положение, очертить главные цели, которых требуется достичь и наметить пути их достижения. Для этого требуется проведение своевременной и полной оценки деятельности компании. В теории алгоритмы такой оценки довольно просты и прозрачны. На практике во всех методиках прослеживаются свои подводные камни, которые усложняют данный процесс и часто искажают значение показателей. Это не дает полноценно отслеживать реальное положение компании и возможности для развития. Для упрощения анализа и подбора максимально подходящих показателей, очень важно в первую очередь найти основные направления дальнейшего развития компании и вести анализ в разрезе выбранных направлений работы [1, с. 285].

Чаще всего анализ положения компании выполняют по традиционным методам. При использовании традиционных подходов главными индикаторами в оценке работы логистической компании выступает динамика выручки, себестоимости и валовой прибыли. Чем длиннее период берется для оценки, тем полнее он отображает все изменения в условиях работы предприятия. Главная цель существования любой коммерческой структуры – получение прибыли. Таким образом, при применении традиционного подхода, динамика прибыли - это самый существенный критерий, по которому идет оценка эффективности деятельности выбранной компании.

Важно также отслеживание платежеспособности компании, т.е. того, насколько компания может рассчитываться со своими обязательствами. Для этого разработаны отдельные методики диагностики кризиса и возможностей банкротства компании. Отслеженная вовремя проблема снижения платежеспособности предприятия, позволяет разработать антикризисные меры и не довести предприятие до банкротства. Чаще всего проблемы низкой платежеспособности решаются после пересмотра главных направлений развития компании и выработки новых стратегических целей работы. При этом, важна оперативность и своевременность, как самой диагностики, так и скорость, с которой меняются выбранные ранее направления деятельности компании [2, с.39]. Любая логистическая компания, для получения высоких результатов работы, должна обладать хорошей гибкостью и уметь быстро осваиваться на меняющемся рынке.

Для того, чтобы оценить, насколько эффективна деятельность логистической компании, важно исследовать структуру и направление ее ресурсных потоков. Оптимальные структура и направления данных потоков достигаются путем смешанных подходов в вопросах анализа и планирования. На начальных этапах диагностики положения логистической компании необходимо исследовать события и процессы, которые имеют прямое отношение к ее работе. По итогам данного исследования желательна коррекция управленческого процесса.

Насколько эффективна цепь поставок логистического предприятия можно узнать, применяя концептуальные модели, которые показывают связи между множеством факторов и составляющих элементов в структуре компании. Основную часть показателей работы логистической компании можно структурировать в виде некой иерархии, чаще всего при этом используется иерархическое дерево. Верхние уровни такой иерархии будут представлены обобщенными (интегральными) факторами. На нижних уровнях идут факторы, которые уточняют интегральные показатели. Существенно влияет на эффективность цепочки поставок уровень компетентности деловых партнеров компании. Под компетентностью в данном разрезе понимается качество предоставляемых товаров и услуг, их цена и сроки поставок. К интегральным факторам относятся также показатели рентабельности, прибыльности, производительности труда, темпов экономического роста, размера заработной платы и репутации среди контрагентов [3, с. 192].

Конечный результат работы любой логистической компании имеет прямую зависимость от уровня управления и ряда мероприятий, которые направлены на улучшение данного процесса. Среди мероприятий, которые применяют для улучшения качества в процессах управления, следует отнести в первую очередь систему контроллинга, которая дает возможность проводить анализ и диагностику данных процессов, а также контролировать все этапы внедрения разработанных планов и давать оценку эффективности работы логистической компании.

Кроме традиционных, есть множество оригинальных подходов для того, чтобы оценить уровень эффективности работы логистического предприятия. Чаще всего, за основу в данных методиках берутся критерии оценки рыночного и ресурсного потенциала компании, возможности предприятия использовать свои потенциалы, увеличив тем самым спрос и уровень своей прибыльности.

Уровень эффективности управления и мероприятия, направленные на увеличение продаж изготовленной продукции, имеют влияние на степень доходности логистической компании. Уровень доходности в свою очередь, зависит от уровня удовлетворения потребителей, качества произведенной продукции, применяемых условий поставки товаров, уровня использованных инноваций и общих расходов [1, с. 280].

