Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 1:19:45
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Алгоритм переключения грузопотоков со смежных видов транспорта на водный

Королева Елена Арсентьевна д.э.н.,
профессор кафедры транспортной логистики Государственный университет морского и речного флота им.адм. С.О. Макарова
г. Санкт-Петербург
e-mail: kea_56@mail.ru
Мартынов Алексей Леонидович к.э.н.,
доцент кафедры транспортной логистики Государственный университет морского и речного флота им.адм. С.О. Макарова 
г. Санкт-Петербург
e-mail: martyn100@yandex.ru
Сурнина Александра Сергеевна
Ст. преподаватель кафедры транспортной логистики Государственный университет морского и речного флота им.адм. С.О. Макарова 
г. Санкт-Петербург
e-mail: surnina_2006@mail.ru 

Управление грузопотоками является основой для эффективного и  качественного  транспортного  обслуживания    экономики  страны    и отдельных экономических субъектов рынка.

Основными  традиционно  выделяемыми  функциями  управления являются анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование и  контроль.

Рассмотрение функций управления применительно к грузопотокам позволяет оценить их роль как в формировании транспортной системы, так и качества транспортного облуживания.

Анализ,  как  метод  исследования,  предполагает  исследование отдельных  элементов  изучаемого  объекта.  В  практике  управления грузопотоками  анализ  используется  для  изучения  состояния  и  тенденций развития  грузопотоков  в  различных  разрезах.  Все  это  предполагает  четкое определение понятия «грузопотоки», выявление их характеристик. 

Определяя  понятие  «грузопоток»  традиционно  используют  два определения, что по сути, не влияет на их дальнейшее изучение. Первое определение акцентирует внимание на том, что грузопоток это количество грузов, перевозимых за некоторый промежуток времени между определенными пунктами и регионами [1].

Второе определение под грузопотоком понимает объем перевозок, проходящий  в единицу  времени  через определенное сечение транспортного пути в определенном направлении [2].

Несмотря на различие в определениях очевидно, что грузопоток является векторным понятием и имеет соответственно размер и направление. На  дальнейшую  организацию  транспортного  процесса,  схему освоения грузопотока, планирования развития и модернизации транспортной инфраструктуры  влияют  характеристики  грузопотоков,  которые  можно рассматривать и как классификационные признаки. 
 d2ddea18f00665ce8623e36bd4e3c7c5.jpg
ad61ab143223efbc24c7d2583be69251.jpg

 Анализ грузопотоков проводится как с применением количественных, так и  качественных методов. Основными методами анализа грузопотоков являются:

-  транспортно-экономический баланс;

-  нормативные показатели;

-  прямой учет.

Транспортно-экономический  баланс  составляют  исходя  из основных  показателей  материального  баланса  на  основе  анализа географического размещения ресурсов и их распределения в пределах рынка, что позволяет определить схемы доставки грузов в пределах экономического района.  Метод  нормативных  показателей  основан  на  зависимости  между производством продукции и объемами перевозок. Сущность метода  прямого учета  заключается  в  сплошном  обследовании  грузообразующих  и грузопоглощающих пунктов региона.

Планирование  грузопотоков  осуществляется  в  долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

При планирование грузопотоков производится их распределение по транспортной  сети,  в  том  числе  распределение  грузопотоков  по  отдельным видам транспорта.

Распределение грузопотока по транспортной сети зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются:

-   состояние,  характера  и  уровень  развития  транспортной  и транспортно-логистической инфраструктуры;

-   тип  транспортной  организации  территории  (моноцентрическая система;  система,  ориентированная  вовне  региона  с  высокой  транспортной проходимостью  внутри  региона;  система,  ориентированная  вовне,  с  плохой проходимостью внутри региона; водная система коммуникаций);

-  взаимодействие видов транспорта (при смешанных перевозках, в транспортных  узлах).  Учитываются  и  анализируются  технические, технологические, экономические, правовые формы взаимодействия;

-   размещение  транспортных  средств  и  транспортной  сети относительно грузообразующих и грузопоглощающих пунктов.

В  зависимости от периода планирования можно выделить:

-  методы оперативного выбора вида транспорта;

-  методы стратегического планирования и выбора вида транспорта для освоения грузопотока.

При оперативном выборе вида транспорта различают:

-   методы  расчета  экономического  эффекта  от  выбранного  вида транспорта по конкретной корреспонденции;

-   методы  определения  рациональных  сфер  или  равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

Расчет затрат по каждой корреспонденции перевозок хотя и точен, но достаточно трудоемкий. Поэтому на практике при распределении грузопотоков по  транспортной  сети  пользуются  заранее  определенными  сферами рационального использования каждого вида транспорта или равновыгодными (предельными) расстояниями.

Ко второй группе методов распределения грузопотоков по транспортной сети относится и метод установления границ  района тяготения. Под районом  тяготения понимается территория, грузы с которой целесообразно вывозить или ввозить конкретным видом транспорта через данный транспортный узел.

При  определении  районов  тяготения  к  внутренним  водным  и железнодорожным  путям  различают  районы  непосредственного  и перевалочного тяготения. В первом случае груз подвозится из района местным видом  транспорта  (автомобильным)  либо  зарождается  в  пунктах, расположенных  на  данном  водном  пути.  Во  втором  случае  с  другого магистрального вида транспорта, например из района перевалочного тяготения к   водному  пути  по  железной  дороге.  Критерием  для  установления  границ непосредственного или перевалочного тяготения служит минимум затрат по доставке груза.

При  текущем выборе вида транспорта грузовладелец делает выбор из существующей инфраструктуры транспортной сети и видов транспорта. При стратегическом  планировании выбор ведется с учетом возможности развития транспортной и логистической инфраструктуры  и создания новых способов перемещения  товаров.  Расчеты    по  выбору  вида  транспорта  проводятся  на основе сопоставления интегральных затрат за весь период жизненного цикла. При  планировании  распределения  грузопотоков  по  транспортной  сети может решаться вопрос и о переключении действующих грузопотоков с одного вида транспорта на другой. 

 

Алгоритм  обоснования переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный  приведен на рисунке 1. 
 fbd7939d674997cdb4692d34de8633c4.jpg

Рисунок  1  –  Алгоритм  обоснования  переключения  грузопотоков  со смежных видов транспорта на внутренний водный

 

Блоки  1,2,3,4,5  алгоритма  представляют  собой  исходные  данные  для принятия решения. Предварительный выбор вида транспорта, с акцентом на внутренний  водный  (блок  6)  производится  с  учетом  сфер  рационального использования,  преимуществ  и  недостатков,  а  также  с  учетом  параметров осваиваемого грузопотока и исходных данных (блок 2 - 5). Формирование схем перевозки  (блок  7)  производится  в  случае  возможности  переключения грузопотока со смежных видов транспорта на различные участки водных путей или с использованием различных пунктов перевалки.

Обоснование  метода  выбора  вариантов  перевозки  грузов  по  основной номенклатуре  предлагается  производить  с  учетом  особенностей  конкретной перевозки,  требований,  предъявляемых  клиентом  к  уровню  обслуживания, состоянием транспортно-логистической инфраструктуры и других факторы. Оценка  целесообразности  использования  для  обоснования  освоения отдельных  грузопотоков  водным  транспортом,  дополнительных  методов оценки  и  выбора  перевозчиков  (блок  9)  производится  в  том  случае,  если клиентом предъявляются какие-либо дополнительные требования к оказанию логистических  услуг  при  освоении  грузопотока  водным  транспортом, например, доставка груза от двери до двери, частота сервиса, создание запаса на  межнавигационный  период,  отсутствие  резерва  пропускной  способности, транспортно-логистической инфраструктуры, надежность перевозки и т.д. Функция    организации  грузопотока  осуществляется  на  макро  и микроуровне.  На  макроуровне  организация  грузопотока  предполагает формирование  и  развитие  транспортной  и  логистической  для  освоения грузопотоков.  На  микроуровне  –  уровне  транспортных  организаций  – реализуются две взаимосвязанные функции – организация перевозок грузов и организация движения транспортных средств.

При  организации  доставки  грузов  регламентируются  следующие вопросы:

-  выбор транспортного оператора или ТЭО;
-   выбор  типа  организатора  перевозки  груза  (поручить  ТЭО  или организовать самим);

-  выбор варианта перевозки (разработка и обоснование маршрута) Рассмотрение основных функций управления грузопотоками позволяет более  четко  руководить  данными  процессом  и  планировать  развитие транспортной  и  логистической  инфраструктуры,  прогнозировать  качество транспортного облуживания как экономики, так и отдельных субъектов рынка.

Библиографический список: 

1.    Управление  транспортными  системами.  Транспортное обеспечение  логистики/  В.Д.  Герами,  А.В.  Колик.,  М.:  Издательство Юрайт, 2014. – 510 с.

2.    Управление  грузовыми  потоками  в  транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов и др. под редакцией Л.Б. Миротина, М.: Горячая линия – Телеком, 2012г.

 

3.    Галабурда  В.Г.  Оптимальное  планирование  грузопотоков  – М.: Транспорт, 1985г. -256 с.

4.   Королева  Е.А.,  Шихова  И.О.  Оценка  возможности переключения грузопотоков со смежных видов транспорта на внутренний водных.  Материалы  XIII  Международной  научно-практической конференции, 24-25 апреля 2014г.: мат. докл./ ред. кол.: В.С. Лукинский и др. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2014. – 386 с.

5.   Костров  В.Н.  Транспортная  логистика.:  Учебное  пособие  / В.Н. Костров, В.В. Цверов. – Н.Новгород. ФГОУ ФПО «ВГАВТ», 2009г. - 224с. 

6.   Изучение  грузопотоков  при  планировании  и  организации автомобильных перевозок. Лахтик М.С., Прудовский Б.Д., Субочева И.Г., Харшан И.А. – М.: Транспорт, 1975г. – 28 с.  


Количество просмотров: 1543
теги:
06.05.2018 10:47 | qazaблог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама