к.т.н., доцент Казахстанско-Немецкий Университет,
г.Алматы, Казахстан
E-mail: t-dinar@mail.ru
Кегенбеков Жандос Кадырханович
к.т.н., доцент Казахстанско-Немецкий Университет,
г.Алматы, Казахстан
E-mail: kegenbekov@dku.kz
Сухоставская Лолита Рашидовна
Магистрант 1-курса
Казахстанско-Немецкий Университет,
г.Алматы, Казахстан
E-mail: Lolita_lukash@mail.ru
Исследование показывает, что на данный момент транспорт стал более доступен для маломобильных групп населения, возросло количество велодорожек до 24 км, проведено внедрение автобусов, использующих компримированный природный газ, а также взят курс на стратегию устойчивого транспорта. Данная статья является пособием для дальнейшей исследовательской работы по теме общественного пассажирского транспорта города Алматы.
Полное и качественное удовлетворение транспортных потребностей населения города Алматы является важной социально-экономической задачей. Организация транспортного обслуживания населения за последние годы претерпевает значительные изменения, тем не менее, еще остаются нерешенные проблемы в сфере обеспечения устойчивого функционирования городского пассажирского транспорта. Целью данной статьи является анализ текущего состояния и оценка будущих перспектив в сфере общественного пассажирского транспорта города Алматы. Объектом исследования является городской пассажирский транспорт (ГПТ). В связи с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ логистического подхода к перевозке пассажиров;
- анализ состояния и тенденций в сфере обслуживания общественным пассажирским транспортом;
- разработка собственного виденья и прогноз на основе имеющихся концепций.
При написании статьи использовались теоретические и эмпирические частные методы исследования: анализ, синтез информации, а также работа с литературой и документами, оценка результатов деятельности и наблюдение.
В процессе решения важнейших вопросов, связанных с оценкой транспортных систем города, с определением "узких" мест в развитии транспорта, необходимо достаточно полно охарактеризовать состояние транспортной системы с помощью соответствующим образом сформированной совокупности показателей, основывающейся на принципах системного анализа с подбором учитывающих роль транспорта и его специфику. Это является основой логистического подхода к перевозке пассажиров.
В соответствии с принципом двойственности систему показателей состояния и функционирования транспорта целесообразно рассматривать как включающую в себя две подсистемы, соответственно отражающие внутренние и внешние его характеристики.
К числу важнейших внутренних характеристик следует отнести показатели уровня развития транспорта, а также показатели уровня его использования. Важнейшими внешними характеристиками, отражающими степень удовлетворения потребностей, являются показатели уровня сбалансированности транспорта и обслуживаемых им отраслей [1].
Из
внутренних показателей, характеризующих состояние
ГПТ, рассмотрим количество транспортных
перевозчиков, обслуживаемые ими маршруты и натуральные показатели: объем
перевозок и пассажирооборот. Основные тенденции указанных показателей города
Алматы по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики
Республики Казахстан отражены в таблице 1 [2].
Анализ данных табл. 1 показывает, что в течение года произошло увеличение объемов перевозок на 8%, а пассажирооборот в свою очередь увеличился на 2%. Это говорит о том, что использование общественного транспорта ежегодно набирает рост.
Кроме
того, на данный
момент существует уже
около 15 автоперевозчиков,
предлагающих свои услуги по организации общественного транспорта в городе
Алматы, табл.2 [3].
Неуклонно растущее
количество автопарков в
сфере пассажирских городских перевозок,
а так же
их территориальное распределение
может свидетельствовать о том, что происходит постепенный охват всех
пригородных зон и обеспечение высокой степени доступности ГПТ.
Кроме того, в 2011 году с целью оказания содействия городу в решении проблемы роста выбросов парниковых газов от транспорта и улучшении окружающей среды посредством продвижения устойчивого транспорта и реализации демонстрационных проектов стартовал 5-летний проект ПРООН- ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы». В 2013 г. при содействии проекта УТГА была разработана и принята «Стратегия устойчивого транспорта г. Алматы на 2013–2023 гг.», которая позволит улучшить качество жизни в Алматы - городе, привлекательном для жизни и работы. В мае 2014 г. презентованы и получили одобрение Акима г. Алматы пилотные проекты по организации скоростного автобусного коридора по типу БРТ и строительству новой велодорожки. Проект УТГА поддерживает мероприятия по популяризации велосипедного движения: организуемые инициативной группой Вело-Алматы детские ежегодные велопробеги, занятия в велошколе, где новички и более опытные велолюбители получают навыки безопасной езды по городу. Проект «Устойчивый транспорт г.Алматы» содействует участию представителей акимата, транспортных организаций и общественности в различных конференциях по развитию устойчивого транспорта на международном уровне, для обмена опытом и поиска свежих идей. Более 350 специалистов прошли обучение и приняли участие в наших мероприятиях в 2012-2014 гг.
Задачи проекта Устойчивый транспорт г. Алматы:
- улучшение управления общественным транспортом в г. Алматы, создание потенциала для улучшения эффективности и качества общественного транспорта;
- улучшение управления качеством воздуха в г. Алматы;
- создание потенциала по интегрированному управлению дорожным движением г. Алматы;
- реализация демонстрационных проектов, повышение информированности населения об устойчивом транспорте;
- увеличение на 20% доли поездок на общественном транспорте к 2023 году [4].
На сегодняшний день, по результатам осуществления данного проекта, автобусы являются по-прежнему основным видом общественного транспорта в городе, которым ежедневно пользуется большинство горожан, но намного улучшилась инфраструктура и подвижной состав. Сегодня в Алматы действуют 160 автобусных маршрутов, некоторые из них обеспечивают связь города с населенными пунктами, расположенными неподалеку от Алматы. Кроме того, часть автобусов (порядка 800 единиц) переведена на компримированный (сжатый) природный газ.
Возрос уровень доступности автобусов для маломобильных групп населения. В Алматы маршруты обслуживают около 1400 автобусов. Из них около 800 автобусов частично низкопольной конструкции, т.е. в передней и средней частях транспортное средство имеет ровный пол без ступенек, а в задней части, где преимущественно располагаются места для сиденья, уровень пола повышается. Остальные автобусы – это автобусы с высоким полом марок Hyundai, ПАЗ, ISUZU, Daewoo и другие.
Стоит отметить, что троллейбусная сеть в городе Алматы состоит из 8 маршрутов, которые соединяют запад, восток и юг города с железнодорожными вокзалами «Алматы-1» и «Алматы-2». Парк транспортных средств полностью состоит из частично низкопольных троллейбусов «Neoplan Kazakhstan Young Man» (212 единиц составов).
Что касается, движения трамваев, в Алматы оно было приостановлено 31 октября 2015 года. Трамвайная инфраструктура пути находятся в аварийном состоянии, и требует ремонта. Со стороны жителей в последние годы было много нареканий на большие интервалы в движении, и как следствие на протяжении нескольких лет фиксировался низкий пассажиропоток. Предложения по реконструкции трамвайного хозяйства (путей, депо и закуп дополнительного подвижного состава) находятся на рассмотрении в Акимате г Алматы.
Вне зависимости от решения по старым трамвайным путям, в Алматы с 2009 года рассматривается проект по скоростному легкорельсовому трамваю (ЛРТ). По данным Международного союза общественного транспорта (МСОТ), ЛРТ сейчас возрождается как высокобезопасный транспорт и 80 городов мира либо уже строят, либо планируют строительство своей первой линии. В период с 2009 - 2011 г различными институтами по заказу Акимата г Алматы были подготовлены ТЭО, проводились исследования и согласования по формату реализации и финасированию проекта ЛРТ, но решение по реализации проекта не было принято. С 2013 года началась новая фаза проекта и по запросу Акимата г Алматы, при поддержке Проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы» и Европейского банка реконструкции и развития для подготовки тендерной документации для реализации проекта по схеме государственно часного партнерства (ГЧП) привлечены три группы консультантов: технические специалисты Idom (Испания), юридическая компания Norton Rose (Великобритания/Казахстан), финансовые консультанты компания Ernst&Young (Казахстан). Со стороны Акимата г. Алматы координацией этого проекта занимается Центр обслуживания инвесторов АО "НК "СПК "Алматы". Проект предусматривает строительство линии ЛРТ протяженностью 22,9 км. Прогнозируемая мощность от 77–106 тыс. пассажиров в сутки. Предварительный маршрут легкорельсового транспорта будет проходить от депо в Алатауском районе, далее по улице Момышулы, Толе би, Панфилова и до площади Астана - по Макатаева и улице Жетысуской. Дополнительная ветка будет идти к проектируемой станции метро в микр. Калкаман. Проектная скорость движения составит 24 км/час с 35 остановками, полный маршрут будет преодолеваться за 40 минут. Подвижной состав будет состоять из 36 поездов, при этом один поезд будем вмещать до 200 пассажиров [5].
Система городского велопроката также взяла курс на усовершенствование. Таким образом, в сентябре 2016 года произошло открытие пятидесяти новых станций системы автоматизированного велопроката Almaty Bike с парком на 270 велосипедов. В рамках первой очереди проекта, станции «AlmatyBike» появились на центральных улицах города и рядом с некоторыми станциями метрополитена. Объекты велопроката Almaty Bike работают с помощью энергии от солнечных батарей и оснащены парковочными терминалами с велосипедами. Так же обустроили инфраструктуру, протяженность которой составляет около 24 км и охватывает большое количество зон города.
Проведенная работа по оценке тенденций и концепций в сфере общественного пассажирского транспорта показывает, что на данный момент транспорт стал более доступен для маломобильных групп населения, возросло количество велодорожек до 24 км, проведено внедрение автобусов, использующих компримированный природный газ, а также взят курс на стратегию устойчивого транспорта. Несмотря на это было выявлено, что слабым местом в организации общественного транспорта являются наименьшие структурные единицы – маршруты, рентабельность которых не удовлетворяет потребности населения города.
Библиографический список:
1. Громов Н.Н. Единая транспортная система. Учебник. – М.: Транспорт, – 303с.
2. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersTransport (15 марта 2018)
3. Общественный транспорт г.Алматы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://alatransit.kz/ru/content/kompanii-perevozchiki (12 марта 2018)
4.Стратегия устойчивого транспорта г.Алматы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://alatransit.kz/sites/default/files/strategiya_ustoychivogo_transporta_goroda_al maty_0.pdf (12 марта 2018)
5. Общественный транспорт г.Алматы – Трамваи-ЛРТ[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://alatransit.kz/ru/content/tramvailrt (16 марта 2018)