магистрант 1 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: www.sania-kis.ru@mail.ru
Научный руководитель – Лукиных Юлия Валерьевна
к.п.н., доцент,
Красноярский институт экономики,
г.Красноярск, Россия
E-mail: yulla@bk.ru
Эффективность логистической системы любого предприятия зависит от оптимально выстроенной складской системы, учитывающей все узкие места и особенности работы конкретного предприятия.
При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними и внутренними потоками объекта и связанные с ним факторы: параметры склада, технические средства, особенности груза и т.п. [3, с.46-47].
На наш взгляд, процессу грузопереработки на складе надо уделять особое внимание, т.к. этот процесс использует все складские мощности, улучшает условия труда для персонала, повышает качество обслуживания потребителя и помогает минимизировать издержки. Но нельзя забывать о том, что для любого процесса необходим порядок, и мы, как специалисты, всегда должны придумывать различные способы и методы для поддержания такого порядка.
Существует восемь процессов грузопереработки, при рассмотрении которых можно будет выявить проблемы, затрудняющие работу любого склада.
К ним относятся: подготовка склада к приемке продукции; разгрузка транспорта и транспортировка товаров (грузов) к месту приемки; приемка продукции по количеству и качеству; размещение на хранение; отборка товаров из мест хранения по заказу потребителя; комплектование заказов и упаковка; отпуск товаров; погрузка в транспортное средство.
На продолжительность и характер складских операций оказывают влияние следующие факторы: объем поступления и отпуска; размеры товарных запасов; условия транспортировки; ассортиментная структура товарооборота и способ упаковки товаров; габариты, вес товаров, тарных мест; условия и порядок хранения; площадь склада, состав помещений, их планировка, размеры конструктивных элементов, ширина проходов; габариты складских помещений; наличие технологического оборудования, его виды [4].
Среди наиболее типичных проблем в процессе грузопереработки на складе отмечают: длительное время комплектации товаров; устаревание оборудования для хранения и обработки хранящегося товара; неправильная программа для учета хранящегося товара; неправильная организация зон грузопереработки; сбои в поставках и их размерах. Поэтому для устранения данных проблем необходимо оптимизировать деятельность на складе.
Одним из современных методов организации эффективного управления предприятием является автоматизация бизнес–процессов. Это, прежде всего, инструмент, который помогает упростить работу, дать возможность контролировать её и способствовать росту производительности предприятия, иными словами – оптимизирует деятельность предприятия в целом. Современный рынок предлагает множество решений по автоматизации бизнес
– процессов, в том числе и складских.
О.С.Гулягина провела анализ способов оптимизации складской деятельности, систематизировала их и выделила два направления оптимизации:
1. логистические технологии, которые направлены на оптимизацию конкретных операций в складской деятельности (например, идентификация продукции, размещение поступающих продуктов, отгрузка продуктов): штриховое кодирование, радиочастотная идентификация, кросс-докинг АВС- XYZ –анализ;
2. логистические технологии, которые оптимизируют деятельность склада в целом: «система управления складом» – WMS, имитационное моделирование [1].
Рассмотрим некоторые из них. Так, WMS – система помогает автоматизировать складские бизнес – процессы в режиме реального времени. [5, с.92-93]. Применение функциональных возможностей WMS позволяет ощутимо увеличить пропускную способность склада за счет повышения производительности труда персонала, эффективного использования специализированного складского оборудования и экономичного использования складского пространства [2]. Другим решением для автоматизации в целом является внедрение BPM– системы, которая обладает следующими преимуществами: доступность для бизнес –пользователя, скорость внедрения, комплексность автоматизации. По сравнению с другими системами, данная позволяет контролировать складские бизнес-процессы на всех этапах, сокращает временные затраты на их выполнение, повышает точность и своевременность предоставляемой информации, исключает потерю физических и электронных документов, а также контролирует весь жизненный цикл товарно-материальных ценностей в рамках организации и корректно ведет складской учет и отчетность [3, с.95].
Pick-by-Line (сокращенно PBL, «подбор по линии») - складская технология, которая позволяет разные товары, прибывшие от разных отправителей в адрес одного получателя, не размещать в отдельных ячейках на складе и затем перед отгрузкой не собирать специально заказ, а сразу консолидировать товары одного получателя в одной ячейке.
Известно, что значительная часть времени на складе уходит на оформление документации. В условиях же технологии Pick-by-Line документы подготавливаются по мере сборки грузовых мест, что сказывается положительно на общем времени выполнения заказа [6, с.154-155].
Кросс-докинг – это технология и сам процесс приемки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. При классической модели кросс-докинга имеет место прямая перегрузка из одного транспортного средства в другое (иногда сопровождаемая одновременной перетаркой, перекомплектованием и некоторыми другими возможными операциями с грузами и товарами). Таким образом, кросс-докинг позволяет получить значительное сокращение издержек на складское хранение товаров и грузов, простои и порожний прогон транспорта и др.) [1].
Для того, чтобы выбрать определенную технологию для автоматизации бизнес – процессов на складе конкретной компании, необходимо определить, к какому классу принадлежит данный склад. Поэтому необходимо рассмотреть четыре основных вида склада: A, B, C и D. Данные классы объединяет то, что на них производятся одни и те же процессы грузопереработки, но не на всех складах эти процессы производятся на 100%.
После того как класс склада был определен, необходимо выявить проблемы, которые подлежат скорейшему устранению. Так, на складских комплексах класса «А» все процессы идут стабильно, но комплектации партии для клиентов замедляют весь процесс, поэтому на таких складах пытаются минимизировать время комплектации товаров.
Складские комплексы класса «В» несколько уступают первому варианту в функциональности, однако возможно, что на складах такого типа может быть все также хорошо, как и на складах класса «А».
На складских комплексах класса «С» и «D» процесс грузопереработки совершается приблизительно на 10% из 100. Это возможно связано с тем, что склады такого класса имеют небольшие компании, которые не могут позволить себе нанять достаточное количество специалистов для выполнения всех процессов грузопереработки. Но для правильного выполнения данного процесса не нужно много персонала, главная задача - правильно распределить обязанности.
Требования бизнеса со временем меняются, и очень важно, чтобы выбранная система и принципы организации технологических процессов склада, заложенные на этапе внедрения, были ориентированы не только на текущее состояние склада, но и на перспективу. Сам проект внедрения не должен превращаться в процесс замены текущей информационной поддержки на новую работающую систему. Изначально правильно расставив акценты в проекте внедрения и ориентируясь на реализацию бизнес-требований организации складской грузопереработки, можно получить действительно эффективный инструмент бизнеса, не только самоокупаемый, но и, в перспективе, приносящий ощутимую экономию на издержках [2].
Библиографический список:
1. Гулягина О.С. Современные логистические технологии в складской деятельности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. Экономика и управление. 2013. № 6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://simulation.su/uploads/files/default/2013- gulyagina-1.pdf
2. Забаров Д. WMS как инструмент повышения эффективности складской логистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://iteam.ru/publications/logistics/section_75/article_2715
3. Коваленко Е.Г. О проблемах складской системы торгово-оптового предприятия // Логистика – Евразийский мост. Материалы 12-й Международной научно- практической конференции. Ч.2. - Красноярск: КрасГАУ. 2017. С.46-51.
4. Логистика. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.skyhighhobbies.com
5. Морозевич Е.С. Применение ВРМ – систем в складской логистике // Логистика – Евразийский мост. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции. Ч.2. - Красноярск: КрасГАУ. 2017. с. 91 – 95.
6. Родионова Ю.А. Модернизация процесса комплектации на складе на основе применения технологии Pick-by-line // Логистика – Евразийский мост. Материалы 12- й Международной научно-практической конференции. Ч.2. - Красноярск: КрасГАУ. 2017. С. 153-157.