аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: aspirantura@unecon.ru
Научный руководитель – Парфенов Александр Викторович
д.э.н., профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
Транспортная система России является одним из основных условий развития экономики. Транспортные контакты со странами зарубежья создают условия для широкого привлечения транзитных грузопотоков и получения доходов от экспорта транспортных услуг.
Рассматривая логистические услуги и процессы, внедряя новшества в процессе их продвижения на торговой площадке, мы акцентируем внимание на создании инновационного бизнеса с целью получения прибыли с использования их и реализации.
Применительно к комплексу взаимосвязанных элементов логистики и в зависимости от уровня рассмотрения логистической инфраструктуры требуется понятийный аппарат, оперирующий инновационными методами влияния на качество работы логистической системы в целом.
В понятийный аппарат логистической системы с набором различных инфраструктур: транспортной, инженерной, экономической, информационной для внедрения эффективно функционирующего аппарата управления нужны идеологически связующие надстройки, концепции и качественно новая система взаимоувязанных моделей и методик координирования элементов.
Развитие и распространение теории инноваций происходили в общей теории циклов и кризисов, прежде всего в экономической и технологической сферах. Н.Д. Кондратьев ввел теорию закономерностей взаимосвязи «повышательных» и «понижательных» волн с волнами технических изобретений и их прикладного значения для экономической динамики. Деятельность Саймона Кузнеца характеризуется изучением инноваций и их взаимосвязи с экономическим ростом.
- Введено понятие эпохальных нововведений с переходом от одной исторической эпохи к другой.
- Эпохальным нововведением согласно его воззрениям, стало ускоренное развитие науки.
- Технологические нововведения взаимосвязаны с нововведениями в других сферах общества.
- Государство должно анализировать, отбирать или отбрасывать правовые и институциональные нововведения производства.
Й. Шумпетер сконцентрировал свое внимание на экономических инновациях, высоко оценил роль предпринимателя-новатора в экономическом прогрессе.
Согласно пяти типам нововведений классической инновационной теории Й. Шумпетера: изготовление нового, еще неизвестного потребителям продукта; внедрение нового метода производства или нового способа коммерческого использования известного продукта; освоение нового рынка сбыта; открытие нового источника сырья; реорганизация (монопольное положение в отрасли) и современным требованиям к научно обоснованному методу управления в условиях колоссального научно-технического скачка в развитии общества требуется осмысление и синтез новых подходов к методологии и к теории современного ведения бизнеса.
Инновационная экономика включает в себя информационные и производственные технологии и компьютеризированные системы, которые в корне трансформируют производственные системы, технологии, различные средства в области производства информации. Необходимость перехода к стратегии инновационного развития, ведет к увеличению потребности в качественных логистических услугах.
Инновационная составляющая в условиях модернизации современного бизнеса и логистика позволяют оптимизировать товарные запасы в сторону минимизации, не исключая в будущем отказ от их использования [2, с. 227], способствует сокращению времени поставки товаров от поставщика к потребителю [1, с.62], ускоряет информационный доступ ко всем системам и каналам связи, делает более качественным сервис в транспортных перевозках. При этом снижаются издержки на процесс перевозок и международных логистических операций, на работу всей инфраструктуры [3, с. 192].
Для осуществления процессов согласования логистических операций различного уровня, согласования интересов клиентуры и владельцев транспортных средств необходимо применять комплексное управление материальными и информационными потоками в рамках системы и оно должно основываться на строго научные принципы. Применение строгой методологии управления необходимо для эффективности функционирования международной транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики.
Сочетание интеграционных процессов в целостную схему дает возможность построения надежной, эффективной и безопасной инфраструктуры.
Консолидирующие положения и принципы логистики в современной научной литературе общеизвестны:
- рассмотрение движения материальных потоков как единого процесса от первичного источника до конечного потребителя, что предполагает выполнение таких видов логистических операций, как транспортировка, загрузка, разгрузка, перемещение, складирование и хранение материалов [1, с. 63];
- формирование и применение научно обоснованного организационно- управленческого механизма координации действий специалистов различных служб, органов и институтов, участвующих в управлении материальными потоками [4, с. 188];
- увязка в единую систему осуществления комплекса мероприятий по рационализации тары, унификации грузовых единиц, совершенствованию складирования, научной оптимизации величины заказов и уровня запасов, научно обоснованного выбора наиболее эффективных путей движения материальных потоков и т. п. [5, с. 308].
