Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 15:37:55
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Сущность и динамика развития аграрного туризма в Республике Беларусь

Замулко Анна Владимировна
студентка 3 курса, Брестский государственный технический университет,
г. Брест,         Беларусь
E-mail: anyazamulko666@gmail.com 
Пелля Александр Александрович
студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест,         Беларусь
E-mail: sasha.pellya.fin@gmail.com
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна 
Ст.пр кафедры Экономической теории и логистики,  магистр экономических наук
Брестский государственный технический университет,
г. Брест,         Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru

В   двадцать  первый  век  туризм  вошёл  как  самый  стабильно- развивающийся  сектор  экономики,  став  одной  из  крупнейших  отраслей международной  торговли  услугами.  Во  множестве  странах  туризм  играет значимую роль в формировании ВВП, организации дополнительных рабочих мест,  обеспечении  занятости.  Туризм  оказывает  значительное  влияние  на следующие  отрасли  экономики:  транспорт,  связь,  строительство,  сельское хозяйство,  то  есть  является  своеобразным  катализатором  социального  и экономического развития. 

По  данным  ВТО  за  2015  год,  вклад  туризма  в  мировую  экономику составляет 13,1% мирового ВВП.

Сегодня экология в сознании людей очень высоко ценится. А именно – нетронутая природа, красивые сельские пейзажи, традиционный крестьянский образ жизни, экологически чистые продукты и добрые, гостеприимные люди. Поэтому,  в  мире  наблюдается  поворот  от  массового  туризма  к  более содержательным  видам  путешествий.  На  смену  концепции  туризма  3S (Sun(солнце)-Sea(море)-Sand(песок)),  подразумевающей  массовый  курортный отдых на море в жарких странах, приходит концепция 3L (Landscape(пейзаж)- Lore(традиции)-Leisure(досуг)).  Новый  характер  спроса,  сложившийся  на туристическом рынке, диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация  на  групповой  туризм,  на  «массовые  заезды»  не  отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта.

Сельский  туризм  (агротуризм)  —  сектор  туристской  индустрии, ориентированный  на  использование  природных,  культурно-исторических  и других  ресурсов  сельской  местности  и  её  особенностей  для  создания комплексного туристского продукта. Туристы некоторое время ведут сельский образ  жизни,  знакомятся  с  местной  культурой  и  местными  обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде.

Услуги, предоставляемые в рамках программ сельского туризма, обычно включают в себя:

        проживание в частных усадьбах;

        отдых в экологически чистых природных местах;

        питание на заказ из экологически чистых продуктов;

        знакомство с историей края;

        походы за грибами и ягодами;

        участие в народных обрядах;

        катание на лодках и лошадях.
 Начиная  с  1972  г.,  агротуризм  выделяется  в  мировой  практике  в отдельную отрасль. В настоящий момент в Европе зарегистрировано более 2 млн. мест в сельских усадьбах.

В  Беларуси аграрный туризм начал развиваться сравнительно недавно, однако,  на  данном  этапе  можно  отметить  высокие  темпы  развития  данной отрасли туризма, благодаря государственной поддержке по развитию аграрного сектора и высокой привлекательности 3L концепции туризма.

По данным рисунка 1, чётко прослеживается тенденция к увеличению числа субъектов агроэкотуризма в Республике Беларусь. Количество субъектов в  данной сфере возросло на 82,7% в 2016 году по сравнению с 2010 годом.

 6974ce5ac660610b44d9b9fed0ff9548.jpg

Так как число субъектов агроэкотуризма растёт, то вполне логично, что численность туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, также будет расти, что видно из ниже представленной диаграммы. 

65b9eea6e1cc6bb9f0cd2a47751a186f.jpg

Рис.2  –  Численность  туристов,  обслуженных  субъектами  агроэкотуризма,  тыс. человек

Из рисунка 3 можно сделать вывод о том, что на протяжении последних семи  лет  сумма,  полученная  субъектами  агроэкотуризма  в  Республике Беларусь, возросла в 14,6 раз. 
f0935e4cd5920aa6c7c996a5ee53a70f.jpg 

 Далее  рассмотрим  число  субъектов  агроэкотуризма  по  областям Республики Беларусь.
a97da629b098b75c294dffdc3e463904.jpg 

В  Брестской, Витебской, Гродненской областях в сравнении с 2010 года наблюдается  небольшой  рост  числа  субъектов  агроэкотуризма.  В  Минской области  число  субъектов  выросло  более  чем  в  2  раза.  В  Гомельской  и Могилёвской областях их количество уменьшилось.

Обобщая  вышесказанное,  можно  сделать  вывод  о  положительной динамике в развитии аграрного туризма в Республике Беларусь.

Как  и  любая  сфера  народного  хозяйства,  сфера  агроэкотуризма регламентируется определёнными законодательными и нормативно-правовыми актами, например: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. N 326-З “О Туризме”, Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 “О развитии  агроэкотуризма”,  Национальный  план  действий  по  развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь до 2020 года. 

Представленные  документы  регламентируют  деятельность агротуристического  сектора  и  направлены  на  стабильное  и  устойчивое  его развитие в экономике Беларуси.

Таким образом, за прошедшие года были решены серьёзные вопросы, которые стояли перед сельским туризмом Беларуси: 

1.    Проведена  большая  информационная  работа  по  распространению агроэкотуризма среди широких слоев общественности.

2.    Создана «критическая масса» усадеб, необходимая для того, чтобы Беларусь могла специализироваться на сельском туризме.

3.    Создана нормативно-правовая база для занятия агроэкотуризмом.

4.     Появилась  программа  льготного  крдитования  субъектов агроэкотуризма, предложенная ОАО «Белагропромбанк».

Таким  образом,  при  государственной  поддержке  и  налоговых  льготах увеличивается  количество  официально  зарегистрированных  агроусадеб, повышается  качество  обслуживания,  формируется  основа  государственно- частного партнёрства, создаётся здоровая конкурентная среда. 

В  Беларуси имеется большой потенциал для развития сельского туризма: лирические сельские ландшафты (20 тысяч рек, 10 тысяч озёр, 36% территорииь  леса,  7  %  -  национальные  парки),  традиционный  сельский  образ  жизни, экологически чистые продукты. 

 

В    Беларуси  созданы  все  необходимые  условия  для  развития международного  агротуризма  благодаря  многочисленным  экоресурсам.  Но существует и ограничения международного характера, например: сертификация агротуристических  услуг  в  соответствии  с  международными  стандартами; развитие  агротуризма  как  конкурентоспособного  сектора  международных туристических услуг.

Данные исследования обращают внимание на то, что аграрный туризм в Беларуси  –  новая  динамично  развивающаяся  отрасль,  а  также  дают представления  об  инвестиционной  привлекательности  в  её  дальнейшее развитие.

Библиографический список:

1. Сельский туризм // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сельский_туризм. –  Дата доступа: 10.03.2018  

2. Аграрный  туризм:  виды  и  структура  //  Международный  научно- практический  электронный  журнал  Агропродовольственная  экономика [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:  http://apej.ru/article/4-2.  –   Дата доступа: 10.03.2018  

3.  Устюшенко Н.А., Бороздова Т.В. Агротуризм в Республике Беларусь /Н. А. Устюшенко, Т. В. Бороздова // II Международную научно-практическую конференцию «Биоэкономика и устойчивое развитие сельского хозяйства 


Количество просмотров: 1442
теги:
06.05.2018 14:20 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама