Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:24:00
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Способ транспортировки культурных ценностей в выставочной деятельности Государственного Эрмитажа

Конева Евгения Михайловна
 Студент 4 курса,
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Гражданской Авиации,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: liberty97@mail.ru
Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Гражданской Авиации,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru

Культурные ценности - движимые предметы материального мира,  независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение. Особенность культурных ценностей - их возможное воздействие на сознание людей с целью донести до них в той или иной форме информации о идеологических и духовных ценностях.

Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и в мире – постоянно действующие культурные и выставочные центры.

Сама идея создавать филиалы Эрмитажа в других городах и странах появилась несколько лет назад. В 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе, а затем в 2001 году - в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма открылись «Эрмитажные комнаты». Но они вскоре были закрыты.

Государственным Эрмитажем была разработана Концепция развития музея «Большой Эрмитаж (2012—2022)». В рамках программы «Большой Эрмитаж» в настоящее время прорабатываются предложения генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского по созданию в России ряда новых представительств музея.

На данный момент Эрмитаж имеет четыре действующих выставочных Центра:

·     «Эрмитаж–Казань», Россия, Казань;

·     «Эрмитаж–Италия», Италия, Венеция.

·     «Эрмитаж–Амстердам», Нидерланды, Амстердам;

·      «Эрмитаж–Выборг», Россия, Выборг;

В 2005 году свое первое представительство Эрмитаж открыл в Казани. Его открытие было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Центр «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля.

Следующим стал Научный и культурный центр в Италии. «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции.

В июне 2009 года в столице Нидерландов в старинном здании «Амстельхоф» 1673-го года постройки состоялось открытие выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам». В Амстердаме возник новый центр культурного притяжения, принадлежащий одновременно и России, и Европе.

Центр «Эрмитаж-Выборг» был открыт в июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея. Выборгский центр представляет Эрмитаж в Северо-Западном регионе России. Ежегодно проходят 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа.

Также проект «Большой Эрмитаж 2012-2021» включает планы по открытию новых центров-спутников в России − в Москве, Владивостоке, Омске («Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге («Эрмитаж – Урал»,) и Калуге; за рубежом – в Барселоне (Испания). По завершению строительства новых выставочных центров, необходимо будет наладить высоко эффективную связь между всеми спутниками Эрмитажа. Расположение выставочных центров иллюстрирует рисунок 1.

Таким образом, Государственный Эрмитаж создает свое присутствие в различных точках мира для приобщения людей к культуре, искусству и истории различных эпох. Для этого в центрах будут организовываться выставки, которые в дальнейшем будут меняться, то есть будет происходить обмен экспонатами между самим Эрмитажем и его центрами-спутниками.

73278a4a86960eeb576a8fd4c9ec6997.jpg 

 

Рис.1 Расположение выставочных центров на карте

Организация выставки – сложный процесс, но не менее сложным является процесс перевозки экспонатов от одного музея, центра к другому. Сложность состоит в таможенном оформлении, временных, сервисных и финансовых затратах, требованиях к таре, хранении, страховании, правовом сопровождении перевозимых предметов искусств.

Используя уже имеющиеся выставочные центры и те, что будут открыты в ближайшем будущем, можно создать сеть, по которой экспонаты будут перемещаться от одного центра к другому, а также из этих центров экспонаты могут быть переданы временно в другие музеи, сотрудничающие с Эрмитажем. В дальнейшем представляется эффективным развитие подобной «терминальной» сети Эрмитажа с формированием выставочных хабов регионального уровня в Новосибирске и Красноярске с одновременным развитием периферийной сети хабов.

Применяя подобную сеть, станет возможной консолидация экспонатов, транспортируемых в центры и музеи. Благодаря консолидации экспонатов, предназначенных для разных выставочных центров и музеев, стоимость перевозки будет ниже, что выгодно для каждого участника транспортной операции. Для Эрмитажа, как отправителя экспонатов в свои центры и в другие музеи, с которыми заключены договоры, выгодно применение подобной схемы, так как стоимость перевозки будет гораздо меньше.

Перевозка культурных ценностей на сегодняшний момент осуществляется в основном двумя видами транспорта: автомобильный и авиационный. Автомобильный используется для перевозок на сравнительно небольшие расстояния или, когда авиационный транспорт не может быть применен ввиду ограниченности пространства. Ведь не всегда есть возможность использовать грузовые самолеты. Обязательно при перевозке культурных ценностей должны быть соблюдены специальные требования: температурный режим, определенный уровень влажности в транспортном средстве. А автомобильный и авиационный транспорт – это те виды транспорта, которые смогут обеспечить эти условия. Особое внимание уделяется таре, которая обязательно содержит надпись «Fragile» (Хрупкое), и такелажу. Отметим, что железнодорожный транспорт практически не применяется при перевозках ценных грузов. Но на данном этапе развития в принципе может обеспечить достаточно благоприятные условия для перевозки подобного рода грузов. Например, применяя почтовые вагоны, можно обеспечить регулярность перемещения экспонатов. Есть такие вагоны, которые могут поддерживать и температурный режим, и заданный уровень влажности. Также у вагонов большая вместительность и грузоподъемность, что позволяет перевозить более крупные партии или отдельные крупногабаритные экспонаты.

На данный момент есть запущенный почтовый поезд Москва – Владивосток, который перешел на ежедневный режим. Начиная с 1 октября 2017 года составы собственного почтового поезда ФГУП «Почта России» отправляются из Москвы и Владивостока каждые сутки. Маршрут Москва – Владивосток составляет около 9150 км и включает 70 станций. Срок его движения - примерно 10 дней. В почтовом составе используется от 10 до 16 вагонов. Данный факт говорит о возможности регулярного обмена экспонатами между центрами и музеями.

Но также не стоит забывать, что главное при перевозке ценностей -это прежде всего их безопасность. Нельзя, чтобы в процессе перевозки груз был поврежден или тем более уничтожен. Так что в первую очередь при выборе транспортного средства уделяется внимание этому важному фактору.

При перевозке музейных экспонатов требуется учитывать множество нюансов. На сегодняшний момент транспортные компании, специализирующиеся на перевозках культурных ценностях, руководствуются при организации перевозок данной категории грузов Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». В этом приказе упаковке и транспортировке посвящена пятая глава. При этом отсутствует классификация культурных ценностей как грузов. Поэтому важно разработать единые стандарты по перевозке культурных ценностей, причем эти стандарты должны быть признаны международным сообществом.

Из всего сказанного следует вывод, что создание сети между центрами Эрмитажа позволит урегулировать перевозки экспонатов при организации выставок. Данный способ транспортировки несет в себе определенные преимущества. Создание сети между центрами-спутниками Эрмитажа даст возможность консолидировать экспонаты, предназначенные для различных центров и музеев, что позволит уменьшить и без того большие затраты на перевозку культурных ценностей. Для уменьшения стоимости перевозки можно рассмотреть как возможный вид транспорте не только автомобильный или авиационный, но и железнодорожный, так как он является более выгодным с коммерческой точки зрения.

Также возможность создания сети несет в себе потенциал стабильности и регулярности проведения выставок, что приведет к увеличению числа посетителей, так как будет заранее известно, где и когда будет определенные экспонаты, интересующие посетителей.

 

Библиографический список:

1.     Солдатова М. В. Международная логистика организации выставок музейного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1338-1341.

2.     Культурные и выставочные центры Государственного Эрмитажа [Электронный ресурс] –

https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/exhibition_centers_list/amsterdam/!ut/p/a1/rZJPa8MwDMW_ynrI0UiNmzg9msBgZWVs7Wjiy3Ac58-onTTxStmnn3Paqd0C1ekJoZ8e6IGADISV57aWru2sPE69iD9eOI-XNMUNRq8M-W71_Lh7fwqRLeEAAsTR1pAPX5NU1vWugbzRg2mdrHWAqrNOWxegvjQPyis9jAFKM3pRSjNt9aotIadhWIVRoUiMEZIVoyUp1gkjqlRqrRFZxRLvKPeO8Epx_Jfh24Tcn2DXGOmewm6m59tAincGvt0bSOPZwM1ff_B_DIdtuq09VrqGtLbqIPtNhZ-3n6eT4D5TU4AuDrIZoeqNSaghGRJZJEij_vy9r8whGfli8QPcB4cg/dl5/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru.

3.Выставочный центр «Эрмитаж-Казань» [Электронный ресурс] - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/exhibition-center/kazan/?lng=ru.

4.Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» [Электронный ресурс] -https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/exhibition-center/amsterdam/?lng=ru.

5.Выставочный центр «Эрмитаж-Казань» [Электронный ресурс] - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/exhibition-center/vyborg/?lng=ru.

6.Выставочный центр «Эрмитаж-Италия» [Электронный ресурс] - https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/projects/projects_list/hermitage_italy/?lng=.


Количество просмотров: 2699
теги:
07.05.2018 15:32 | qazaблог автора

Еще публикации: