Регион: Выбрать регион
Сейчас: 27 декабря 13:03:59
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Классификация бизнес-процессов и показатели эффективности бизнес-процессов

Гирилюк Мария Анатольевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет, 
г. Брест,         Беларусь
E-mail: alena.romanovich.1998@mail.ru
Романович Алёна Валерьевна
студент 3 курса,
Брестский государственный технический  университет, 
г. Брест,         Беларусь
E-mail: alena.romanovich.1998@mail.ru
Научный руководитель – Вакулич Наталья Александровна
Ассистент кафедры экономической теории и логистики, магистр экономических наук
Брестский государственный технический университет, 
г.Брест, Беларусь
E-mail: vna_brgtu@mail.ru

ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Бизнес-процесс  -  это  совокупность  связанных  между  собой  действий, направленных  на  создание  конечного  продукта  для  удовлетворения  спроса потребителя,  протекающих  под  непосредственным  руководством  владельца предприятия.  Наглядно  бизнес-процесс  можно  представить  следующим образом:  
e2ef524fbf3d9fe611d5a8e90fefdc9c.jpg 
 
Рис. 1 – Схема бизнес-процессов на предприятии

Несмотря  на  положительное  развитие  предпринимательской деятельности  в  мире,  в  Республике  Беларусь  предпринимательская деятельность находится в начальной стадии развития: она представлена малым количеством  компаний,  плохо  структурирована,  отмечается  дефицит высококвалифицированных  кадров,  слабая  мотивация  персонала,  недостаток технической оснащённости. Всё вышеперечисленное свидетельствует о слабом развитии бизнес-процессов на предприятиях Беларуси.

КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Бизнес-процессы классифицируются по разным параметрам. Рассмотрим некоторые классификации:

1.   По  предназначению (по  характеру  деятельности  и  создаваемому продукту) выделяют:

·  Основные процессы

 

  • ь  Основные процессы 
  • ь  Сопутствующие  процессы  (совокупность  повторяющихся  мер,
  • действий, которые ориентированы на производство, сопутствующее главному)

 

·  Вспомогательные процессы

 

  • ь  Вспомогательные процессы
  • ь  Обеспечивающие процессы (мини-процессы в службе персонала, в
  • финансовых  структурах,  в  службах  закупки,  инженерных, технических разработок, хозяйственных отделов)

 

·  Процессы управления

 

  • ь  Управляющие процессы 
  • ь  Процессы  развития  (формирование  новых  направлений,  создание
  • мини-процессов.  Появляются  новые  производственные  линии, реализовываются технологические идеи, создаются разновидности продукта и др.)[1]

 

Основные характерные признаки процессов представлены в таблице 1:

 Табл. 1 – Основные характерные признаки бизнес-процессов

ed3d2c21991e3bef5e069713af9fa6ca.jpg

На  рисунке  2  отображены  взаимодействия  бизнес-процессов  по предназначению:
ac627ab1ccbdb62ec96e702f07f6425b.jpg 

Рис. 2 – Взаимодействие бизнес-процессов по предназначению

2.   В зависимости от места в организационной структуре                                               : 

·  Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы) – бизнес-

процессы, происходящие внутри одного подразделения предприятия и имеющие своего руководителя.[1]

 Внутрифункциональные процессы представлены на рисунке:   
 f899139df5e1059396431415e770c6dd.jpg

Рис. 3 – Внутрифункциональные бизнес-процессы предприятия

·  Сквозные  процессы  (межфункциональные  процессы)  -  это  бизнес-

процессы,  полностью  или  частично  включающий  деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими

различную  функциональную  и  административную  подчиненность. 

Сквозные бизнес-процессы организации отображены на схеме:

 38b3eff8baf56627478ec76a704e9b52.jpg

Рис. 4 – Межфункциональные бизнес-процессы на предприятии

3.   В зависимости от места в иерархии целей организации                                               : 

·  БП  верхнего  уровня  –  процессы,  направленные  на  реализацию стратегических целей компании, наиболее значимые для компании, 

·   БП  среднего  уровня  –  процессы,  направленные  на  реализацию тактических целей,

·  БП  нижнего  уровня  -  процессы,  направленные  на  реализацию оперативных целей.[1]

4.   По степени детализации         :

·  макропроцессы  –  укрупненные  бизнес-процессы  имеющие  степень детализации  необходимую  чтобы  описать  бизнес-процессы  верхнего уровня,

·   субпроцессы  –  бизнес-процессы  имеющие  степень  детализации необходимую для описания бизнес-процессов среднего уровня,    

·  микропроцессы – бизнес-процессы, имеющие предельно максимальную степень  детализации,  используются  для  описания  бизнес-процессов нижнего уровня.[1] 

 

 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Немаловажным фактором любого бизнес-процесса будет эффективность, а   важнейшая  задача  менеджмента  состоит  в  постоянном  улучшении показателей каждого бизнес-процесса. Одним из наиболее важных оперативных показателей и критериев оценки любой компании должен являться показатель         длительности цикла завершения процесса. Общая длительность цикла — это то количество времени, которое проходит  с  момента  начала  выполнения  задачи  до  момента  ее  полного завершения.   

Кроме того, важным является и анализ добавленной ценности процесса.

Любые процессы в компании можно разделить на две составляющие  — ту, которая  добавляет  ценности  продукту,  и  ту,  которая  не  увеличивает  его потребительскую  ценность.  Критерий  увеличения  составляющей  добавления ценности процесса может использоваться как основа для оптимизации бизнес- процессов компании.

Основная  проблема  организаций  заключается  в  том,  что  ценность  их продукта, выраженная в цене, по которой его готов приобрети рынок, должна быть  выше,  чем  понесенные  организацией  затраты.  Таким  образом, добавленная  ценность  является  теоретической  концепцией,  выражающей соотношение рыночной стоимости и фактически понесенных затрат на продукт. Величину добавленной ценности (AV) можно получить из формулы:

AV = Va — Vb , где: 

Va — ценность после обработки,  Vb — ценность перед обработкой.

Эффективность бизнес-процессов можно определить, рассчитав коэффициенты эффективности, представленные в следующей таблице:

 

Табл. 2 – Коэффициенты эффективности бизнес-процессов и их расчёт 
ec8956637a99787bd197eacd77acce5e.jpg 

1.    Сложность  —  это  отношение  количества  уровней  декомпозиции  модели процессов к сумме экземпляров процессов. 

2.   Процессность  —  определяется  как  отношение  количества  «разрывов» (отсутствие  причинно-следственной  связи  между  экземплярами  бизнес- процесса) в бизнес-процессах к сумме классов процессов. 

3.   Контролируемость  —  определяется,  как  отношение  количества  классов бизнес-процесса к количеству собственников процесса (СП). 

 

4.  Ресурсоемкость — определяется как отношение количества используемых ресурсов к количеству «выходов» (результатов экземпляров процессов) бизнес- процессов. 

5.   Регулируемость  —  определяется,  как  отношение  количества  имеющихся регламентной документации к количеству классов бизнес-процессов.

К  основным показателям эффективности бизнес-процесса можно отнести следующие:

·  Затраты ресурсов: временные (цикл, длительность, производительность, скорость  выполнения  заказов);  материальные  (расход  средств  и материалов, складские запасы и т.д.).

·  Затраты на брак.

·  Затраты  на  обучение,  подготовку  и  повышение  квалификации сотрудников.

·  Эффективность  использования  ресурсов  на  единицу  продукции: коэффициенты  использования  оборудования;  коэффициенты использования  ресурсов,  сырья  и  материалов;  затраты  времени  на проведение единицы работ или услуг.

Обычно  компании  рассматривают  свои  бизнес-процессы  в  разрезе четырех отдельных категорий:

·  развитие продуктов и услуг;

·  генерирование спроса;

·  удовлетворение спроса;

·  планирование и управление предприятием.

Однако процессы  —  это  то,  что  отражает,  какая  работа,  где  и  когда выполняется, каким образом она делается. Поэтому необходимо рассмотреть те их аспекты и характеристики, измерение которых будет достаточно важно для оценки  определенного  процесса.  Эти  измерения  можно  разделить  на следующие категории:

·  качество;

·  количество;

·  время;

·  легкость в использовании;

·  деньги.

Именно  эти  пять  категорий  помогут  найти  критерии  для  измерения наиболее важных для достижения успеха контрольных точек процесса. При измерении эффективности необходимо отдельно рассматривать составляющие самого процесса. [2]

Библиографический список:

1.      В.Г  Елиферов,  В.В.  Репин  «Бизнес-процессы.  Регламентация  и управление», 2016, с.300;

2.     Эккерсон У. «Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели  эффективности;  мониторинг  деятельности;  оценка результатов», 2007, c.396. 


Количество просмотров: 2075
теги:
06.05.2018 13:57 | qazaблог автора

Еще публикации: