Магистрант 1 курса Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: elenagrudtsyna@mail.ru
Научный руководитель – Долгов Александр Петрович
д-р экон. наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: ad-logman@yandex.ru
Управление запасами в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей является важной интегрирующей функцией логистики – науки, позволяющей принимать эффективные решения, связанные с управлением и организацией логистической деятельности предприятий, в функциональных областях логистики: снабжение, производство, распределение [1, с. 12].
Процесс управления запасами подразумевает осуществление ряда операций, таких как: мониторинг информации о поставках и потреблении, инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей, анализ состояния запасов предприятия, оценка потребности, выбор оптимального места размещения материальных запасов в логистической системе [1, с. 17]. Создание материальных запасов обусловлено целой совокупностью причин, в частности, дискретностью поставок, колебаниями спроса, изменениями, связанными с сезонностью, которая в свою очередь может выражаться в различных областях: сезонность при производстве, потреблении, транспортировке материальных запасов, а также в северном завозе [1, с. 14; 2, с. 10; 3, с. 64-65]. Таким образом, главная экономическая функция материальных запасов – обеспечение относительной независимости потребления от предложения промежуточных и конечных продуктов с учетом транспортно-логистических факторов [4, с. 38]. Согласно [5, с. 227] отсутствие необходимого ассортимента запасов непосредственно повлияет на изменение планов производства, приведет к остановке производственного процесса, что в свою очередь повлечет дефицит готовой продукции. Дефицит материальных запасов грозит срывом не только запланированных производственных, но и маркетинговых планов, возникнут значительные расходы финансовых средств. С другой стороны избыточный объем запасов тоже приводит к негативным последствиям. Чрезмерные запасы требует увеличения складских площадей, повышения расходов на содержание запасов, увеличение расходов на страховку, выплату налогов. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что при неэффективном управлении запасами снижается положительный экономический эффект предприятия (фирмы).
В условиях Севера управление запасами имеет свою специфику логистической деятельности, которая характеризуется суровыми природно- климатическими условиями и следующими основными геологистическими факторами: отдаленное географическое положение потребителей, протяженность и качество транспортных коммуникаций, низкая плотность населения и разрозненность населенных пунктов, наличие труднопроходимых зон. Все это значительно осложняет и делает дорогостоящей доставку грузов (материальных запасов), требует точного планирования поступления ресурсов и последующего надлежащего их хранения.
Геологистические факторы определяют сезонный характер транспортировки. В весеннюю и осеннюю распутицу, при отсутствии дорог, автомобильные поставки невозможны. В весенне-летний период существует альтернативный способ доставки необходимых материальных ресурсов, железной дорогой до ключевых станций, пунктов транспортной развязки с дальнейшим хранением груза в логистических центрах или дальнейшей доставкой внутренним водным и авиатранспортом, так как для северных регионов характерно отсутствие разветвленной сети железных дорог, а в большинстве районов – их полное отсутствие. Кроме того, летний период – период проведения ремонтных работ на железных дорогах, так как изношенность путей достаточно высокая, и к тому же повышается загруженность путей вследствие увеличения количества курсирующих пассажирских поездов. Зимой же, предприятия и хозяйствующие субъекты северных регионов в дополнение к железнодорожным перевозкам получают возможность более эффективной организации перевозок, используя зимние автомобильные дороги – «зимники».
Из вышесказанного вытекает первая специфическая особенность – для обеспечения бесперебойных работ в строительный сезон, необходимо заранее обеспечить объект необходимой строительной техникой и материальными ресурсами. Материальные запасы играют важную роль в логистике строительного производства, а в современных условиях удельный вес запасов строительства, как вида экономической деятельности, в структуре совокупного материального запаса национальной экономики даже увеличился примерно в два раза до уровня 18-19 % [6, с. 95-96]. Частично такой заметный рост можно объяснить началом реализации ряда масштабных инвестиционно-строительных проектов в районах Крайнего Севера (например, Ямал-СПГ). При этом необходимо учитывать, что завоз материальных запасов по «зимникам» может быть осложнен суровыми климатическими условиями и при организации доставки грузов необходимо принимать во внимание большое количество факторов: низкие температуры воздуха, снегопады и заносы, плохое состояние дорог.
Значительную роль в управлении запасами играет и процесс планирования, который учитывает расположение и удаленность поставщиков от потребителей, объемы необходимых партий поставки, возможность использования тех или иных видов транспорта, наличие и характеристику транспортных средств. Учет внешних факторов, погодных условий, в условиях Севера имеет первостепенное значение. Таким образом, четкое и обоснованное планирование позволит минимизировать корректировки плана и упростить процесс доставки материальных ресурсов (запасов) в труднодоступные местности [7, с. 2537; 8, с. 12-13].
Еще одной особенностью является необходимость учета технических свойств материальных запасов. Некоторые материальные запасы в строительстве чувствительны к изменениям температурного режима и подлежат хранению только в закрытых отапливаемых помещениях, такие ресурсы не поддаются транспортировке в зимний период. Кроме того, надо уделить внимание условиям хранения запасов, так как до строительного сезона запасы должны сохраниться без потери своих физических свойств.
Таким образом, на эффективность и стабильность работы предприятия в значительной мере влияет процесс управления запасами. Для успешной, бесперебойной работы, снижения рисков появления дефицита запасов, ошибок планирования и прогнозирования необходимо принятие решений в управлении запасами в условиях северного региона с учетом описанных выше особенностей в совокупности.
Библиографический список:
1. Лукинский, В.С. Управление запасами в цепях поставок: учебник и практикум / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева и др. – М. : Юрайт, 2018. – 307 с.
2. Долгов, А.П. Теория запасов и логистический менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений / А.П. Долгов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 272 с.
3. Наговицина, Л.П. Северный завоз товаров: состояние, повышение ответственности сибирских регионов / Л.П. Наговицина, Е.И. Дроздова, Е.И. Леоненко // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2017. – № 38. – С. 64-72.
4. Долгов, А.П. Логистика снабжения и запасов в строительстве: стратегии, методы, модели / А.П. Долгов, Е.И. Рыбнов. – М. : Изд-во АСВ; СПб. : СПбГАСУ, 2003. – 232 с.
5. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс : пер. с англ. – М. : Олимп-Бизнес, 2008. – 640 с.
6. Долгов, А.П. Трансформация отраслевой структуры совокупного материального запаса в экономике России / А.П. Долгов // Логистика – евразийский мост : Материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск : КрасГАУ, 2015. – С. 94-98.
7. Эдер, Л.В. Особенности материально-технического обеспечения на предприятиях газовой отрасли в условиях Крайнего Севера / Л.В. Эдер // Российское предпринимательство. – 2016. – № 19. – С. 2529-2538.
8. Эдер, Л.В. Особенности управления материальными запасами газодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера / Л.В. Эдер, Ю.А. Агрба, И.В. Филимонова // Нефть, газ и бизнес. – 2016. – № 9. – С. 45-55.