Учет региональных особенностей, специфики грузов, роста транспортных перевозок, рост числа материальных потоков требуют от организации соответствующего уровня управления и оптимизации.
Эффективно управляемый поток информации для поддержки систем материального потока открытой, т. е. способной приспосабливаться к новым условиям рынка должен опираться на инновационные парадигмы и методологию менеджмента. Моделирование методов эффективного менеджмента должно иметь научное обоснование международных логистических операций и оказывать положительное влияние на специфику международных перевозок.
Условия международных перевозок и конкурентная среда в этой области ведения бизнеса сопряжены с высокими рисками. Участниками этого сложного процесса являются грузоотправители и грузополучатели, экспедиторы, таможенные и пограничные органы, железнодорожные администрации разных стран, операторы авто- и вагонного парка, морские порты и др. При этом отдельные участники перевозочного процесса имеют собственные, часто противоречивые цели.
При формировании научного обоснования и моделирования логистических операций в международных перевозках нужно учитывать и условия рыночных отношений и сложность управления перевозочными операциями. В рыночных отношениях требуется выбор клиентом альтернативного вида транспорта, выбора перевозчика и заключения условий перевозок в соответствии с установленными законодательством правилами для принятия научно обоснованных управленческих решений. Это кардинально изменило подход к научному обеспечению логистических операций в части математических и статистических методов прогнозирования [6, с. 306]. Научный подход основывается на идее сквозного управления материальными потоками, что лежит в основе логистической деятельности. Собственно под логистической деятельностью следует понимать интеграцию процесса перевозок с производственной сферы до потребителя, что включает в себя погрузочно-разгрузочные операции, хранение и транспортировку товаров, а также необходимые информационные процессы, с планированием, реализацией и контроле с учетом расходов, необходимых для перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также получением информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры [6, с. 239]. Все вышеназванные операции, по мнению исследователей Беляковой Е.В и Широченко Н.В. входят в спектр услуг транспортного обслуживания потребителей [7, с. 333].
Для предприятий транспортной отрасли использование научного подхода при осуществлении логистических операций является средством оптимизации транспортных расходов и рационализации товарооборота [3, с. 195]. Привлечение научных подходов к оперативному регулированию логистических операций поставок и перевозок уменьшает потери времени и материальных ресурсов. Высокая эффективность методов и моделей в логистике обеспечивает ряд условий:
- системность и операциональность логистических операций;
- методологическая парадигма эффективности логистических операций;
- адекватность модели реальной логистической системе, объективность учета взаимосвязи подсистем;
- непрерывность процесса внедрения модели.
Важными для стабилизации экономики и создания новой экономической системы является оптимизация логистических операций и создание инфраструктуры, адекватной инновационной парадигме.
Библиографический список:
1. Матушевич О.В. Современные подходы к определению материального потока отечественными исследователями // Сибирская финансовая школа. – 2016. № 6 (119). – с. 60-64.
2. Уметалиев А.С. Логистика гармонизации международных таможенных терминалов // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2015. № 2 (9). – с. 225-230.
3. Тюрин А.Ю. Планирование транспортно-логистических операций на оперативном уровне принятия решения // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2017. № 2 (120). – с. 190-198.
4. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Проблемы методологического обеспечения транспортно-логистических операций во внешнеторговой деятельности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. Т. 4. № 5-3 (25-3). – с. 186-190.
5. Нургалиев Е.Р., Кесова Ю.С. Исследование возможностей моделирования логистических операций // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. Т. 3. № 7-2 (18-2). – с. 305-309.
6. Кириллова Л.К., Кириллов В.М. Структуризация логистических затрат внешнеторговых операций // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2016. № 1-1. – с. 237-242.
7. Гильц Н.Е., Белякова Е.В., Широченко Н.В., Белякова А.А. Мониторинг логистических операций в звеньях цепи международных поставок // Фундаментальные исследования. – 2015. № 6-2. – с. 331-335.