В процессе управления работой логистической компании важную роль отводят критериям эффективности, которые, в конечном счете, объединяют в систему показателей и используются в ходе проведения внутреннего контроллинга данной компании. Эффективным считается такое управления работой логистического предприятия, при котором цели отвечают рыночной ситуации и оперативно выполняются.

Основные причины, которые ведут к отклонениям в показателях работы логистического предприятия, чаще всего скрыты в совокупности независимых друг от друга событий, которые являются управленческой реакцией на события. События, которые влекут за собой выполнение операций, отличных от нуля, называют активными. Такие события должны отвечать основным характеристикам работы компании и источникам поставок. Необходимо введение расстановки событий, в зависимости от уровня их влияния на полученные результаты работы компании и перспективы их возникновения [2, с. 40].

В ходе исследования данных ситуаций и выявления основных приоритетов развития логистической компании используется набор критериев и выявления взаимосвязи между ними. Исходя из результатов данного исследования процесс обеспечения связей между критериями эффективности и моделями «причина-следствие» относят к основным принципам в процессе реализации функций диагностики, анализа эффективности, постановки целей и планирования путей их достижения.

Главным правилом, которое используется в ходе проведения анализа и составления планов разных процессов выступает некая аксиома о том, что конечные планы компании должны сопоставляться с потребностями потребителей. Важно, чтобы при этом общие издержки сводились к минимуму. следует понимать, что данное правило является основой управленческого учета и выступает неотъемлемой частью функционально-стоимостного анализа [1, с. 320].

Как альтернатива традиционному подходу оценки результативности деятельности логистической компании – стоимостная оценка. В нынешнее время в логистической отрасли она применяется все чаще. Это вызвано в первую очередь главным недостатком традиционной методики – ориентацией только на материальные факторы и не учет факторов риска. Существует большое количество стоимостных моделей. Главная особенность стоимостного подхода заключается в том, что рост эффективности работы компании связывается с приростом ее стоимости.

Стоимостные модели вызывают так называемое «стоимостное мышление», при котором управленцы максимально направляют свои усилия на увеличение стоимости компании. Оценка стоимости ведется на основании движения денежного потока за определенный период с учетом разных факторов риска и особенностей развития.

В нынешних условиях самой перспективной методикой оценки деятельности логистических компаний является теория добавленной стоимости (больше известная как EVA). В данной формулировке под ростом эффективности понимают превышение уровня рентабельности капитала над затратами, которые были использованы на его привлечение [4, с. 28].

Подводя итоги, хотелось бы заметить, что, несмотря на некоторый отход традиционных подходов оценки результативности логистической компании и выход на первый план стоимостных методик, единственной совершенной методики до сих пор не существует. Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, которые не позволяют применять ее в любых ситуациях. Перед современными экономистами стоит задание усовершенствовать теоретическую базу анализа результативности работы предприятий. Это качается всех отраслей, в том числе и логистики. Игнорирование данной проблемы может вызвать большие финансовые потери компаний, ведь на основании полученных результатов оценки деятельности, принимаются все стратегические управленческие решения.

На пути совершенствования методологической базы оценки результативности деятельности компании не следует полностью откидывать традиционные методики, поскольку они не теряют своей актуальности. Для более высокой точности и полноты оценки, традиционные методы нужно применять в синтезе со стоимостными подходами.

Библиографический список:

 

1.                Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной М.: Проспект, 2017, 340 с.

2.                Бугров И.С. Об оценке эффективности и выборе логистической компании // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2017. №2. с.38-41

3.                Логистика: модели и методы: учеб. пособие / П.В. Попов, И.Ю. Мирецкий, Р.Б. Ивуть, В.Е. Хартовский; под общ, и науч. ред. П.В. Попова, И.Ю. Мирецкого. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 272 с. 

4.                Хан Р.С. К вопросу об оценке эффективности логистической деятельности предприятия // ИВД. 2015. №4-1., с. 25-28


Количество просмотров: 1184
теги:
07.05.2018 15:45 | qazaблог автора

Еще публикации: