студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: alena.romanovich.1998@mail.ru
Романович Алёна Валерьевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический университет,
г. Брест, Беларусь
E-mail: alena.romanovich.1998@mail.ru
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна
Ассистент кафедры экономической теории и логистики, магистр экономических наук
Брестский государственный технический университет,
г.Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru
ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
Бизнес-процесс - это
совокупность связанных между
собой действий, направленных на
создание конечного продукта
для удовлетворения спроса потребителя, протекающих
под непосредственным руководством
владельца предприятия.
Наглядно бизнес-процесс можно
представить следующим образом:
Рис. 1 – Схема бизнес-процессов на
предприятии
Несмотря на положительное развитие предпринимательской деятельности в мире, в Республике Беларусь предпринимательская деятельность находится в начальной стадии развития: она представлена малым количеством компаний, плохо структурирована, отмечается дефицит высококвалифицированных кадров, слабая мотивация персонала, недостаток технической оснащённости. Всё вышеперечисленное свидетельствует о слабом развитии бизнес-процессов на предприятиях Беларуси.
КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Бизнес-процессы классифицируются по разным параметрам. Рассмотрим некоторые классификации:
1. По предназначению (по характеру деятельности и создаваемому продукту) выделяют:
· Основные процессы
- ь Основные процессы
- ь Сопутствующие процессы (совокупность повторяющихся мер,
- действий, которые ориентированы на производство, сопутствующее главному)
· Вспомогательные процессы
- ь Вспомогательные процессы
- ь Обеспечивающие процессы (мини-процессы в службе персонала, в
- финансовых структурах, в службах закупки, инженерных, технических разработок, хозяйственных отделов)
· Процессы управления
- ь Управляющие процессы
- ь Процессы развития (формирование новых направлений, создание
- мини-процессов. Появляются новые производственные линии, реализовываются технологические идеи, создаются разновидности продукта и др.)[1]
Основные характерные признаки процессов представлены в таблице 1:
Табл. 1 – Основные характерные признаки бизнес-процессов
На
рисунке 2 отображены
взаимодействия бизнес-процессов по предназначению:
Рис. 2 – Взаимодействие бизнес-процессов по предназначению
2. В зависимости от места в организационной структуре :
· Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы) – бизнес-
процессы, происходящие внутри одного подразделения предприятия и имеющие своего руководителя.[1]
Внутрифункциональные процессы представлены на рисунке:
Рис. 3 – Внутрифункциональные бизнес-процессы предприятия
· Сквозные процессы (межфункциональные процессы) - это бизнес-
процессы, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими
различную функциональную и административную подчиненность.
Сквозные бизнес-процессы организации отображены на схеме:
Рис. 4 – Межфункциональные бизнес-процессы на предприятии
3. В зависимости от места в иерархии целей организации :
· БП верхнего уровня – процессы, направленные на реализацию стратегических целей компании, наиболее значимые для компании,
· БП среднего уровня – процессы, направленные на реализацию тактических целей,
· БП нижнего уровня - процессы, направленные на реализацию оперативных целей.[1]
4. По степени детализации :
· макропроцессы – укрупненные бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую чтобы описать бизнес-процессы верхнего уровня,
· субпроцессы – бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую для описания бизнес-процессов среднего уровня,
· микропроцессы – бизнес-процессы, имеющие предельно максимальную степень детализации, используются для описания бизнес-процессов нижнего уровня.[1]
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Немаловажным фактором любого бизнес-процесса будет эффективность, а важнейшая задача менеджмента состоит в постоянном улучшении показателей каждого бизнес-процесса. Одним из наиболее важных оперативных показателей и критериев оценки любой компании должен являться показатель длительности цикла завершения процесса. Общая длительность цикла — это то количество времени, которое проходит с момента начала выполнения задачи до момента ее полного завершения.
Кроме того, важным является и анализ добавленной ценности процесса.
Любые процессы в компании можно разделить на две составляющие — ту, которая добавляет ценности продукту, и ту, которая не увеличивает его потребительскую ценность. Критерий увеличения составляющей добавления ценности процесса может использоваться как основа для оптимизации бизнес- процессов компании.
Основная проблема организаций заключается в том, что ценность их продукта, выраженная в цене, по которой его готов приобрети рынок, должна быть выше, чем понесенные организацией затраты. Таким образом, добавленная ценность является теоретической концепцией, выражающей соотношение рыночной стоимости и фактически понесенных затрат на продукт. Величину добавленной ценности (AV) можно получить из формулы:
AV = Va — Vb , где:
Va — ценность после обработки, Vb — ценность перед обработкой.
Эффективность бизнес-процессов можно определить, рассчитав коэффициенты эффективности, представленные в следующей таблице:
Табл. 2 –
Коэффициенты эффективности бизнес-процессов и их расчёт
1. Сложность — это отношение количества уровней декомпозиции модели процессов к сумме экземпляров процессов.
2. Процессность — определяется как отношение количества «разрывов» (отсутствие причинно-следственной связи между экземплярами бизнес- процесса) в бизнес-процессах к сумме классов процессов.
3. Контролируемость — определяется, как отношение количества классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса (СП).
4. Ресурсоемкость — определяется как отношение количества используемых ресурсов к количеству «выходов» (результатов экземпляров процессов) бизнес- процессов.
5. Регулируемость — определяется, как отношение количества имеющихся регламентной документации к количеству классов бизнес-процессов.
К основным показателям эффективности бизнес-процесса можно отнести следующие:
· Затраты ресурсов: временные (цикл, длительность, производительность, скорость выполнения заказов); материальные (расход средств и материалов, складские запасы и т.д.).
· Затраты на брак.
· Затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников.
· Эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования; коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов; затраты времени на проведение единицы работ или услуг.
Обычно компании рассматривают свои бизнес-процессы в разрезе четырех отдельных категорий:
· развитие продуктов и услуг;
· генерирование спроса;
· удовлетворение спроса;
· планирование и управление предприятием.
Однако процессы — это то, что отражает, какая работа, где и когда выполняется, каким образом она делается. Поэтому необходимо рассмотреть те их аспекты и характеристики, измерение которых будет достаточно важно для оценки определенного процесса. Эти измерения можно разделить на следующие категории:
· качество;
· количество;
· время;
· легкость в использовании;
· деньги.
Именно эти пять категорий помогут найти критерии для измерения наиболее важных для достижения успеха контрольных точек процесса. При измерении эффективности необходимо отдельно рассматривать составляющие самого процесса. [2]
Библиографический список:
1. В.Г Елиферов, В.В. Репин «Бизнес-процессы. Регламентация и управление», 2016, с.300;
2. Эккерсон У. «Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности; мониторинг деятельности; оценка результатов», 2007, c.396.