Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:42:19
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Специфика управления запасами строительных компаний Северных регионов

Грудцына Елена Валерьевна
Магистрант 1 курса Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет, 
г. Санкт-Петербург,     Россия
E-mail: elenagrudtsyna@mail.ru
Научный руководитель  – Долгов Александр Петрович
д-р экон. наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 
г. Санкт-Петербург,     Россия
E-mail: ad-logman@yandex.ru 

 Управление  запасами  в  условиях  Крайнего  Севера  и  приравненных  к нему  местностей  является  важной  интегрирующей  функцией  логистики  – науки,  позволяющей  принимать  эффективные  решения,  связанные  с управлением  и  организацией  логистической  деятельности  предприятий,  в функциональных областях логистики: снабжение, производство, распределение [1, с. 12].

Процесс  управления  запасами  подразумевает  осуществление  ряда операций,  таких  как:  мониторинг  информации  о  поставках  и  потреблении, инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей, анализ состояния запасов  предприятия,  оценка  потребности,  выбор  оптимального  места размещения материальных запасов в логистической системе [1, с. 17]. Создание материальных запасов обусловлено целой совокупностью причин, в частности, дискретностью  поставок,  колебаниями  спроса,  изменениями,  связанными  с сезонностью, которая в свою очередь может выражаться в различных областях: сезонность  при  производстве,  потреблении,  транспортировке  материальных запасов, а также в северном завозе [1, с. 14; 2, с. 10; 3, с. 64-65]. Таким образом, главная  экономическая  функция  материальных  запасов  –  обеспечение относительной независимости потребления от предложения  промежуточных и конечных продуктов с учетом транспортно-логистических факторов [4, с. 38]. Согласно  [5,  с.  227]  отсутствие  необходимого  ассортимента  запасов непосредственно  повлияет  на  изменение  планов  производства,  приведет  к остановке производственного процесса, что в свою очередь повлечет дефицит готовой продукции. Дефицит материальных запасов грозит срывом не только запланированных производственных, но и маркетинговых планов, возникнут значительные  расходы  финансовых  средств.  С  другой  стороны  избыточный объем запасов тоже приводит к негативным последствиям. Чрезмерные запасы требует увеличения складских площадей, повышения расходов на содержание запасов, увеличение расходов на страховку, выплату налогов. На основании вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  при  неэффективном управлении  запасами  снижается  положительный  экономический  эффект предприятия (фирмы). 

В   условиях  Севера  управление  запасами  имеет  свою  специфику логистической  деятельности,  которая  характеризуется  суровыми  природно- климатическими  условиями  и  следующими  основными  геологистическими факторами:  отдаленное  географическое  положение  потребителей, протяженность  и  качество  транспортных  коммуникаций,  низкая  плотность населения и разрозненность населенных пунктов, наличие труднопроходимых зон. Все это значительно осложняет и делает дорогостоящей доставку грузов (материальных запасов), требует точного планирования поступления ресурсов и последующего надлежащего их хранения.

Геологистические  факторы  определяют  сезонный  характер транспортировки. В весеннюю и осеннюю распутицу, при отсутствии дорог, автомобильные поставки невозможны. В весенне-летний период существует альтернативный  способ  доставки  необходимых  материальных  ресурсов, железной  дорогой  до  ключевых  станций,  пунктов  транспортной  развязки  с дальнейшим  хранением  груза  в  логистических  центрах  или  дальнейшей доставкой  внутренним  водным  и  авиатранспортом,  так  как  для  северных регионов  характерно  отсутствие  разветвленной  сети  железных  дорог,  а  в большинстве районов – их полное отсутствие. Кроме того, летний период – период  проведения  ремонтных  работ  на  железных  дорогах,  так  как изношенность  путей  достаточно  высокая,  и  к  тому  же  повышается загруженность  путей  вследствие  увеличения  количества  курсирующих пассажирских  поездов.  Зимой  же,  предприятия  и  хозяйствующие  субъекты северных регионов в дополнение к железнодорожным перевозкам получают возможность  более  эффективной  организации  перевозок,  используя  зимние автомобильные дороги – «зимники». 

Из вышесказанного вытекает первая специфическая особенность  – для обеспечения бесперебойных работ в строительный сезон, необходимо заранее обеспечить  объект  необходимой  строительной  техникой  и  материальными ресурсами.  Материальные  запасы  играют  важную  роль  в  логистике строительного производства, а в современных условиях удельный вес запасов строительства, как вида экономической деятельности, в структуре совокупного материального запаса национальной экономики даже увеличился примерно в два раза до уровня 18-19 % [6, с. 95-96]. Частично такой заметный рост можно объяснить началом реализации ряда масштабных инвестиционно-строительных проектов  в  районах  Крайнего  Севера  (например,  Ямал-СПГ).  При  этом необходимо учитывать, что завоз материальных запасов по «зимникам» может быть  осложнен  суровыми  климатическими  условиями  и  при  организации доставки  грузов  необходимо  принимать  во  внимание  большое  количество факторов: низкие температуры воздуха, снегопады и заносы, плохое состояние дорог.

Значительную  роль  в  управлении  запасами  играет  и  процесс планирования, который учитывает расположение и удаленность поставщиков от  потребителей,  объемы  необходимых  партий  поставки,  возможность использования  тех  или  иных  видов  транспорта,  наличие  и  характеристику транспортных средств. Учет внешних факторов, погодных условий, в условиях Севера имеет первостепенное значение. Таким образом, четкое и обоснованное планирование  позволит  минимизировать  корректировки  плана  и  упростить процесс  доставки  материальных  ресурсов  (запасов)  в  труднодоступные местности [7, с. 2537; 8, с. 12-13].

Еще  одной  особенностью  является  необходимость  учета  технических свойств  материальных  запасов.  Некоторые  материальные  запасы  в строительстве  чувствительны  к  изменениям  температурного  режима  и подлежат  хранению  только  в  закрытых  отапливаемых  помещениях,  такие ресурсы не поддаются транспортировке в зимний период. Кроме того, надо уделить внимание условиям хранения запасов, так как до строительного сезона запасы должны сохраниться без потери своих физических свойств.

 Таким образом, на эффективность и стабильность работы предприятия в значительной  мере  влияет  процесс  управления  запасами.  Для  успешной, бесперебойной работы, снижения рисков появления дефицита запасов, ошибок планирования и прогнозирования необходимо принятие решений в управлении запасами  в  условиях  северного  региона  с  учетом  описанных  выше особенностей в совокупности.

Библиографический список: 

1.                 Лукинский, В.С. Управление запасами в цепях поставок: учебник и практикум  /  В.С.  Лукинский,  В.В.  Лукинский,  Н.Г.  Плетнева  и  др.    М.  : Юрайт, 2018. – 307 с.

2.                 Долгов,  А.П.  Теория  запасов  и  логистический  менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений / А.П. Долгов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 272 с.

3.                 Наговицина,  Л.П.  Северный  завоз  товаров:  состояние,  повышение ответственности сибирских регионов / Л.П. Наговицина, Е.И. Дроздова, Е.И. Леоненко // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2017.  – № 38. – С. 64-72.

4.                 Долгов,  А.П.  Логистика  снабжения  и  запасов  в  строительстве: стратегии, методы, модели / А.П. Долгов, Е.И. Рыбнов. – М. : Изд-во АСВ; СПб. : СПбГАСУ, 2003. – 232 с.

5.                 Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс : пер. с англ. – М. : Олимп-Бизнес, 2008. – 640 с.

6.                 Долгов,  А.П.  Трансформация  отраслевой  структуры  совокупного материального  запаса  в  экономике  России  /  А.П.  Долгов  //  Логистика  – евразийский мост : Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск : КрасГАУ, 2015. – С. 94-98.

7.                 Эдер,  Л.В.  Особенности  материально-технического  обеспечения  на предприятиях  газовой  отрасли  в  условиях  Крайнего  Севера  /  Л.В.  Эдер  // Российское предпринимательство. – 2016. – № 19. – С. 2529-2538.

8.                  Эдер,  Л.В.  Особенности  управления  материальными  запасами газодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера / Л.В. Эдер, Ю.А. Агрба, И.В. Филимонова // Нефть, газ и бизнес. – 2016. – № 9. – С. 45-55. 


Количество просмотров: 1601
теги:
06.05.2018 14:11 | qazaблог автора

Еще публикации: