Заяц Анастасия Антоновна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет
г. Брест, Беларусь
E-mail:anastasiya.zayats@mail.ru
Козлов Егор Юрьевич
студент 3 курса, Брестский
государственный технический университет
г. Брест, Беларусь
E-mail: mcd_keks@mail.ru
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна
старший преподаватель,
Брестский государственный технический университет
г. Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru
Аутсорсинг – это, говоря простыми словами, процесс передачи компанией части производственных или бизнес-процессов другой компании, являющейся экспертом в данной области.
Концепция аутсорсинга сводится к трем основным принципам. Первый – каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем. Второй – решение сопутствующих задач нужно поручить тому, кто справится с ними лучше. Третий – такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю.
Практическое применение аутсорсинга предполагает взаимодействие двух сторон, которые выступают субъектами отношений аутсорсинга. Первая сторона – организация (подразделение или отдел), передающая осуществление каких-либо задач или процессов полностью или частично стороннему подрядчику. Вторая сторона – сторонний подрядчик или организация- аутсорсер, предоставляющая на определенных условиях услуги по реализации отдельных процессов. Сторонним подрядчиком может выступать любая организация, которая обладает рядом характеристик, позволяющих выполнить переданные ей задачи. Среди таких характеристик можно выделить:
1. материально-техническую базу, необходимую для реализации задач;
2. соответствующий кадровый потенциал;
3. соответствующий опыт работы и квалификацию.
Действительно, крупнейшие корпорации стремятся воспроизвести структурные преимущества аутсорсера в самой компании и полностью полагаются на него лишь в исключительных обстоятельствах.
Аутсорсингу бизнес-процессов должно предшествовать детальное обследование фирмы, анализ внутренних издержек. В свою очередь,очень трудно охарактеризовать и оценить эффективность бизнес-процессов, если в организации они не описаны, не регламентированы, т.е. не внедрено процессное управление. И этот нюанс также необходимо учитывать.
Еще один важный аспект заключается в том, что аутсорсинг завоевал популярность во время экономического спада, когда использование стратегий снижения издержек было жизненно необходимым. Да и сегодня цели, связанные с сокращением затрат, все еще остаются движущими силами концепции. Современные исследования пытаются оценить ее полезность в текущих условиях.
Тактические преимущества аутсорсинга:
– организация соблюдает свой лимит штатных единиц, при этом сохраняя либо увеличивая свои трудовые ресурсы;
– организация не лишается обученных сотрудников, сохраняя свой штат в аутсорсинговой форме;
– услуги аутсорсинга предоставляются непрерывно (если работник берет отпуск или уходит на больничный, его обязанности выполняет другой сотрудник);
– аутсорсинг позволяет работать по гибкому графику;
– компания не тратит время и усилия своих сотрудников на ведение кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета, обеспечение операционных расходов, организацию социального обеспечения;
– уменьшение накладных расходов, связанных со стоимостью рабочих мест, обучением сотрудников, информационной поддержкой и др. (при помощи аутсорсинга фиксированные расходы можно превратить в переменные);
– гарантия профессиональной ответственности, предоставляемая аутсорсинговой компанией
– аутсорсинговое соглашение является более гибким, чем трудовой контракт со штатным сотрудником;
– задачу аутсорсинга можно усложнить или упростить в соответствии с текущими требованиями.
Несмотря на наличие указанных преимуществ, всегда нужно помнить, что при использовании аутсорсинга, в особенности сразу нескольких его видов, существует реальный риск утечки информации, возникновения нового конкурента, уже обладающего вашими заимствованными знаниями и опытом. Еще одним «подводным камнем» аутсорсинга является возможная потеря контроля над собственными ресурсами, фактическое отстранение руководства от части деятельности компании, результатом которого являются возможные неадекватные управленческие решения и снижение производительности собственных сотрудников, которые начинают надеяться на специалистов сторонней организации, принимающих на себя все полномочия, связанные с выполнением и их задач.
Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов состоит в передаче частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации — аутсорсеру.
Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для реализации логистических операций, которые организация может доверить внешнему партнеру. Многие организации, принимая решение о логистическом аутсорсинге, не отказываются от выполнения отдельных логистических функций, так как уже располагают необходимым складским хозяйством и транспортом. Реструктуризация активов компаний (реструктуризационный аутсорсинг) в комплексе с логистическим аутсорсингом представляют собой выход из сложившейся ситуации: привлечение услуг логистического провайдера выгоднее, чем содержание, ремонт и обслуживание соответствующей инфраструктуры собственными силами. В последние годы решение в пользу логистического аутсорсинга все чаще принимают и российские компании.
Развитию концепции логистического аутсорсинга способствуют тенденции экономической глобализации. Отдельные организации становятся частями глобальной производственной сети. Процессы снабжения и сбыта также усложняются, и уровень логистических знаний для всех партнеров по цепочке создания стоимости превращается в ключевой фактор успеха. Возрастающие запросы потребителей побуждают компании применять логистический подход к построению бизнеса, а также использовать в своей деятельности такой инструмент, как аутсорсинг.
Высокое качество логистики в экономике страны в целом способны обеспечить только специализированные логистические предприятия. Это доказывает бизнес-практика всех без исключения стран с развитой рыночной инфраструктурой. При этом пакеты логистических услуг, предоставляемых специализированными компаниями, постоянно пересматриваются в соответствии с растущими требованиями клиентов. Логистические провайдеры берут на себя выполнение всех логистических задач организаций-клиентов и предлагают наряду с реализацией движения товарного потока и услугами добавления стоимости (например, упаковка или сортировка продукта под индивидуальные требования клиента) информационные и финансовые услуги. Контрактная логистика является полем деятельности специализированных логистических предприятий, рынок услуг аутсорсинга этой сферы постоянно расширяется.
Рост объемов услуг аутсорсинга в области логистики связан также и с отменой государственного контроля над перевозками. Желание большинства фирм-производителей сделать акцент на основной деятельности, наличие тенденции к снижению материальных запасов, появление компьютерных программ, управляющих логистическими системами, создают условия для передачи логистических функций и процессов специализированным провайдерам. Логистические компании имеют сегодня комплексный компьютерный метод слежения, который снижает риск при транспортировке и повышает престиж фирмы, что было бы невозможно, если бы данная функция выполнялась самой фирмой. Логистические провайдеры (третья сторона), используя обмен электронными данными и спутниковые системы, намечают курс фрахта, чтобы точно сообщить клиентам местонахождение их водителей и срок доставки. В среде «точно в срок» (just-in-time), где окно поставки может составлять всего лишь 30 минут, такая технология становится решающей. Целесообразность использования логистического аутсорсинга определяется для компании-заказчика в общем случае следующими основными причинами:
· тесная взаимосвязь предприятий-производителей и поставщиков продукции с предприятиями транспортной отрасли во всех звеньях цепочки создания добавленной стоимости;
· возможность для производителя отказаться от непрофильных видов деятельности (логистика);
· повышение гибкости, как в отношении развития собственной организации, так и в отношении ее деятельности на рынках;
· использование всех преимуществ логистического подхода к управлению собственной деятельностью без необходимости развивать собственные компетенции в этой сфере;
· снижение общих затрат, изменение структуры затрат;
· комплексное логистическое обслуживание высокого качества, которое обеспечивает провайдер;
· повышение качества услуг для конечного потребителя, что положительно отражается на имидже компании-заказчика и др. Экономические системы, сформированные на основе аутсорсинга, занимают важнейшее место в мировом хозяйстве. К данному классу систем относятся современные инновационные промышленные комплексы, составляющие индустриальную базу развитых стран, транснациональные корпорации и интегрированные бизнес-группы. Аутсорсинг информационных бизнес-процессов и создание глобальных альянсов в сфере электронной торговли привели к радикальным изменениям отношений производителя и потребителя в экономике и обществе в целом. Аутсорсинг в инновационной сфере деятельности значительно снижает сроки разработки изделий, сокращая жизненный цикл большинства новых продуктов. Аутсорсинг логистической деятельности оказал существенное влияние на формирование глобальной системы распределения, делая любой продукт доступным в любой точке земного шара.
Библиографический список:
1. Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента.
2. Стюарт Эмметт. Искусство управления складом.